Доходы и рсаходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Прибыль как экономическая категория, отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, в процессе предпринимательской деятельности.
Результатом соединения факторов производства (труд + капитал + природные ресурсы) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю. На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на части:
1 – зарплата работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловле

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 67.79 Кб (Скачать)

  Под экономическим элементом понимается экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне данного предприятия не представляется целесообразным к более подробной детализации. Например, элемент «Амортизация основных средств» обобщает все амортизационные отчисления независимо от того, для каких целей – производственных, социальных, управленческих — использовалось то или иное основное средство; стоимость покупного полуфабриката нельзя разложить на затраты 
живого и овеществленного труда и т.п.

 Безусловно, затраты, которые предприятие вынуждено нести в ходе производственного процесса, объективны, и предприятие само определяет себестоимость продукции. Вместе с тем государство  в определенной степени регулирует этот процесс путем нормирования затрат, относимых на себестоимость и принимаемых во внимание при исчислении налогооблагаемой прибыли. Данное регулирование осуществляется с помощью   постановления   Правительства РФ от 5 августа 1992 г. №552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации, продукции (работ, услуг)», в котором приведена единая для предприятий независимо от форм собственности, и организационно-правовых форм номенклатура экономических элементов затрат. В п. 5 Положения выделены следующие элементы затрат:

•    материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); 
•     затраты на оплату труда; 

•     отчисления на социальные нужды;     

•     амортизация основных фондов;      

•     прочие затраты.

       Учет и анализ затрат по элементам позволяет рассчитывать и оптимизировать плановые и фактические затрата по предприятию в целом  по таким крупным позициям, как оплата труда, покупное материалы, полуфабрикаты, топливо и энергия и др.

      Под калькуляционной статьей понимается определенный вид затрат, образующих себестоимость продукций в целом или ее отдельного вида. Обособление таких видов затрат основано на возможности и целесообразности их идентификации, оценки и включения (прямого или косвенного, т. е. путем распределения в соответствии с некоторой базой) в себестоимость конкретного вида продукции.

      Если  группировка затрат по экономическим элементам позволят выявить отдельные виды затрат за отчетный период безотносительно к тому, закончено ли производство продукции или нет, то группировка по калькуляционным статьям дает возможность определить себестоимость продукций, полностью прошедшей производственный цикл и готовой к реализации или реализованной.

         Состав калькуляционных статей варьирует в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия; в частности, для промышленного предприятия типовая номенклатура статей имеет следующий вид:

  1. Сырье и материалы.

  2. Возвратные  отходы (вычитаются).

  3. Покупные изделия,  полуфабрикаты и услуги производственного  характера сторонних предприятий  и организаций.    

   4. Топливо и энергия на технологические цели.

    5. Заработная плата производственных рабочих.

  6. Отчисления на социальные нужды.

  7. Расходы на  освоение и подготовку производства

   8. Общепроизводственные расходы.

   9. Общехозяйственные расходы.  

   10. Потери от брака.

  1. Прочие производственные расходы.
  2. Коммерческие расходы.

  Первые одиннадцать  статей составляют так называемую производственную себестоимость; с добавлением коммерческих расходов, т.е. расходов, связанных со сбытом продукции, образуется полная себестоимость производства и реализации

  В системе  управления затратами важную роль играет подразделение затрат на прямые и косвенные расходы. Прямые расходы — расходы, которые в момент их возникновения можно непосредственно отнести на объект калькулирования на основе первичных документов. К косвенным относятся расходы, которые в момент возникновения не могут быть отнесены на конкретный объект калькулирования, и, чтобы попасть в его себестоимость, они должны быть предварительно аккумулированы на определенном счете и в дальнейшем распределены между всеми объектами пропорционально некоторой базе.

  Примерами прямых расходов являются затраты сырья и материалов, полуфабрикаты, заработная плата работников, занятых производством данного вида продукции, и др. К косвенным относятся расходы на подготовку и освоение производства, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы и др. Базой для распределений могут служить: прямые затраты, заработная плата производственных рабочих, объем выработанной продукции и т. п.

  Отметим, что  подразделение расходов на прямые и  косвенные, равно как и выбор базы для распределения последних с целью включения их в себестоимость, всегда имеют определенную долю субъективизма.

  Что касается методов калькулирования, используемых в отечественной практике, то число их достаточно велико [Соколов, Пятов, с. 50—56]. В западной практике наиболее распространена система директ-костинга, подразумевающая подразделение затрат на условно-постоянные и переменные; первые относятся на затраты текущего (отчетного) периода, вторые —на себестоимость (см., например, [Николаева]).

