Дефицит и профицит госбюджета. Виды дефицита и способы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой, приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
4
1
Дефицит и профицит бюджета……………………………………………
6
1.1
Сущность бюджетного дефицита…………………………………………
6
1.2
Виды бюджетного дефицита………………………………………………
8
1.3
Три концепции бюджетной политики…………………………………….
9
1.4
Профицит бюджета…………………………………………………………
12
2
Способы регулирования бюджетного дефицита…………………………
15
2.1
Способы регулирования бюджетного дефицита в РБ……………………
15
Заключение……………………………………………………………………….
23
Список использованных источников………………………………

Работа содержит 1 файл

Дефицит и профицит госбюджета.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Вторая и третья концепции  лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит  и опирающейся на потенциал денежного  хозяйства страны. Такая политика предполагает:

  • наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;
  • контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
  • выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Овладение этой политикой  позволяет обществу находить оптимальную  величину бюджетного дефицита. Так, в  конце 80-х годов бюджетный дефицит  во Франции составлял 9,6% от ВНП, в  США - 11,6, в ФРГ - 14, в Японии - 15,6, в  Бельгии - 25,1, в Италии - 25,2, в Греции - 31,2%.1

Однако при всей привлекательности  политики бюджетного дефицита, крупные  дефициты приводят к значительным отрицательным  последствиям даже для “богатых”  в экономическом отношении стран. [11]

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Профицит бюджета

 

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

Если профицит бюджета обнаружится  в процессе исполнения бюджета, то его  наличие не может быть оценено  однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более  экономного и эффективного использования  бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, - явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

Опыт крупнейших стран мира показывает, что значительная профицитность бюджета имеет свои недостатки. Дополнительные деньги расходуются менее прозрачно. Но бюджетный профицит далеко не всегда показатель экономического развития страны. [1]

Что качается нашей республики, то следует отметить, что у нас последние годы  наблюдается профицит консолидированного бюджета.

Доходы республиканского бюджета  за январь - октябрь 2009 года сложились  в сумме 37,2 трлн. рублей (79,7 процента ожидаемого исполнения 2009 года).

За январь-октябрь 2009 года в республиканский бюджет поступило: налоговых доходов на сумму 20,9 трлн. рублей (73,9 процента), неналоговых доходов на сумму 3,3 трлн. рублей (110,0 процентов), взносы на государственное социальное страхование на сумму 13,0 трлн. рублей (85,0 процентов).

По состоянию на 1 ноября 2009 года сумма долгов плательщиков перед  бюджетом составила 75,4 млрд. рублей, что  на 74,1 млрд. рублей меньше, чем по состоянию  на 1 января 2009 года.

Расходы республиканского бюджета  за январь-октябрь 2009 года составили 36,9 трлн. рублей (78,9 процента к ожидаемому исполнению 2009 года).

Из них, на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 16,0 трлн. рублей (75,4 процента), национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства - 10,0 трлн. рублей (84,3 процента), расходы на общегосударственную деятельность составили 8,0 трлн. рублей (83,2 процента).

Профицит республиканского бюджета  за январь-октябрь 2009 года составил 287,8 млрд. рублей.

В целом в доходной части бюджета  Беларуси преобладают поступления  от четырех основных налогов: налога на добавленную стоимость, подоходного  налога, налога на прибыль и акцизов - их удельный вес в общих доходах  бюджета был на уровне 41%.

Что касается проекта бюджета на 2010 года, то он будет рассмотрен в  ближайшее время.

Проект бюджета предусматривает  повышение ставки НДС с 18% до 20%. Дефицит  бюджета запланирован в объеме Br2,7 трлн., или 1,5% к ВВП.

Республиканский бюджет на 2009 г. был принят парламентом осенью 2008 г. с доходами в 54,86 трлн руб. и расходами в 57,66 трлн руб. В соответствии с корректировкой бюджета, утвержденной указом президента 28 мая этого года, доходы и расходы республиканского бюджета на нынешний год утверждены в 54,9 трлн руб. при нулевом дефиците.

Однако, по оценкам экспертов, де-факто произошло гораздо более  существенное сокращение расходов и  доходов — соответственно на 11 трлн и 8 трлн руб. Показатель доходов и  расходов сохранился на прежнем уровне лишь формально (за счет включения в состав бюджета резервного фонда президента Беларуси, однако такая операция носит номинальный характер).

