Доходы и рсаходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Прибыль как экономическая категория, отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, в процессе предпринимательской деятельности.
Результатом соединения факторов производства (труд + капитал + природные ресурсы) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю. На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на части:
1 – зарплата работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловле

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 67.79 Кб (Скачать)

  Можно выделить два основных различия между экономическим  и бухгалтерским подходами. Первое заключается в том, что в отличие  от экономического в бухгалтерском подходе четко идентифицируются элементы прибыли, т. е. виды доходов и расходов, и ведется обособленный их учет. Таким образом, всегда имеется верифицируемая и объективная информационная база для расчета конечного финансового результата (естественно, речь идет о сделках, выполняемых рамках действующего законодательства и потому автоматически попадающих в систему двойной записи).

    Второе отличие заключается в неодинаковой трактовке так называемых реализованных и нереализованных доходов. Представьте ситуацию, когда рыночная цена на некоторые активы предприятия (например, здание) выросла. В рамках экономического подхода собственники предприятия получили прибыль, что касается бухгалтерского подхода, то он такую прибыль признавать не спешит по многим причинам, в том числе субъективности оценок, волатильности подобного эфемерного результата и т. п. По мнению бухгалтера, прибыль будет иметь место лишь в том случае, если здание действительно будет продано по высокой цене.

    Таким образом, экономический подход не делает различия между реализованным и нереализованным доходами; напротив, бухгалтерский подход, руководствуясь принципом осторожности (консерватизма), согласно которому «расходы всегда очевидны, а доходы всегда Сомнительны» или «лучше раньше признать расходы, чем позже, и лучше позже признать доходы, чем раньше», не спешит признавать нереализованный доход, точнее, этот доход будет признан как прибыль лишь после его реализации.

  Несложно сформулировать причины, объясняющие, почему бухгалтерский подход доминирует на практике (см., например, [Ковалев, Ю01, с. 366]). Вместе с тем отметим, что оба рассмотренных подхода в принципе не противоречат друг другу; более того, экономический подход полезен для понимания сущности прибыли, бухгалтерский — для понимания логики и порядка ее практического исчисления.

     Прибыль является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности. Поскольку факторов ее формирования, а таковыми являются отдельные виды доходов и расходов, много, возможно обособление различных показателей прибыли. Именно поэтому, характеризуя работу компании в терминах экономической эффективности, нужно уточнять, о какой прибыли идет речь. Одно из представлений взаимоувязки доходов и расходов в процессе деятельности предприятия, в результате которой как раз и удается обособить  или иные показатели прибыли, приведено на рис. 16.2.

     Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется прежде всего исходя из интересов лиц, имеющих отношение к предприятию. Один из возможных подходов заключается в следующем.

      В деятельности предприятия как первичной ячейки любой экономической системы, производящей некоторый вид продукции и (или) услуг, т. е. вносящей свой вклад в генерирование общих доходов страны, заинтересованы различные группы лиц. Наиболее общей их градацией является обособление четырех групп: (а) собственники предприятия; (б) его работники, представленные управленческим персоналом; (в) государство, представленное налоговыми органами, и к прочие лица (действующие и потенциальные контрагенты: поставщики материальных и финансовых ресурсов, покупатели, банки).

  Первая группа объединяет лиц, предоставивших свои финансовые ресурсы предприятию с целью его создания и продолжающих держать их вложенными в его активах, будучи удовлетворенными генерируемыми им результатами. Во вторую группу входят специалисты, вступающие агентами собственников предприятия и обеспечивающие достижение поставленных перед ними целей. В третью группу налоговые органы, представляющие интересы государства. Четвертая группа наиболее многочисленна. В нее входят все физические и юридические лица, имеющие определенный интерес к деятельности предприятия и вместе с тем не имеющие доступа к ее внутренней информационной базе; они могут полагаться только на данные доступной бухгалтерской отчетности.

