Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 04:42, курсовая работа
Деньги играют фундаментальную роль во всех современных экономиках. Более того, они кажутся столь естественной характеристикой экономики, что мы не представляем, какой была бы жизнь без них, вероятно, крайне трудной. Даже проведение простых операций купли-продажи было бы слишком трудно и обременительно. Наша современная финансовая система, содержащая наличность, чеки, расчетные автоматы и множество сложных финансовых инструментов, не возникла за один день. Но ядром этой системы являются деньги.
Введение
ГЛАВА 1. Общее понятие денег
Возникновение денег
Виды денег
Деньги и их роль в экономике.
ГЛАВА 2. Деньги и денежное обращение в Кыргызской Республике
2.1 Предпосылки введения национальной валюты в Кыргызстане
2.2 История современного денежного обращения
в Кыргызской Республике
2.3 Особенности организации налично-денежного
обращения в Кыргызской Республике
Заключение
Таким образом, «сом» и «тыйын» как наименования денежной единицы и разменной монеты имеют у кыргызов давние, исторические традиции. По-видимому, следуя этим традициям, кыргызы и в новое время называли и кокандские, и российские деньги привычными терминами «сом» и «тыйын», хотя раньше ходили деньги и других наименований - дирхем, тилла, таньга и др. И все же, принятые в качестве названий кыргызской национальной валюты сом и тыйын обоснованы как с точки зрения развития исторической семантики этих терминов, так и в плане возрождения историко-культурных традиций самого кыргызского народа.
Введение национальной валюты способствовало проведению республикой самостоятельной экономической, в том числе финансово-кредитной политики. Были проведены реформы налоговой системы, ориентированной на поощрение предпринимательства, установилась двухуровневая банковская система, изменились взаимоотношения республиканского и местных бюджетов, введен жесткий контроль за расходованием бюджетных средств государственных предприятий, развивается фондовый рынок.
2.2 История современного
в Кыргызской Республике
Переход от административно-командной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике в корне изменил представления о теории и практике планирования и регулирования денежного обращения. В условиях строгой централизации и плановой системы управления народным хозяйством понятие денежного обращения связывали только с обращением наличных денег. При плановой системе ценообразования именно в этой сфере быстрее и сильнее всего проявлялись экономические и социальные последствия нарушения закона денежного обращения. Это проявлялось в росте цен на товары народного потребления, в нарастающем дефиците товаров, а, следовательно, в снижении уровня жизни населения.
В 1993 году Правительством Кыргызской Республики была проведена жесткая финансовая политика, основанная на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса сома за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту увеличился, а валютные резервы были исчерпаны за короткий срок.
Главная задача финансовой стабилизации в 1995 году состояла в сдерживании инфляционных процессов.
С введением монетаристской политики, направленной на ограничение денежной и кредитной массы в товарно-хозяйственном обороте, уровень инфляции стал снижаться: 1994 г. - 187,2%, 1995 г. - 131,9%, 1996 г. - 134,9%, 1997 г. - 114,8%. Так, рост потребительских цен замедлился в 2,73 раза, с 7,26 в месяц в 1994 году до 2,65 % в 1995 году, оптовых цен - с 8,34 до 2,15 %.
Ключевую роль в снижении уровня инфляции в 1995 году сыграли следующие факторы: устойчивость валютного курса сома, замедление роста цен на энергоресурсы, уменьшение инфляционных ожиданий.
Действие антиинфляционных факторов происходит на фоне расширения денежной массы со II полугодия 1995 года. Так в течение всего года спрос на деньги опережал предложение. Дефицит денег в обращении снизил инфляционный эффект расширения денежной массы, как показано в таблице 2.
Таблица 2 - Взаимосвязь инфляции и темпа прироста денежной массы в Кыргызской Республике в период 2007-2011 гг. (%)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Среднемесячная инфляция |
25,4 |
5,55 |
2,4 |
2,9 |
1,16 |
Темп прироста денежной массы (М2) |
15,02 |
9,79 |
4,96 |
1,99 |
1,95 |
Комплекс проводимых реформационных акций фактически привел к трансформации всей денежной системы в средства с кратким сроком обращения.
2.3 Особенности организации налично-денежного
обращения в Кыргызской Республике
Налично-денежное обращение представляет собой процесс непрерывного движения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, разменной монеты, других кредитных инструментов: векселей, чеков, кредитных карточек).
Наличные деньги используются: для оплаты товаров, работ, услуг; для расчетов, не связанных с движением товаров и услуг (расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, стипендий, пенсий, по выплате страховых возмещений по договорам страхования, при оплате ценных бумаг и выплате дохода по ним, по платежам населения, на хозяйственные нужды, на оплату командировок, на представительские расходы, на закупку сельхозпродукции и т.д.).
Налично-денежный оборот страны - это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени. Данный оборот в основном связан с поступление денежных доходов населения и их расходованием.
Согласно Закону «О Национальном банке Кыргызской Pecпyблики» организацию налично-денежного обращения на территории Кыргызской Республики осуществляет центральный банк страны - Национальный банк КР. Для этого НБКР:
разрабатывает и утверждает порядок ведения кассовых операций банков и финансово-кредитных учреждений, деятельность которых лицензируется и регулируется Банком Кыргызстана;
прогнозирует потребности республики в банкнотах и монетах;
обеспечивает создание резервных фондов банкнот и монет, размещает заказ на изготовление денежных знаков (банкнот и монет);
устанавливает общие требования для хранения, перевозки и инкассации наличных денег для банков;
устанавливает порядок
определения платежности
осуществлении платежей;
определяет признаки защиты и порядок замены выпускаемых в обращение денежных знаков, а также порядок уничтожения поврежденных и изъятых из обращения банкнот и монет;
применяет другие способы и механизмы регулирования, принятые в международной практике.
Национальный банк КР по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Эта мера рассматривается как важная форма борьбы с инфляцией и обеспечения стабилизации экономики.
Регулирование экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения - составной элемент экономической политики правительства, главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.
Для воздействия на денежно-кредитную сферу Национальный Банк использует прежде всего способность коммерческих банков увеличивать или уменьшать депозиты, а следовательно, денежную массу.
Национальный Банк воздействует на динамику банковских ссуд и депозитов через систему обязательных резервов. В настоящее время норма обязательных резервов коммерческих банков Кыргызской Республики составляет 10 %.
Общая сумма денег в обращении на 1 апреля 2012 года составила 48339,4 млн. сом, из них 2235,1 млн. сом находились в кассах коммерческих банков, а остальные - вне банковской системы (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 7493,3 млн. сом или на 18,3 процента).
В I квартале 2012 года в кассы коммерческих банков в целом по республике поступило 113706,0 млн. сом, по сравнению с I кварталом 2011 года увеличилось на 32756,2 млн. сом, или на 40,5 процента.
Изменение поступлений наличных денег в кассы учреждений коммерческих банков представлено на графике 1:
Увеличение доли наличных денег в структуре денежной массы было обусловлено превышением их роста над ростом депозитов и свидетельствовало о росте транзакционного спроса на денежные активы - наличные деньги и расчетные счета, обусловленного структурной перестройкой экономики в направлении повышения доли сельского хозяйства, торговли и услуг, предприятий малого и среднего бизнеса в структуре валовой добавленной стоимости.
Спрос на ресурсы в национальной валюте формировался также за счет притока иностранной валюты в республику вследствие увеличения поступлений международных трансфертов и функционирования на ее территории иностранной военной базы.
Опережающий рост наличных денег в структуре денежной массы по сравнению с ростом депозитов нашел отражение в сокращении мультипликатора широких денег, среднее значение которого за январь-декабрь 2002 года составило 1,48 против 1,54 за 2001 год.
Предложение денег в 2002 году формировалось как за счет чистых иностранных активов, так и чистых внутренних активов банковской системы.
Рассмотрим изменения денежной массы в экономике Кыргызской Республике в динамике на графике 2:
Как показано на диаграмме (график 2) с 2007 по 2011 гг. объем денежной базы увеличивается более чем в 2.5 раза и составляет в 2011 г. 15466 млн.сом.
В качестве факторов роста
денег в обращении можно
Основными направлениями по стабилизации в денежно-кредитной сфере Кыргызской Республики являются:
Разработка более совершенных
методов прогнозирования
Повышение гибкости, реализуемости и эффективности инструментов открытого рынка;
Создание и совершенствование нормативной базы по валютным операциям;
Совершенствование инфраструктуры по валютным операциям;
Совершенствование системы управления международными резервами.
2.3.1. Особенности организации безналичных расчетов
в Кыргызской Республике
Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Преимущественное большинство общего денежного оборота осуществляется в безналичной форме. Это обусловлено тем, что безналичный оборот имеет значительные преимущества перед наличным и потому является намного эффективнее и целесообразнее как для общества в целом, так и для каждого отдельного экономического субъекта.
Безналичные расчеты
в Кыргызской Республике осуществляются
на основе межбанковских платежей.
Межбанковская платежная
В целях усиления прозрачности движения финансовых потоков и денежного обращения, снижения доли теневой экономики, ужесточения мер по борьбе с коррупцией, отмыванием денег, полученных преступным путем, финансированием терроризма Правительство Кыргызской Республики постановляет:
1. Министерствам,
- принять меры по переходу на сбор платежей через счета и кассы коммерческих банков и отделения государственного предприятия "Кыргызпочтасы" за предоставляемые работы и услуги не позднее 1 января 2007 года;
2. Министерству экономики
и финансов Кыргызской
- на установление пороговой
суммы для проведения расчетов
в наличной форме в размере
100000 (сто тысяч) сомов для любых
видов сделок. При этом, все расчеты,
превышающие указанную
3. Рекомендовать коммерческим банкам активизировать работу по следующим направлениям:
- расширение сети филиалов и сберегательных касс для обеспечения приема платежей от физических и юридических лиц;
- снижение тарифов
по проведению платежей
- обслуживание и внедрение систем расчетов банковскими платежными картами, дорожными чеками и другими платежными инструментами по безналичным расчетам;
4. Рекомендовать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную деятельность в сфере торговли, общественного питания и услуг, автозаправочным станциям и другим пунктам приема наличных денег от населения по договоренности с коммерческими банками установить торговые терминалы по приему платежей с использованием банковских платежных карт на условиях аренды или за свой собственный счет. Чеки терминалов, банкоматов, выдаваемые при оплате за товары и услуги с использованием банковских платежных карт, приравниваются к документам, подтверждающим оплату товаров и услуг.
В 2010 г. всего через
межбанковские платежные