Ранее бездефицитный  бюджет по итогам 2009 г. являлся одним  из количественных критериев реализации программы правительства, которая  поддерживается кредитом МВФ.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. «Способы регулирования бюджетного дефицита»

 

  1. Способы регулирования бюджетного дефицита в Республике Беларусь

 

Для финансирования расходов, превышающих реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В связи с этим встает вопрос об источниках покрытия бюджетного дефицита. Они могут быть внешние и внутренние. Последние разделяются на инфляционные (выпуск денежных знаков в обращение) и неинфляционные (кредиты Национального банка и выпуск государственных ценных бумаг).

Большинство развитых стран  для покрытия бюджетного дефицита прибегают  к выпуску государственных ценных бумаг как безинфляционному источнику финансирования бюджетного дефицита.

Основными источником покрытия дефицита в Республике Беларусь являются:

- внешние займы;

- использовать эмиссионные  кредиты Национального банка;

- выпуска государственных  краткосрочных облигаций.

Этот  небогатый опыт позволил сделать вывод о широких  возможностях использования государственных  долговых обязательств для финансирования дефицита бюджета.

При разработке Программы  сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт, который убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2—3 % к валовому национальному продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации. При определении источников покрытия бюджетного дефицита необходимо стремиться не прибегать к эмиссии и использовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, должна рассматриваться как исключительная и недопустимая мера, нарушающая законы денежного обращения. Дефицит может покрываться только на заемной основе размещением на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использованием разнообразных форм государственного кредита. Рациональное сочетание безинфляционных источников позволит получить наибольший эффект.

В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее  положение: без обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись.

Следует отметить, что  в бюджетной политике нашего государства реализуется пассивная форма дефицита, которая носит потребительский характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает  возможность  дефицитного  финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу и по мере получения определенного эффекта.

В перспективе, как уже  отмечалось, целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.

В перечень конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов.[12]

Следует отметить, что  доходы консолидированного бюджета Беларуси в 2009 году прогнозировались  в объеме 72,7 трлн. рублей или 46,9% к ВВП. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета является НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями, подоходный налог с физических лиц, акцизы.

Расходы консолидированного бюджета в 2009 году составят 75,5 трлн. рублей или 48,7% к ВВП. Приоритетными  направлениям расходования средств  в текущем году станут обеспечение  роста заработной платы в бюджетной сфере, финансирование национальных приоритетов, установленных программой социально-экономического развития, обеспечение необходимыми ресурсами дополнительных расходов бюджета в связи с увеличением цен на импортируемые Беларусью энергоносители.

Доходы республиканского бюджета в 2009 году предусматриваются в сумме 54,9 трлн. рублей, расходы - 57,7 трлн. Дефицит республиканского бюджета сформирован в размере 2,8 трлн. рублей или 1,8% к ВВП. Финансирование дефицита бюджета  осуществляется за счет внутренних и внешних источников.

Особенностью проекта  бюджета 2009 года является значительный рост расходов на поддержку регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС: на эти  цели планировалось направить 758 млрд. рублей. Еще 257 млрд. рублей на финансирование работ по газификации, водоснабжению, дорожному строительству в этих регионах.

Значительную бюджетную  поддержку получило жилищное строительство - 1,7 трлн. рублей.

Обеспечение продовольственной  безопасности Беларуси осуществляется через всестороннюю поддержку сельского хозяйства. Всего на финансирование АПК выделено 4,5 трлн. рублей.[5]

Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:

  1. повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов — основного источника увеличения доходов бюджета;
  2. дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;
  3. расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия в повышении производительности труда, рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов;
  4. развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов власти.
  5. оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли экономики должны решать задачи структурной ее перестройки, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджетных средств, направляемых в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля. Изменение в политике бюджетного финансирования отраслей экономики в целом должны осуществляться по пути постепенного сокращения направления бюджетных ресурсов в сферу материального производства. Этот процесс должен осуществляться одновременно с развитием и укреплением хозяйственного расчета и самофинансирования предприятий. Высвободившиеся средства могут быть направлены на развитие социальной сферы, решение ряда задач, связанных с повышением жизненного уровня населения;
  6. в целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы, управление и т.п. Это позволит профинансировать в начальный период развития рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения;
  7. обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;
  8. совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере. Здесь весьма своевременным является переход к планированию расходов учреждений непроизводственной сферы по научно обоснованным финансовым нормативам, скорректированным с учетом возможностей бюджета — нормативам бюджетной обеспеченности. При этом определенная часть расходов в непроизводственной сфере должна покрываться за счет внебюджетных источников, прежде всего, доходов от оказания платных услуг населению;
  9. корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;
  10. реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных  безинфляционных источников;
  11. составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;
  12. развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте;
  13. принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решаются сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит и увеличиваются платежи в бюджет.

Информация о работе Дефицит и профицит госбюджета. Виды дефицита и способы регулирования