Финансовая несостоятельность предприятия и управление банкротством

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение процедур банкротства.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие и классификацию процедур банкротства;

- изучить особенности оформления результатов;

- исследовать все нюансы данного закона ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 СУЩНОСТЬ БАНКРОТСТВА И ЕГО ПРОЦЕДУРЫ 8
1.1 Понятие банкротства, основные критерии 8
1.2 Порядок рассмотрения дела о банкротстве в Арбитражном суде 10
1.3 Наблюдение – первая процедура банкротства 11
1.4 Досудебная санация и внешнее управление 15
1.5 Конкурсное производство 20
1.6 Мировое соглашение
2 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

курсовая банкротство.docx

— 71.11 Кб (Скачать)

     Наблюдение  вводится с момента принятия арбитражным  судом заявления о признании  должника банкротом (статья 56) сроком на 3 месяца. Из анализа статьи 56 и п.2 ст. 41 закона можно сделать вывод  о том, что моментом введения процедуры  наблюдения является вынесение арбитражным  судом определения о принятии заявления. Статья 56, устанавливающая  общее правило введения наблюдения для всех категорий должников, в  тоже время делает оговорку, что  данное правило применяется, если иное не установлено законом о банкротстве. Указанная процедура не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица, отсутствующего должника, кредитных 

организаций, организаций, осуществляющих незаконную деятельность по привлечению денежных средств, в случае добровольного  объявления о банкротстве.

     С момента введения процедуры наблюдения законом (статья 57) устанавливается  особый порядок предъявления имущественных  требований к должнику, в частности:

     Кредиторы не вправе обращаться к должнику в  целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке (п.4 ст. 11). Предъявление требований производится в течение месяца со дня вынесения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, путем направления временному управляющему документов, подтверждающих наличие задолженности.

     Рассмотрев  указанные требования, временный  управляющий составляет реестр кредиторов и направляет им уведомления о  результатах. При рассмотрении данного  вопроса следует особо заострить  внимание на том моменте, что в  случае если должник не представит в арбитражный суд в недельный  срок своих возражений по выставленным кредитором требованиям, то данные требования будут признаны установленными в  размере, составе и очередности  удовлетворения, как они представлены внешним управляющим (п.3 ст. 63).

     Запрещается удовлетворение требований участника  – юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи  с выходом из состава его участников. Поскольку участники юридического лица не признаются законом о банкротстве  кредиторами, удовлетворение их требований производится после удовлетворения требований кредиторов из оставшегося  имущества.

     Тем не менее, введенные законом ограничения  полностью не исключают ведение  оперативно-хозяйственной деятельности должником, предоставляя ему тем  самым возможность восстановить свою платежеспособность. При введении наблюдения руководитель должника не отстраняется, а продолжает осуществлять свои полномочия с учетом установленных  ограничений. В тоже время арбитражный  суд вправе отстранить руководителя, если он не приминает необходимых  мер по обеспечению сохранности  имущества или чинит препятствия  временному управляющему при исполнении его обязанностей.

     Упоминая  в данной главе такого участника  процесса несостоятельности как  «временный управляющий» следует более  подробно рассмотреть его правовой статус.

     Временным управляющим может быть назначено  физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и  не являющееся заинтересованным лицом  в отношении должника и кредиторов (п.1 ст.19 Закона).

     Для осуществления своих полномочий временному управляющему необходимо получение  в государственном органе Российской Федерации по делам о банкротстве  и финансовому оздоровлению соответствующей  лицензии.

     Указанные выше требования предъявляются ко всем арбитражным управляющим, будь то временный  управляющий, внешний управляющий  или конкурсный управляющий.

     Назначение  временного управляющего осуществляется арбитражным судом в течение 3 дней со дня подачи заявления о  банкротстве из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при  отсутствии указанных предложений, из числа лиц, зарегистрированных в  арбитражном суде в качестве арбитражных  управляющих.

     Полномочия  временного управляющего прекращаются с момента принятия арбитражным  судом одного из решений: о введении внешнего управления и назначения внешнего управляющего; о признании должника банкротом и открытия конкурсного  производства и назначения конкурсного  управляющего; об утверждении мирового соглашения; об отказе в признании  должника банкротом.

     Для осуществления своих функций  временный управляющий пользуется предоставленными правами и несет  возложенные на него обязанности.

     Поскольку первостепенной задачей указанного лица является защита интересов кредиторов и сохранение имущества должника, основным правом является право предъявления в арбитражный суд от своего имени  требования о признании сделок недействительными, а также о применении последствий  недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных  должником с нарушением требований, установленных законом о банкротстве.

     Обязанности временного управляющего определены в  статье 61 закона, где первостепенное место занимает обязанность по проведению финансового состояния должника.

  1. Законом о банкротстве 1992 г. обязанность проводить финансовый анализ предусматривалась только для конкурсных управляющих. «В основу анализа финансового состояния должника должны быть положены три цели: определение признаков, при наличии которых производство по делу о банкротстве может быть возбуждено; определение оснований для признания должника банкротом; определение признаков (или обстоятельств) при наличии которых платежеспособность должника считается восстановленной».
  2. Обязанностью временного управляющего является также установление кредиторов, не указанных в приложении к заявлению должника. В случае выявления таких лиц временный управляющий обязан известить этих кредиторов о возбуждении дела о банкротстве.
  3. Организация и проведение собрания кредиторов также возложена на временного управляющего. Он определяет дату проведения собрания, учитывая, что указанное собрание должно состояться не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, рассылает кредиторам уведомления о сроке, дате и месте проведения собрания, с указанием количества голосов, которыми они будут обладать.

     Кредиторы обладают числом голосов пропорционально  сумме требований. Решение принимается  простым большинством голосов от общего числа присутствующих голосов.

     На  первом собрании кредиторов принимается  одно из решений, совершенно по-разному  определяющих судьбу должника:

     - о введении внешнего управления  и обращении в арбитражный  суд с соответствующим ходатайством. При этом принимается решение  о количественном и персональном  составе кредиторов.

     - об обращении в арбитражный  суд с ходатайством о признании  и об открытии конкурсного  производства. При этом решение  должно содержать предлагаемый срок внешнего управления и кандидатуру внешнего управляющего, а так же, как в случае принятия решения о введении внешнего управления, о количественном и персональном составе кредиторов.

     Арбитражный суд на основании решения первого  собрания принимает решение о  признании должника банкротом и  об открытии конкурсного производства, или выносит определение о  введении внешнего управления, или  утверждает мировое соглашение.

     В случае если на первом собрании кредиторов не принято решение о введении внешнего управления или решение  о заключении мирового соглашения, либо они не представлены в суд  в течение недели с момента  проведения собрания, арбитражный суд  самостоятельно на основании имеющихся  документов и при наличии признаков  банкротства принимает решение  о признании должника банкротом  и об открытии банкротства.

     Вынесение (принятие) арбитражным судом соответствующего определения (решения) является заключительной стадией процедуры наблюдения.

     1.4 Досудебная санация и внешнее управление.

 

     Закон определяет досудебную санацию как  меру по восстановлению платежеспособности должника, применяемую собственником  имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника – юридического лица, кредиторами  должника и иными лицами в целях  предупреждения банкротства. Из анализа  статьи 27 закона можно сделать вывод, что мерами по восстановлению платежеспособности является финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, как на безвозмездной, так и на возмездной основе, в качестве принятия на себя должником и иными лицами обязательств в пользу третьих лиц, предоставивших эту помощь.

     Законом предусматривается возможность  проведения досудебной санации за счет средств федерального, местного бюджетов или государственных внебюджетных фондов. Для реализации этого положения  необходимо два условия: во-первых, чтобы в соответствующих бюджетах были предусмотрены статьи расходов на эти цели; во-вторых условия проведения санации должны быть установлены  в Федеральном Законе о Федеральном  бюджете.

     Еще одной отличительной особенностью санации является то, что в нем  не регламентируется ни порядок, ни сроки, ни ответственность участников, ни контроль за проведением процедуры  досудебной санации.

     В законе сами участники процедуры  определяет на их взгляд все существенные положения для проведения мер  по восстановлению платежеспособности должника. Таким образом, закон делает процесс досудебной санации практически  бесконтрольным со стороны государственных  органов.

     Внешнее управление вводится арбитражным судом, как правило, на основании решения  первого собрания кредиторов, с основным сроком 12 месяцев и дополнительные 6 месяцев – срок, на который может  быть продлена процедура внешнего управления

     В отношении отдельных категорий  должников закон не предусматривает  введение внешнего управления, это - кредитные  организации; ликвидируемый должник; отсутствующий должник; а также  в случае добровольного объявления должника о своем банкротстве.

Как и  процедура наблюдения, процедура  судебной санации предусматривает  определенные последствия для должника: руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

     Одновременно  прекращаются полномочия органов управления и собственника имущества должника - унитарного предприятия. При этом они в течение 3 дней с момента  назначения внешнего управляющего обязаны  передать необходимую документацию, печати, штампы и материальные ценности.

     Снимаются ранее принятые меры по обеспечению  требований кредиторов. Для снятия арестов не требуется вынесения  судом специального определения, поскольку  арест снимается в силу закона.

     Аресты  на имущество и иные ограничения  действий должника по распоряжению принадлежащим  ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

     Вводится  мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Мораторий - это приостановление  исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. Данная льгота позволяет использовать суммы, предназначенные для исполнения денежных обязательств, на проведение мероприятий по улучшению финансового  состояния должника.

     С момента введения моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям за исключением  исполнения исполнительных документов, выданных на основании решений о  взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским  договорам, алиментов, а также о  возмещении вреда, причиненного жизни  и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом.

     Стоит обратить внимание на норму, которая  закрепляет прекращение начисления штрафов, пеней по денежным обязательствам и финансовых санкций по обязательным платежам при введении моратория.

     При решении вопроса о нераспространении  моратория на требования кредиторов, срок исполнения которых наступил после  введения внешнего управления, законодатель исходит из позиции приоритета интересов  должника, заключающихся в восстановлении его платежеспособности, перед интересами отдельных кредиторов. Внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров, если:

     - исполнение такого договора повлечет  убытки для должника по сравнению  с аналогичными договорами, заключаемыми  при сравнимых обстоятельствах;

     - если договор является долгосрочным (заключен на срок более года), либо рассчитан на получение  положительных результатов для  должника лишь в долгосрочной  перспективе;

     - если имеются иные обстоятельства, препятствующие восстановлению  платежеспособности должника.

     Перечень  обстоятельств, предусматривающих  право на отказ, не является исчерпывающим  и внешнему управляющему предоставлены  довольно широкие полномочия при  принятии решения. Таким образом, внешний  управляющий может отказаться от исполнения практически любого договора.

     Предусматривается  разработка плана проведения внешнего управления. Обязанность по разработке и реализации указанного документа  возлагается на внешнего управляющего. К плану внешнего управления закон  устанавливает определенные требования:

Информация о работе Финансовая несостоятельность предприятия и управление банкротством