Как следует из схемы, укрупненно алгоритм распределения совокупного текущего дохода таков: полученная коммерческой организацией выручка от реализации последовательно «расходуется» в следующей последовательности1: (а) оплата затрат труда и материалов (материальные расходы), (б) оплата процентов за пользование кредитам и займами (финансовые расходы), (в) выплата налогов и обязательных платежей; (д) распределение остатка между собственно предприятием (реинвестирование прибыли) и его владельцами. Каждое такое уменьшение приводит к получению нового результатного показателя; значимость каждого из них, как видно из схемы, различна для тех категорий лиц, которые заинтересованы в деятельности данной коммерческой организации.

_________________

 1 Безусловно, алгоритмы распределения доходов на практике более сложны в отношении расчетной базы, последовательности начисления, порядка выплаты т. д., однако с позиции методологии и логики данных процедур приведенные рассуждения представляются достаточно обоснованными. 
 

       В частности, с позиции лендеров, т. е. физических и юридических лиц, ссужающих деньги предприятию на долгосрочной основе и чающих свою долю в виде процентов по ссудам и займам, наименьший интерес представляет показатель прибыли до вычета процентов и налогов (на схеме видно, что именно из этого источника лендеры получают свое вознаграждение — проценты по предоставленным кредитам и займам); с позиции интересов государства основной финансовый показатель — прибыль до вычета налогов и обязательных платежей (налогооблагаемая прибыль), поскольку именно она служит тем источником, из которого государство получает свою долю общих доходов предприятия; для собственников основной показать — чистая прибыль и т. п.

Приведенные рассуждения  вновь не следует понимать буквально — в том смысле, что, например, лендеры в той или иной степени отслеживают лишь динамику прибыли до вычета процентов и налогов, а другие публичные показатели прибыли, доходов и расходов них не представляют интереса; это совершенно не так, поскольку все упомянутые индикаторы находятся в тесной взаимосвязи между собой и их динамика не может быть разнонаправленной. Речь идет о другом— в анализе большее распространение имеют относительные показатели, в частности коэффициенты рентабельности, в алгоритмах расчета которых могут использоваться различные абсолютные показатели, и потому грамотная интерпретация подобны коэффициентов как раз и предполагает четкое понимание информационной базы для их расчета. 

   Наиболее полные сведения о прибыли и ее компонентах приведены в Отчете о прибылях и убытках. Заметим, что в балансе отчетную прибыль можно видеть не всегда. Рассмотрим суть дела на примере акционерного общества. 

    Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» общество должно провести собрание акционеров до 1 июня года, следующего за отчетным. Один из важнейших вопросов, решаемых на собрании,— распределение прибыли. Чистая прибыль, полученная предприятием в отчетном периоде (ее можно назвать «прибыль распределению»), показана в итоге формы № 2. Акционеры принимают решение о распределении: например, некоторую часть прибыли направить на выплату дивидендов, другую —на формирование резервного капитала, третью —на создание дополнительных резервов, четвертую —на формирование фонда накопления, из которого в дальнейшем будет приобретаться имущество, пятую — на формирование фонда естественной убыли и т. п.1 Некоторая часть прибыли может остаться нераспределенной. В соответствии с решением собрания главный бухгалтер сделает соответствующие записи декабрьскими оборотами (т. е. покажет эти записи декабрем отчетного года). Таким образом, в отчетности чистую прибыль можно видеть только в отчете о прибылях и убытках; в балансе эта прибыль уже распределена по различным направлениям использования, т. е. она «размыта» по различным фондам и резервам, а в явном виде присутствует лишь один ее компонент, возможно и не самый главный по удельному весу,— нераспределенная прибыль. 
 
 

  ____________________

   1 Напомним, что коммерческая организация вправе предусматривать создание любых фондов. Иными словами, формирование фондов не является обязательным, но и не воспрещается —собственники предприятия вправе самостоятельно решать, каким образом следует использовать принадлежащую им прибыль.

