Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:12, курс лекций
Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг.
8. Фондовая биржа обязана обеспечивать гласность и публичность проводимых торгов путем оповещения участников торгов о месте и времени проведения торгов, списке и котировке ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже, результатах торговых сессий.
9. Фондовая биржа вправе устанавливать размер и порядок взимания с участников торгов взносов, сборов и других платежей за оказываемые ею услуги, а также размер и порядок взимания штрафов за нарушение установленных ею правил.
10. Фондовая биржа не вправе устанавливать размер вознаграждения, взимаемого участниками торгов за совершение биржевых сделок.
Во всех странах, в соответствии с принятыми нормативными актами вопрос о допуске ценных бумаг на биржу решает организатор торгов. Если ценные бумаги какого-либо эмитента принимаются для продажи на данной бирже, значит, они приняты к котировке и включаются в котировочный список (или «лист») и именуются «списочными» или «листинговыми». Процедура отбора и допуска ценных бумаг к торговле, регламентированная организатором торгов называется листингом. Делистингом называется процедура исключения ценных бумаг какого либо эмитента из котировочного листа и, соответственно из биржевого оборота.
Компания, желающая включить свои акции в котировочный список, подает на биржу заявку определенной формы и сообщает о себе довольно подробную информацию. Объем и характер этих сведений определяет сама биржа, поэтому требования к ценным бумагам на разных биржах могут быть различными. Ценные бумаги, не включенные в биржевой список на одной бирже, могут быть приняты другой биржей, где требования более мягкие. По российскому законодательству правила допуска ценных бумаг на биржу устанавливаются самой биржей, но по согласованию с ФСФР.
Несмотря на то, что принятие акций к котировке на бирже обходится эмитенту довольно дорого, акционерные общества стремятся попасть в котировочный список, так как включение в листинг дает им определенные преимущества.
Преимущества листинга.
Ø больший объем информации и повышение престижа фирмы у инвесторов, так как помимо собственной оценки качества акций инвестором имеется оценка этих качеств и фондовой биржей;
Ø лучшие условия для получения фирмой кредитов, так как кредиторы могут сравнить балансовую стоимость активов компании с биржевой оценкой;
Ø отличная видимость рынка; акционеры и потенциальные инвесторы могут легко следить за сделками и котировками, так как финансовая пресса дает подробный отчет о биржевой торговле акциями, тогда как внебиржевой рынок освещается гораздо меньше;
Ø облегчается возможность залога акций, так как при прочих равных условиях кредиторы более охотно примут в залог списочные акции, чем внесписочные, понимая, что их легче продать, если это будет необходимо из-за несостоятельности заемщика;
Ø большая рыночность и внимание со стороны инвесторов, так как публикация данных о рынке списочных акций позволяет инвесторам и финансовым экспертам составить полное представление о рыночном «поведении» каждого списочного выпуска акций, что привлекает к этим акциям новых покупателей.
Недостатки листинга.
Ø дополнительный контроль за деятельностью компании, так как при включении в список на бирже она принимает на себя дополнительные обязательства по информированию о дивидендах, выпуску акций и др.;
Ø дополнительные расходы, такие, как плата за прохождение листинга, ежегодная плата за поддержание листинга, оплата аудиторских услуг;
Ø возможность возникновения
Общая схема допуска ценных бумаг на биржу:
o эмитент подает на биржу заявление о листинге ценных бумаг и заключает с биржей договор о проведении экспертизы ценных бумаг;
o биржа проводит экспертизу претендующих на листинг ценных бумаг и решает вопрос об их допуске на биржу;
o при положительном решении вопроса о допуске эмитент заключает с биржей договор о листинге ценных бумаг;
o эмитент регулярно (обычно раз в квартал) предоставляет бирже всю необходимую для поддержания листинга информацию.
В качестве примера можно привести требования к листингу на ММВБ, представленные в таблице 1.
Таб. 1. Требования к ценным бумагам при включении и поддержании
ценных бумаг в Котировальные листы ММВБ
Предъявляемые требования |
Котировальный лист “А” первого уровня |
Котировальный лист “А” второго уровня |
Котировальный лист “ Б ” |
Стоимость чистых активов эмитента ценных бумаг |
не менее 500 000 000 (Пятьсот миллионов) рублей
|
не менее 50 000 000 (Пятьдесят миллионов) рублей
|
не менее 50 000 000 (Пятьдесят миллионов) рублей
|
Рыночная стоимость всех ценных бумаг (включая рыночную стоимость ценных бумаг той же категории (типа) или серии, отдельные выпуски которых уже допущены к обращению у любого организатора торговли) |
Для акций |
Для акций |
Для акций |
не менее 300 млн. руб |
не менее 300 млн. руб |
не менее 300 млн. руб | |
Для облигаций |
Для облигаций |
Для облигаций | |
не менее 30 млн. руб |
не менее 30 млн. руб |
не менее 30 млн. руб | |
Срок осуществления |
не менее трех лет |
не менее одного года |
не менее одного года |
Количество акционеров эмитента - акционерного общества, при включении в котировальный лист акций |
не менее одной тысячи |
не менее пятисот |
не менее пятисот |
Безубыточность баланса |
в течение любых двух лет из трех лет, предшествующих подаче заявления на листинг.