  Следует подчеркнуть, что фактическая себестоимость  продукции формируется исходя из принципа экономической целесообразности тех или иных расходов и затрат. Увеличение себестоимости, являясь  в целом негативным фактом, приводящим к уменьшению прибыли, имеет и  некоторый позитивный момент — снижение налога на прибыль. Поэтому в целях противодействия фактам необоснованного занижения налогооблагаемой прибыли некоторые виды расходов регулируются в централизованном порядке путем установления лимитов, норм и нормативов. В частности, прибыль для целей налогообложения увеличивается на суммы:

  • оплаты процентов по полученным рублевым кредитам сверх установленной ставки рефинансирования Центробанка РФ, увеличенной на три процентных пункта;
  • оплаты процентов по полученным валютным кредитам в размере, превышающем 15% годовых;

затрат, превышающих  нормативы по командировочным расходам (например, установлены нормативы суточных расходов по внутренним и заграничным командировкам, а также ограничения по транспортным расходам);

  • сверхнормативных представительских расходов (нормативы устанавливаются в процентах от объема выручки);
  • сверхнормативных расходов на рекламу (нормативы устанавливаются в процентах от объема выручки);
  • сверхнормативных расходов на подготовку и переподготовку кадров (нормативы устанавливаются в процентах от расходов на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции) и др.

         Роль финансовой службы в управлении расходами уже гораздо более значима по сравнению с управлением доходами. Если уровень доходов в значительной степени определяется конъюнктурой рынка, видами и уровнем расходов можно управлять путем установления более или менее жестких внутренних нормативов по отдельным статьям расходов. Именно это реализуется в системе управленческого учета в ходе формирования плановой себестоимости, расчета фактической себестоимости, анализа отклонений фактических данных от плановых значений, выявления причин произошедших отклонений и разработке мероприятий по устранению причин, обусловивших появление необоснованных расходов.

  Управление  факторами прибыльной работы осуществляется не только с помощью натурально-стоимостных индикаторов, но и путем регулярного исчисления разнообразных показателей рентабельности. В гл. 13 были рассмотрены соответствующие коэффициенты, дающие количественное наполнение выражениям типа «рентабельная работа». Управление рентабельностью означает, по сути, обеспечение желаемой динамики значений этих коэффициентов. Поскольку при расчете тех или иных коэффициентов рентабельности используются различные базы (т. е. показатели, с которыми сопоставляется некоторая прибыль), управление рентабельностью предусматривает не только воздействие на факторы формирования прибыли (т. е. отдельные виды доходов и расходов), но и выбор структуры активов, источников финансирования, видов производственной деятельности. В частности, меняя целевую структуру капитала, можно влиять на показатели рентабельности инвестиций; меняя структуру производства, можно воздействовать на рентабельность продаж и т. п. В любом случае эффективность и целесообразность принимаемых решений будет оцениваться комплексно — показателями прибыли и коэффициентами рентабельности; кроме того, по возможности должны учитываться и субъективные неформализуемые моменты, факторы и результаты. 
 
 
 
 

1.1 Понятие  прибыли, ее экономическая роль, сущность, значение в современных  условиях  
 
Финансовое положение предприятия во многом зависит от его способности приносить необходимую прибыль. 
В современных условиях руководство предприятия имеет значительную свободу в регулировании величины финансовых результатов. В системе показателей финансовых результатов находят отражение различные стороны финансово-хозяйственной деятельности коммерческой фирмы. Прибыль, как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства другой предпринимательской деятельности. Как часть чистого дохода общества, прибыль в сфере коммерции представляет собой стоимостное выражение части прибавочного продукта, созданного в сфере обращения.  
Значение показателя прибыли можно рассмотреть, с одной стороны, как наиболее общий результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с другой стороны, как форма денежного накопления коммерческой фирмы.  
Прибыль предприятия призвана выполнять ряд определенных функций. 
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Конечно, одним универсальным показателем прибыли невозможно оценить деятельность коммерческой фирмы. Поэтому при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия используется система показателей.  
В целом, результативность деятельности предприятия оценивается с помощью абсолютных и относительных показателей. 
С другой стороны прибыль выполняет стимулирующие функции. Так как прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом собственных средств предприятия, то реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения различных материальных и социальных потрясений трудового коллектива. 
Также за счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом. Прибыль в данном случае является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. 
Таким образом, в условиях рыночной экономики прибыль является: 
• одним из важнейших источников накопления и пополнения доходной части государственного и местных бюджетов; 
• источником самофинансирования развития предприятия; 
• основой принятия инвестиционных решений и инновационной деятельности предприятия; 
• источником удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия. 
Значение прибыли в условиях рыночной экономики состоит в том, что она нацеливает товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижает затраты на производство и реализацию продукции. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Кроме того, особенностью прибыли в условиях рынка, является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности. 

Информация о работе Доходы и рсаходы