Дефицит и профицит госбюджета. Виды дефицита и способы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой, приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
4
1
Дефицит и профицит бюджета……………………………………………
6
1.1
Сущность бюджетного дефицита…………………………………………
6
1.2
Виды бюджетного дефицита………………………………………………
8
1.3
Три концепции бюджетной политики…………………………………….
9
1.4
Профицит бюджета…………………………………………………………
12
2
Способы регулирования бюджетного дефицита…………………………
15
2.1
Способы регулирования бюджетного дефицита в РБ……………………
15
Заключение……………………………………………………………………….
23
Список использованных источников………………………………

Работа содержит 1 файл

Дефицит и профицит госбюджета.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

Принимая во внимание этот факт считаю целесообразным на определенном этапе становления рыночных отношений внести некоторые уточнения в практику бюджетного планирования. В частности, из общего объема государственных расходов выделить расходы, не покрываемые реальными доходами с указанием целевого их направления.

Имеется в виду, что  расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются за балансом бюджета в расходной его части и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов либо привлеченных средств (кредитов, займов, выпуска денег),  а оставшиеся расходы балансируются с доходами.

 Возможно и другое  решение — составление бюджета в двух вариантах в виде:      - текущего бюджета;

- бюджета развития.

Текущий бюджет составляется по принципу баланса, т.е. с нулевым  сальдо, а расходы сверх предполагаемых доходов найдут отражение в бюджете  развития, который будет иметь отрицательное сальдо.

В том и другом вариантах  достигается цель: узаконить целевой  характер бюджетного дефицита, обеспечить возможность контроля за движением привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью.

Переход к частично бездефицитному составлению бюджета потребует привести расходы бюджета в соответствие с прогнозируемыми доходами, а не наоборот. Вместе с тем это не означает, что правительство не может предусмотреть дополнительные расходы, они лишь будут указаны отдельно (за балансом бюджета или в бюджете развития).

Опыт составления двухвариантных бюджетов уже имеется. По такому варианту был составлен бюджет СССР на 1989 г.

В данном случае важно, чтобы  включенные в бюджет развития дополнительные расходы предусматривали возможность в перспективе получить дополнительные доходы от вложения средств, которые могли бы быть направлены на компенсацию задолженности государства.

Не должно быть никаких  принципиальных различий между государством и всеми другими категориями  заемщиков. Государство обязано возвращать взятые в долг ресурсы. Это предъявляет определенные требования к выбору объектов финансирования. Направляя средства на инвестиции, надо быть уверенным, что они будут окупаемы.

Одновременно необходимо установить жесткий контроль не только за использованием средств, направленных на капитальные вложения, но и за доходом (прибылью), полученным от вложения инвестиций. Имеется в виду, что с момента получения объектом прибыли, она должна участвовать в погашении государственного долга.

Представляется целесообразным изучить возможность и целесообразность и в будущем постепенно перейти от составления сбалансированных бюджетов к бюджетам с незначительным положительным сальдо профицитом. Такой профицит должен выполнять накопительную функцию, формировать своеобразный резервный бюджетный фонд и при необходимости использоваться на финансирование дополнительных расходов (при наличии непогашенного долга — на его уплату).

В  качестве   вывода, хочу  заметить, что в странах  с переходной экономикой целесообразно отказаться от дефицитного составления бюджета. В условиях действия стихийных рыночных сил государство должно усилить свои функции по регулированию экономических и социальных процессов в обществе, выработать программу эффективных действий, противостоящих развитию бюджетного дефицита.

Некоторые страны доказали, что в экстремальных условиях, связанных с резким возрастанием дефицита бюджета, можно добиться сбалансирования его доходов и расходов, задействуя для этого весь механизм государственного регулирования.

Поэтому, несмотря на то, что бюджетный дефицит связан с бюджетом, вряд ли можно  считать  его неотъемлемой частью государственного бюджета. Он должен стать случайным явлением и финансироваться за счет резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недостаточности — привлеченных ресурсов. Это положение имеет прямое отношение и к Республике Беларусь как государству, функционирующему в условиях трансформационной экономики.[6,7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что бюджетный дефицит или профицит - сами по себе не являются катастрофичными явлениями, их изменение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны, в условиях растущего внутреннего и внешнего долга. И это должно, наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных результатах.

Немаловажно отметить и  необходимость осуществления налоговой  и структурной бюджетной реформы. Главной целью совершенствования бюджетно - налоговой политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

В области налоговой  политики предстоит реформа всей системы налогов и сборов, законодательных основ налогообложения. Необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности – снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта. Первые решения по этому поводу уже приняты. Однако пока не ясно к чему они приведут. Например, в ближайшем будущем планируется увеличить НДС с 18% до 20%.

Таким образом, преодоление  тяжелой существующей ситуации требует  понимания проблем, путей их решения и тяжелого кропотливого труда.

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Экономикс  /К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. 2002г. 14 издание [стр. 413-419]
  2. Макроэкономика /под редакцией И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского Минск, 2009. [ 100-105]
  3. http://minfin.gov.by/rmenu/budget/legislation/lawrb/budsys/?curPos=0
  4. http://belstat.gov.by/
  5. http://www.minfin.gov.by/rmenu/execution/month-info/yandec09/
  6. Закон Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь» за 2008-2009 годы.
  7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2009 г. № 190 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О республиканском бюджете на 2009 год»
  8. Курс экономической теории / М. И. Плотницкий и др. Минск, 2005 [стр. 374 -378]
  9. Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко, 3-е изд., Мн.: БГЭУ, 2002. 752 с.
  10. Л. А. Дробозина. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  11. Государственный бюджет: Учеб. пособие./Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич.; Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. Шк.
  12. Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2003.  289с.

 


Информация о работе Дефицит и профицит госбюджета. Виды дефицита и способы регулирования