|
в течение любых двух лет из трех лет, предшествующих подаче заявления на листинг (а в случае существования эмитента менее трех лет - за весь срок его существования). |
в течение любых двух лет из трех лет, предшествующих подаче заявления на листинг (а в случае существования эмитента менее трех лет - за весь срок его существования). |
Рассчитанная по итогам последних 6 месяцев средняя сумма сделок с ценными бумагами за месяц (включая ценные бумаги, отдельные выпуски которых той же категории (типа), серии уже включены в Котировальный лист |
Для акций |
Для акций |
Для акций |
не менее 2 млн. руб |
не менее 1 млн. руб |
не менее 400 тыс. руб | |
Для облигаций |
Для облигаций |
Для облигаций | |
не менее 400 тыс. руб |
не менее 200 тыс. руб |
не менее 100 тыс. руб |
Следует отметить, что чем больше правила листинга одной биржи соответствуют правилам листинга другой, тем шире возможности торговли ценными бумагами. Бумаги, принятые к котировке на одной бирже, могут продаваться и на другой бирже, находящейся в другой стране. Например, 3 апреля 1997 года Санкт-Петербургская фондовая биржа получила подтверждение о соответствии ее листинга правилам листинга Лондонской фондовой биржи, это означает, что депозитарные расписки, входящие в листинг Санкт-Петербургской фондовой биржи, могут котироваться и на Лондонской фондовой бирже.
Торговля ценными бумагами и другими фондовыми ценностями происходит, как правило, в форме аукциона. Способы организации биржевой торговли зависят от развития фондового рынка, количества обращающихся ценных бумаг, числа участников торговых операций, динамики изменения цен на ценные бумаги и других факторов. В зависимости от сочетания этих факторов различают два основных способа организации торгов: простой аукцион и двойной аукцион.
Простой аукцион – организация торгов, при которой продавцы и покупатели ценных бумаг проводят эпизодические сделки напрямую между собой. Такой способ организации торговли характерен для зарождающегося фондового рынка, когда число покупателей и продавцов невелико, так же как и объёмы и виды ценных бумаг по которым заключаются сделки. Простой аукцион в зависимости от спроса и предложения может быть организован в трёх формах: аукцион продавца «Английский аукцион», аукцион покупателя «Голландский аукцион» и закрытый аукцион.
Аукцион продавца «Английский аукцион» предполагает наличие на рынке ограниченного количества продавцов, предоставляющих ценные бумаги для продажи и конкуренцию со стороны покупателей (большой спрос), которые вынуждены повышать цену. Схематично изменение цен на ценные бумаги в случае проведения «Английского аукциона» можно представить в следующем виде:
Рис.1 Динамика цен при проведении «Английского аукциона»
Из рисунка 1 видно, что покупатели, торгуясь между собой за право купить ценные бумаги, вынуждены повышать цену до такой которая устроит продавца.
Аукцион покупателя «Голландский аукцион» (рис.2) предполагает существование на рынке большого количества продавцов, при ограниченном количестве покупателей. В данном случае конкуренция наблюдается со стороны продавцов, которые, желая реализовать ценные бумаги, вынуждены снижать цены до тех пор, пока они не устроят покупателя.
Рис.2. Динамика цен при проведении «Голландского аукциона».
Закрытый аукцион (тендер) проводится при ограниченном количестве ценных бумаг, пользующихся определённым спросом. Продавец объявляет о продаже ограниченного количества ценных бумаг в течении определённого периода времени. Потенциальные инвесторы (покупатели) подают закрытые заявки с указанием количества актива, которое они хотели бы приобрести и цены покупки. В процессе накопления заявок продавец определяет приемлемую для себя цену – «цену отсечения». Таким образом, ценные бумаги приобретают те инвесторы, чьи предложения по цене были выше цены продавца или равны ей.
При высоком уровне развития фондового рынка, наличии конкуренции, как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей в качестве способа организации торгов используется так называемый двойной аукцион. Двойной аукцион рассчитан на большое количество ценных бумаг, обладающих высокой степенью ликвидности и хорошо организованную инфраструктуру рынка ценных бумаг. При этих условиях организация предусматривает большое количество заявок на покупку и на продажу фондовых активов.
В зависимости от методов удовлетворения заявок участников торгов двойной аукцион проводится в двух формах: залповый (онкольный) аукцион и непрерывный аукцион.
Залповый аукцион предполагает, что сделки совершаются не постоянно, а с определённой периодичностью. Такая форма организации торгов применяется при недостаточно ликвидном рынке (нерегулярное совершение сделок, небольшой объём сделок, большая разница в ценах). Периодичность проведения залпов определяется степенью ликвидности рынка. При проведении залпового аукциона определяется цена аукциона (по одному виду фондового актива), которая должна быть единой для всех участников сделки.
При установлении единой цены предполагается, что инвестор в заявке указывает верхний предел цены, а продавец – нижний. Поступившие заявки накапливаются и ранжируются по заказам на покупку по мере убывания цены, а по заказам на продажу – по мере роста цены. При накоплении достаточного количества заявок происходит «залп» - торги, в процессе которых часть заявок удовлетворяется.
Если «залпы» проводятся достаточно
часто (при больших размерах рынка),
а изменение цен и
Информация о работе Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг