Финансирование здравоохранения: основные системы, проблемы, пути реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы по теме «Финансирование здравоохранения: основные системы, проблемы, пути реформирования» – изучение источников финансирования здравоохранения в условиях действующего законодательства, а также поиск направлений их совершенствования.

Исходя из сформулированной цели, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть два основных источника финансирования здравоохранения РФ и внебюджетное поступление денежных средств в учреждения здравоохранения;
провести анализ и оценку действующей системы финансирования здравоохранения Российской Федерации;
дать рекомендации по совершенствованию системы финансирования здравоохранения и выявить новые источники финансирования для обеспечения результативности системы здравоохранения в России.

Содержание

Введение
1. Системы финансирования Здравоохранения
2. особенности финансирования здравоохранения в российской федерации
2.1 Законодательное регулирование и бюджетное финансирование здравоохранения в Российской Федерации
2.2 Принципы и сущность Обязательного Медицинского Страхования в Российской Федерации
2.3 Программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы
3. Система финансирования Здравоохранения на примере ростовской области
3.1 Финансирование системы здравоохранения Ростовской области из областного бюджета
3.2 Финансирование системы здравоохранения Ростовской области через Ростовский областной фонд обязательного медицинского страхования
3.3 Программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы
3.4 Национальный проект «Здоровье»
3.5 Областная целевая программа «Развитие здравоохранения на Дону»
заключение
список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа бюджетная система РФ.doc

— 694.00 Кб (Скачать)

     Базисом системы ОМС является порядок движения финансовых средств от страхователя в медицинские учреждения на возмещение затрат последних за оказанную медицинскую помощь при наступлении страхового события.

     Важнейшая характеристика системы ОМС –  целевое формирование средств на здравоохранение. Взносы работодателей и платежи муниципальных органов на неработающую часть населения идут не в общий бюджет, а непосредственно на нужды здравоохранения. Здравоохранение меньше зависит от сложившихся бюджетных приоритетов.

     1 декабря  2010 года Совет Федерации одобрил сегодня бюджет Фонда обязательного медицинского страхования на трехлетний период. В нем сбалансированы доходы и расходы, они составят в 2011 г 336 млрд руб, в 2012 г - 369,2 млрд руб, в 2013 г - 403,5 млрд руб.

2.3 Программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы

     Доходная часть бюджета сформирована с учетом повышения с 1 января 2011 г ставок на ОМС. В 2010 году отчисления на обязательное медицинское страхование составляли 3,1%, а с 2011 года они вырастут до 5,1% (в том числе 3,1% в Федеральный фонд ОМС и 2% в территориальные фонды).

     Изменение ставок на ОМС даст стране в ближайшие  два года дополнительно 460 млрд. руб., которые будут направлены на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения, внедрение которой рассчитано на 2011-2012 годы.

     Из  них направляются на укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, на завершение строительства ранее начатых объектов, а также на приобретение новейшего медицинского оборудования.

     пойдет  на внедрение современных информационных систем здравоохранения, обеспечивающих переход на единый полис ОМС, на внедрение систем электронного документирования и введение электронных медицинских карт пациента.

     будут направлены на обеспечение стандартов предоставления медпомощи.

     Кроме того, бюджетом фонда ОМС предусмотрено на ближайшие два года финансирование расходов на дополнительную диспансеризацию работающих граждан, детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ежегодно на эти цели будет расходоваться по 4,9 млрд. руб.

     Цель  программы: улучшение качества и  обеспечение доступности медицинской  помощи населению субъекта Российской Федерации.

     Задачи: укрепление материально-технической  базы медицинских учреждений (300 млрд. руб.); внедрение современных информационных систем в здравоохранение (24 млрд. руб.); внедрение стандартов оказания медицинской помощи (136 млрд. руб.).

     Ожидаемые результаты реализации региональных программ:

  • оптимизация сети учреждений здравоохранения;
  • развитие амбулаторной медицинской помощи (в том числе неотложной), стационарозамещающих технологий;
  • приведение структуры коечного фонда по профилям в соответствии с потребностью населения в медицинской помощи;
  • обеспечение медицинской помощи на основе соблюдения стандартов;
  • укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, в том числе повышения фондообращаемости и фондовооруженности учреждений здравоохранения;
  • сбалансированность территориальных программ государственных гарантий;
  • внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде.

     Индикаторами  внедрения программы модернизации выбраны:

  • показатели медицинской результативности – снижение заболеваемости и смертности населения трудоспособного возраста.
  • показатели доступности медицинской помощи и эффективности использования ресурсов здравоохранения – рост среднегодовой занятости койки, увеличение доли пациентов, ожидающих плановую госпитализацию до 5 дней (в настоящее время 18 дней)

 

  3. Система финансирования Здравоохранения на примере ростовской области

3.1 Финансирование системы здравоохранения Ростовской области из областного бюджета

     Согласно  областным законам, принимаемым  Законодательным собранием ростовской области на очередной год, за последние 4 года на здравоохранение были выделены средства (Табл. 1.)

     Таблица 1. – Доходы, расходы и средства на здравоохранение в Ростовской области на период с 2008 по 2011 годы 

Наименование  показателя Доходы бюджета, тыс. руб. Расходы бюджета, тыс. руб. Средства на здравоохранение,

тыс. руб.

Доля средств  на здравоохнанеие в расходах бюджета, %.
2008 год 79 359 959,1 79 978 211,0 7 215 748,3 9,0%
2009 год 81 825 347,0 82 395 429,8 5 936 188,4 7,2%
2010 год 92 921 889,7 93 200 521,6 6 083 196,4 6,5%
2011 год 83 494 247,5 89 738 365,8 14 662 336,4 16,3%
 

     Если  рассматривать долю расходов на здравоохранение  в 2008-2010 годах, то можно заметить, что  в Ростовской области расходы  планируются на уровне общероссийских и выше (7%).  В 2010 году расходы на здравоохранение в 2 раза  превысили уровень 2009 года. Такая же тенденция сохраняется на 2011год. Это свидетельствует о том, что бюджет области направлен на поддержание социальной сферы, в частности донской медицины.

