Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 10:26, контрольная работа
Состав доходов бюджета, формы их мобилизации зависят от системы и методов хозяйствования, от решаемых страной экономических задач. Например, в бывшем СССР (до перехода на рыночные отношения хозяйствования) в составе доходов преобладали неналоговые платежи, позволявшие органам государственной власти наиболее полно реализовывать административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства; формам и методам мобилизации доходов была свойственна жестко централизованная система взимания, они имели ярко выраженный фискальный характер и строились на использовании индивидуальных ставок
Законодательные основы мобилизации доходов в бюджеты разного уровня в РФ……………………………………………………………..
3
Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм в бюджет…..
8
Анализ состава и структуры доходов бюджета ХМАО-Югры за 2008-2010гг……………………………………………………………
12
Список литературы……………………………………………………… 15
СОДЕРЖАНИЕ
|
3 |
|
8 |
|
12 |
Список
литературы…………………………………………………… |
15 |
Приложение |
Под доходами бюджета понимают [5]:
1)
по экономическому содержанию - денежные
отношения, возникающие у
2)
по материально-вещественному
Доходы бюджета являются результатом распределения стоимости ВВП, вместе с тем они выступают объектом дальнейшего распределения централизуемой в руках государства стоимости.
Основной источник формирования доходов бюджета во всех странах независимо от их общественно-экономического устройства и политической ориентации - национальный доход. Он служит базой для удовлетворения потребностей государства в расходах. Иногда в связи с чрезвычайными расходами (например, в период войны или послевоенной разрухи) для формирования доходов государство может прибегнуть и к использованию национального богатства, созданного предыдущими поколениями [4].
При этом в орбиту бюджетного перераспределения может быть вовлечено национальное богатство не только данной, но и другой страны. Происходит это либо цивилизованно (например, через получение репараций и внешних займов), либо насильственным путем (как правило, в результате военных действий).
Доходы бюджета призваны обеспечивать финансирование расходов бюджета и предоставление государственных кредитов иностранным заемщикам; если же их недостаточно, могут быть привлечены заемные средства бюджетов. Доходы бюджета являются невозвратными поступлениями.
Состав
доходов бюджета, формы их мобилизации
зависят от системы и методов
хозяйствования, от решаемых страной
экономических задач. Например, в
бывшем СССР (до перехода на рыночные отношения
хозяйствования) в составе доходов
преобладали неналоговые
Это
особенно проявилось в платежах из
прибыли, уплачиваемых государственными
предприятиями в форме
С переходом России на рыночные основы хозяйствования доходы стали формироваться, главным образом, из налоговых поступлений, что означало их перевод на правовую основу, регулируемую законом.
В
странах с развитой рыночной экономикой
и в странах с переходной экономикой
доходы бюджета складываются из налоговых
доходов (на долю которых, например, в
России приходится более 9/10 общей суммы
платежей, в Великобритании - около
98% государственных доходов) и неналоговых
доходов [4]. Наиболее крупными в фискальном
отношении являются такие виды налоговых
доходов, как НДС, акцизы, налог на
прибыль предприятий; среди неналоговых
- доходы от внешнеэкономической
Доходы от собственности могут иметь форму: дивидендов по акциям, принадлежащим государству; процентов, полученных как от размещения в банках и других кредитных организациях временно свободных средств бюджета, так и от предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов внутри страны; арендной платы, взимаемой за пользование лесным фондом, за пользование землями сельскохозяйственного назначения и т.д.; лицензионных платежей и др. [5].
Большую
группу неналоговых доходов составляют
доходы от продажи имущества, находящегося
в государственной и
Разнообразие видов доходов бюджета делает необходимым их группировку. В зависимости от уровня бюджетной системы, на который поступают доходы, они подразделяются на федеральные, региональные (доходы бюджетов субъектов РФ) и местные (доходы местных бюджетов) [4].
Правовые основы формирования доходов бюджета по уровням бюджетной системы устанавливаются Конституцией страны, ее бюджетным и налоговым законодательством, нормативно-правовыми актами, регулирующими не только разграничение и распределение, но и перераспределение доходов по уровням государственного и муниципального управления. [5].
Распределение доходов и перераспределение средств (дотаций, трансфертов и т.п.) между бюджетами разных уровней при недостаточности налогового потенциала на соответствующих территориях называется бюджетным регулированием.
По существу это - межбюджетное регулирование, осуществляемое вышестоящими органами государственной власти в целях выравнивания доходов бюджетов территориальных образований, отстающих по объективным причинам в своем социально-экономическом развитии.
При
бюджетном регулировании
Средства между бюджетами разных уровней перераспределяются в виде дотаций, субвенций, нормативно-долевых дотаций (трансфертов), компенсаций бюджетам других уровней, взаимных расчетов.
В России на федеральном уровне утверждаются только единые (одинаковые) для всех субъектов РФ нормативы отчислений от регулирующих доходов, что не позволяет учитывать особенности доходной базы каждого из субъектов РФ, поэтому регулирующие доходы отключены от выполнения своей регулирующей функции по отношению к консолидированным бюджетам субъектов РФ.
В результате бюджетное регулирование на федеральном уровне представляет собой перераспределение средств через федеральный бюджет. Внутри субъектов РФ во взаимоотношениях с муниципальными образованиями наряду с применением единых нормативов в большинстве случаев регулирующие доходы распределяются по методу сочетания единых и дифференцированных (групповых и индивидуальных) нормативов по разным видам доходов.
Методы бюджетного регулирования в РФ постоянно совершенствуются, позволяя лучше выравнивать бюджетную обеспеченность регионов и муниципальных образований, создающую доступ гражданам, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям.
Исполнительные и законодательные органы России стремятся преодолеть последствия системного кризиса и сопутствующих ему осложнений в экономике и привести к значительному повышению реальной величины доходов бюджета на всех уровнях бюджетной системы страны [4].
С 1 января 2009 года действует новый порядок возврата ошибочно уплаченных платежей в бюджет [8].
В
2008 году общая процедура возврата
излишне уплаченных в доход федерального
бюджета сумм устанавливалась Порядком
учета Федеральным
Невыясненные поступления в бюджет.
В
вышеуказанном приказе
• поступления в бюджеты, не подлежащие в соответствии с бюджетным законодательством РФ зачислению на счет органа Федерального казначейства;
• платежи, ошибочно перечисленные плательщиками на счет органа Федерального казначейства, предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства;
• поступления, по которым отсутствуют расчетные документы (неполный объем расчетных документов банка, платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений);
• поступления по расчетным документам, в которых указаны значения «ИНН» и «КПП» получателя и (или) код бюджетной классификации и (или) код ОКАТО по поступлениям, полностью или частично зачисляемым в местный бюджет, не соответствующие требованиям, установленным законодательством РФ, субъектов РФ и (или) муниципальными правовыми актами;
• поступления, по расчетным документам в которых в текстовом поле «Назначение платежа» не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет.
Порядок возврата:
Невыясненные
поступления, не подлежащие зачислению
на счет УФК, или ошибочно перечисленные
в другое УФК, возвращаются плательщику
УФК по месту зачисления платежа
на основании письменного