Доходы и расходы бюджетов разных уровней

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:11, контрольная работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует, централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Структура доходов и расходов различных уровней бюджетной системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Доходы бюджетов различных уровней . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

2.1.1 Налоговые доходы федерального бюджета. . . . . . . . . . . 7

2.1.2 Неналоговые доходы федерального бюджета. . . . . . . . . 7

2.2 Доходы региональных бюджетов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

2.2.1 Налоговые доходы региональных бюджетов . . . . . . . . . .8

2.2.2 Неналоговые доходы региональных бюджетов . . . . . . . . 9

2.3 Доходы местных бюджетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

2.3.1 Налоговые доходы местного бюджета. . . . . . . . . . . . . . . 10

2.3.2 Неналоговые доходы местного бюджета. . . . . . . . . . . . . 11

3. Расходы бюджетов различных уровней. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Работа содержит 1 файл

Доходы и расходы бюджетов.docx

— 45.35 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 

  1. Структура доходов и расходов различных уровней бюджетной системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  5 
  2. Доходы бюджетов различных уровней . . . . . . . . . . . . . . . . . .  7 

2.1.1 Налоговые доходы федерального  бюджета. . . . . . . . . . . 7

2.1.2 Неналоговые доходы  федерального бюджета. . . . . . . . . 7

2.2 Доходы региональных  бюджетов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

2.2.1 Налоговые доходы региональных бюджетов . . . . . . . . . .8

2.2.2 Неналоговые доходы региональных бюджетов . . . . . . . . 9

2.3 Доходы местных бюджетов  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

2.3.1 Налоговые доходы местного  бюджета. . . . . . . . . . . . . . . 10 

2.3.2 Неналоговые доходы  местного бюджета. . . . . . . . . . . . . 11

3. Расходы бюджетов различных уровней. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

  Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

  Список использованных  источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

 

 

Введение.

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует, централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные  органы функций.

Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства  на текущий год, составленный в форме  баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных  расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Именно с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  и многоуровневого перераспределения  средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура доходов и расходов различных уровней бюджетной системы.

 

В государственном бюджете  страны (с любым государственным  устройством) находит свое отражение  структура доходов и расходов государства. Классификация доходов  основывается на законодательных актах  РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов  по источникам и способам их получения.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Доходная часть бюджета  составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные  перечисления, а также обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов.

Так, в бюджетной классификации  выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

    1. налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
    2. налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
    3. налоги на совокупный доход;
    4. налоги на имущество;
    5. платежи за пользование природными ресурсами;
    6. налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых же доходов  основными являются следующие виды:

    1. доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
    2. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
    3. доходы от реализации государственных запасов;
    4. доходы от продажи земли и нематериальных активов;
    5. поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
    6. административные платежи и сборы;
    7. штрафные санкции, возмещение ущерба;
    8. доходы от внешнеэкономической деятельности.

Доходная часть бюджета  образуется за счет следующих основных видов поступлений: подоходного  налога, налога на корпорации, взносов  на социальное страхование, акцизов, налогов  на предметы потребления.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу  явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов: природой и  функциями государства, уровнем  социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с  народным хозяйством, административно-территориальным  устройством государства, формами  предоставления бюджетных средств  и т.п. Сочетание этих факторов порождает  ту или иную систему расходов бюджета  любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

 

 

  1. Доходы бюджетов различных уровней.

 

2.1 Доходы федерального  бюджета

2.1.1 Налоговые  доходы федерального бюджета

К налоговым доходам федерального бюджета относятся: федеральные  налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым  законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения  в порядке бюджетного регулирования  между бюджетами разных уровней  бюджетной системы Российской Федерации  утверждаются федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год на срок не менее  трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в  бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации; таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время основные федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических  ресурсов, государственная пошлина. Рассмотрим их подробнее.

Основное место в федеральном  бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

Важнейшее значение принадлежит  налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему большую часть  доходов бюджета. С фискальной точки  зрения это исключительно эффективный  налог. Страна, вводящая НДС, сразу же получает крупные доходы. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота  и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

Акцизы также взимаются  в ценах товаров и услуг.

Что касается прямых налогов, то в России важнейшее значение принадлежит  налогу на прибыль организаций.

2.1.2 Неналоговые  доходы федерального бюджета

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - в полном объеме;
  • доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, - в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных выше, также учитываются:

  • прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от реализации государственных запасов и резервов.
    1. Доходы региональных бюджетов

2.2.1 Налоговые доходы  региональных бюджетов.

Доходы регионального бюджета  образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

В бюджеты субъектов Федерации  зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным  налоговым законодательством, а  пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке  бюджетного регулирования между  региональным бюджетом и местными бюджетами  определяются законом о бюджете  субъекта Федерации на очередной  финансовый год и Федеральным  законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

К налоговым доходам бюджетов субъектов  Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов  и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год, за исключением доходов  от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в  соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему.

При установлении регионального налога законодательный орган субъекта Федерации может предусмотреть  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком.

К региональным налогам и сборам относятся:

— налог на имущество организаций;

— транспортный налог;

— налог на игорный бизнес;

При распределении налоговых доходов  по уровням бюджетной системы  налоговые доходы бюджетов субъектов  Федерации должны составлять не менее 50 % от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Финансовая самостоятельность  региональных бюджетов во многом зависит  от величины их доходной базы. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в состав доходов бюджетов входят: налоговые доходы, неналоговые  доходы, а также безвозмездные  поступления. В период реформирования бюджетной системы налоговым  доходам уделяется все большее  внимание, поскольку они определяют уровень налогового потенциала территории.

 

2.2.2 Неналоговые  доходы региональных бюджетов.

К неналоговым доходам  регионального бюджета относятся:

— средства, получаемые от продажи  регионального имущества;

— средства, получаемые в  виде арендной либо иной платы за сдачу  во временное владение и пользование  или во временное пользование  имущества, находящегося в собственности  региона;

— средства, получаемые в  виде процентов по остаткам бюджетных  средств на счетах в кредитных  организациях;

— средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное  управление;

— плата за пользование  бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

— доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

Информация о работе Доходы и расходы бюджетов разных уровней