     Из  средств областного бюджета финансируется  оказание скорой помощи, вакцинопрофилактика, дорогостоящее высокотехнологичное лечение, дополнительная диспансеризация детей-сирот, инвалидов и участников всех войн, и другие виды помощи.

 

Рисунок 1 – Расходы на здравоохранение  на период с 2008 по 2011 годы

3.2 Финансирование системы здравоохранения Ростовской области через Ростовский областной фонд обязательного медицинского страхования

     2010-й  год подводит итоги становления  системы ОМС, которая базировалась  на принципах, сформированных  в 1991 году.

     Главный результат – достижение финансовой устойчивости системы ОМС, которая обеспечивается четкими правилами формирования и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования.

     Доходы бюджета РОФОМС за 2010-й год с учетом федеральных средств, выделенных на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье», составили 13 144 млн. рублей (табл.2).  
 

    Таблица 2. – Доходы бюджета РОФОМС по источникам поступлений за 2010 год. 

Наименование  источника поступлений Значение,

млн. руб.

Страховые взносы на ОМС 3 352
Единый  социальный налог и другие налоговые  поступления от работодателей 439
Страховые взносы на ОМС неработающего населения  от Администрации области 6 287
Прочие  неналоговые поступления 246
дотации из ФОМС 1 718
Поступления на финансирование приоритетного национального проекта «Здоровье» 513
Поступления на краткосрочные целевые мероприятия  на содержание ЛПУ 589
Итого 13 144
 
 

    Рисунок 2. – Доходы РОФОМС в 2010 году 

     В целом за 2010-й год доходы бюджета  фонда с учетом остатка средств предшествовавшего периода на 248 млн. рублей превзошли аналогичный показатель 2009-го года.

     Расходы бюджета фонда на финансирование Территориальной программы ОМС выросли по сравнению с 2009-м годом почти на 400 млн.рублей и составили 12 219 млн.рублей.

     Фактическое выполнение подушевого норматива финансирования составило 3226,54 рублей, что на 429 рублей или 15 процентов выше, чем в 2009-м  году (Рис.3). 

 

    Рисунок 3. – Динамика среднедушевого норматива в 2006 – 2010 годах 

     Фонду удалось выполнить все финансовые обязательства перед страховыми медицинскими организациями и ЛПУ  по финансированию Территориальной  программы ОМС. Своевременно и в  полном объеме обеспечивалась выплата  зарплаты медицинским работникам.

     В бюджете РОФОМС на 2011 год доходы и расходы запланированы в сумме 14 152 млн. рублей (Табл. 3). 
 

    Таблица 3. – Доходы бюджета РОФОМС по источникам поступлений на 2011 год.

Наименование  источника поступлений Значение,

млн. руб.

Страховые взносы на ОМС 3 641
Страховые взносы на ОМС неработающего населения от Администрации области 7 353
Прочие  неналоговые поступления 178
дотации из ФОМС 1 845
Поступления на финансирование приоритетного национального  проекта «Здоровье» 469
Поступления на краткосрочные целевые мероприятия 666
Итого 14 152

    Рисунок 4. – Доходы РОФОМС в 2011 году 

     На  финансирование Территориальной программы ОМС в течение 2011 года планируется направить 13 млрд.18 млн.рублей или 92 процента всех средств ОМС, поступающих в Фонд.

     Подушевой норматив Территориальной программы на одного застрахованного жителя области составит 3 420 рублей 84 копейки, на 239 рублей 35 копейки больше, чем в 2010-м году, а с 1.05.2011г. планируется, что он превысит 3 503 рубля (Рис. 5). Это позволит решить проблему сокращения дефицита финансирования Территориальной программы ОМС, который в начале 2010 года составлял 30 процентов, до 16 процентов. 

    Рисунок 5. – Динамика подушевого норматива в 2010-2011 годах 
 

     Из  средств ОМС согласно Тарифному соглашению, ежегодно принимаемому в Ростовской области, оплачивается только 5 статей расходов:

     заработная  плата с начислениями, мягкий инвентарь, питание и медикаменты (Рис. 5). Остальные  статьи расходов медицинских учреждений оплачиваются из доходов, полученных преимущественно из бюджетов всех уровней и очень незначительная часть из платных услуг.

                                    

 

 

Рисунок 6. –  Постатейное распределение расходов

в Территориальной  программе ОМС на 2011 год

3.3 Программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы

 

     Администрацией  ростовской области 24.03.2011 года принято  Постановление № 148 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Модернизация здравоохранения Ростовской области на 2011 – 2012 годы»

     Согласно  этой программы выделяются и должны быть освоены средства из федерального бюджета, федерального и территориального фонда ОМС (табл. 4).  
 
 
 
 

Таблица 4 – Объемы и источники финансирования программы модернизации здравоохранения в Ростовской области  

  Объемы  и источники финансирования, млн. рублей
2011 год 2012 год
Всего Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации  Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Всего Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации  Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Укрепление  материально-технической базы 7 731,1 3 819,4 911,8 0,0 4 642,9 3 551,4 1 091,4 0,0
Внедрение информационных систем 247,7 232,7 15,0 0,0 243,2 238,2 5,0 0,0
Внедрение стандартов медицинской помощи 1 332,3 601,8 70,3 660,1 1 282,8 974,2 70,3 238,3

Информация о работе Финансирование здравоохранения: основные системы, проблемы, пути реформирования