          16.3. Управление прибылью и рентабельностью

  Очевидно, что  управление прибылью подразумевает  такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов.

   В рамках решения  первой задачи — повышение доходов — должны приводиться оценка, анализ и планирование: выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах; ритмичности производства и продаж; достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности; эффективности ценовой политики; влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и др.) на изменение величины продаж; сезонности производства и продаж, критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям и т. п. Результаты планово-аналитических расчетов обычно оформляются в виде традиционных таблиц, содержащих плановые (базисные) и фактические (ожидаемые) значения объемов производства и продаж и отклонения от них в натуральных стоимостных показателях, а также в процентах.

   Поиск и  мобилизация факторов повышения  доходов находится в известном смысле в компетенции высшего руководства компании, а ее маркетинговой службы; роль финансовой службы сводится в основном к обоснованию разумной ценовой политики, оценке целесообразности и экономической эффективности нового источника дохода, контролю за соблюдением внутренних ориентиров по показатель рентабельности в отношении действующих и новых производств.

   Вторая  задача — снижение расходов — подразумевает оценку, анализ планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения стоимости продукции1. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку ресурсов предприятия, использованных в процессе производства и реализации данной продукции.  
 
 

________________________

 1Речь идет именно об обоснованном снижении издержек производства и обращения. Как правило, в любом крупном предприятии разрабатываются технически (или научно) обоснованные нормативы по отдельным операциям и, кроме того, существуют разнообразные нормы в рамках технологического процесса (состав, структура и виды сырья и материалов, последовательность операций и др.). Экономия за счет нарушения технологического процесса, естественно, не может рассматриваться как обоснованная (вряд ли кто-то захочет кушать котлеты, в которых доля мяса занижена в целях экономии затрат и снижения себестоимости). 
 

    Когда речь идет об осуществлении конкретного производственного процесса, относительно большую значимость имеют отдельные виды активов, средств, расходов. Так, для изготовления некоторого вида продукции можно использовать ту или иную материально-техническую базу, различные виды сырья, материалов и полуфабрикате, разнообразные технологии производства, схемы снабжения и сбыта и т. п. Поэтому очевидно, что в зависимости от выбранной концепции организации и реализации производственного процесса уровень себестоимости может ощутимо варьировать и оказывать существенное влияние на прибыль предприятия. Именно этим определяется значимость методик анализа и управления себестоимостью, как в системе управленческого учета, так и с позиции управления деятельностью предприятия в целом.

      Управление  себестоимостью  продукции представляет собой рутинный повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскать возможности обоснованного сокращения расходов и затрат. В рамках одного производственного цикла и в наиболее общем виде этот процесс может быть представлен в виде достаточно очевидных последовательных процедур:

•    прогнозирование и планирование затрат (определяются долго- и краткосрочные тенденции изменения, отдельных видов затрат, задаются их ориентиры, обеспечивающие выход на определенные значения показателей прибыли и рентабельности);

•    нормирование затрата (устанавливаются технически обоснованные нормативы в натуральных и стоимостных оценках по отдельным видам затрат, технологическим процессам, центрам ответственности);

•     учет затрат (учитываются затраты в заданной номенклатуре статей);

•     калькулирование  себестоимости (распределяются фактические  расходы и затраты на объекты  калькулирования себестоимости, т.е. исчисляется фактическая себестоимость  продукции);

  • анализ затрат и себестоимости (анализируются фактические затраты в сравнение с плановыми заданиями и нормативами, выявляются факторы повлекшие значимые отклонения, определяются резервы снижения себестоимости);
  • контроль и регулирование процесса управления затратами (вносятся текущие изменения в систему управления затратами в случае отклонения от запланированной динамики затрат, уточняется системы планирования и нормирования).

      При  анализе и планирование затрат  и себестоимости продукции наибольшее  распространение получили два  классификационных признака: экономический  элемент и статья калькуляции.

Информация о работе Доходы и рсаходы