Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:17, реферат
Бюджетный процесс — это регламентируемая правовыми нормами деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением
1.1 Понятие бюджетного
планирования: сущность, субъекты, принципы
Прогнозирование
представляет собой процесс разработки
прогнозов. «Под прогнозом понимается
система научно обоснованных представлений
о возможных состояниях объекта в будущем,
об альтернативных путях его развития.
Для формирования стратегии и тактики
развития экономики разрабатывается система
прогнозов, включая прогнозы временного
аспекта и по уровням управления, а также
частные и комплексные прогнозы экономического
и социального развития страны и регионов.
На основе результатов прогнозных расчётов
определяются важнейшие направления стратегии
социально-экономического развития, составляются
индикативные планы, формируется механизм
государственного регулирования экономики
и определяются параметры основных регуляторов
(государственного заказа, цен, налогов
и льгот, государственных инвестиций и
ссуд, страховых резервов и т.д.)»1.
По масштабу
прогнозирования выделяют: макроэкономические
прогнозы, межотраслевые и межрегиональные,
прогнозы развития народнохозяйственных
комплексов, отраслевые и региональные
прогнозы, прогнозы звеньев экономики:
предприятий, объединений, отдельных производств
и продуктов.
Во временном
аспекте прогнозы подразделяются на: долгосрочные
(от 5 до 15-20 лет), среднесрочные (от 3 до
5 лет), краткосрочные (от месяца до года),
оперативные (от одного месяца – на каждый
день, неделю, декаду).
Планирование
– это процесс научного обоснования
целей, приоритетов, определения путей
и средств их достижения. На практике оно
реализуется путём разработки планов.
План представляет собой документ, который
содержит систему показателей и комплекс
различных мероприятий по решению социально-экономических
задач. В нём отражаются цели, приоритеты,
ресурсы, источники обеспечения, порядок
и сроки их выполнения. Прогноз и план
взаимно дополняют друг друга.
К планированию
относятся2:
общественно-политический
надзор над экономикой и контроль
через различные политические учреждения
(правительство, парламент, администрация
президента, политические партии и т.д.);
оценка состояния
экономики на конкретный момент времени;
оценка спонтанных
тенденций развития;
проецирование
на будущее желаемого
Основной функцией
планирования является формулирование
курса действий над управляемой
системой, с последующим формулированием
комплекса мер по их реализации,
что находит свое отражение в содержании
плана.
Бюджетное планирование
на государственном уровне базируется
на существующей в РФ методике и
многолетнем опыте сбора и
распределения финансовых средств
в целях выполнения своих функций
перед обществом. Весь цикл управления
процессами формирования, распределения,
перераспределения и потребления бюджетных
ресурсов осуществляется посредством
бюджетного планирования, объектом которого
являются фонды денежных средств. Благодаря
бюджетному планированию обеспечивается
сбалансированность народно-хозяйственных
и межотраслевых пропорций, определяются
пути рационального использования трудовых,
материальных и финансовых ресурсов.
Бюджетное планирование
на федеральном уровне и уровнях
территориальных образований
• обеспечение
координации социального и
• прогнозирование
объектов финансовых ресурсов, необходимых
для обеспечения планируемых
мероприятий;
• прогнозирование
финансовых последствий проведения
реформ и выполнения программ;
• определение
возможностей по реализации различных
мер в области финансово-
Составление проектов
бюджетов является исключительной прерогативой
Правительства РФ, органов исполнительной
власти субъектов РФ и муниципальных образований.
В целях качественного и своевременного
составления проектов бюджетов необходимы
сведения о:
• налоговом
законодательстве;
• предполагаемых
объемах финансовой помощи, предоставляемой
нижестоящим уровням бюджетной системы;
• видах и
объемах расходов всех уровней бюджетной
системы (иногда передаваемых с одного
уровня на другой);
• нормативах финансовых
затрат и др.
Проект бюджета
основывается на:
• бюджетном
послании Президента РФ;
• прогнозе социально-экономического
развития соответствующего территориального
образования;
• направлениях
бюджетной и налоговой политики
соответствующего территориального образования;
•плане развития
сектора экономики
«Перспективный
финансовый план разрабатывается на
основе данных и показателей прогноза
социально-экономического развития государства.
В плане содержатся данные о возможностях
бюджетов по мобилизации доходов
и финансированию расходов по статьям
бюджета. План составляется на три года
по укрупненным показателям бюджета и
ежегодно корректируется с учетом реального
и прогнозного социально-экономического
развития государства. Перспективный
финансовый план как документ составляется
одновременно с проектом бюджета на очередной
финансовый год на основе данных прогноза
социально-экономического развития РФ,
субъекта РФ или муниципального образования
и содержит данные о прогнозных возможностях
бюджета по мобилизации доходов и заимствований»3.
Перспективный
финансовый план законодательно не утверждается
и разрабатывается в целях
информирования законодательных и
представительных органов власти о
предполагаемых направлениях социально-экономического
развития, выявления возможностей в
перспективе реализации мер в области
финансовой политики, отслеживания долгосрочных
целевых программ и своевременного контроля
мер в определенных ситуациях. План разрабатывается
на три года и ежегодно корректируется
со сдвигом на один год вперед с учетом
социально-экономического развития.
План состоит
из отдельных разделов, в этих разделах
обосновываются пути решения задач,
стоящих перед государством в
области экономики в плановом
периоде, определяются основные показатели
по отраслям и сферам экономики. Определенные
показатели должны быть обоснованы, а
в плане должны быть предусмотрены антиинфляционные
меры и уделено особое внимание разделам
по социальной политике государства.
Все вышеизложенное
относится к
Планирование
в рыночной экономике осуществляется
преимущественно экономическими методами,
а основными экономическими регуляторами
являются налоги, таможенная и финансовая
политики.
Методология прогнозирования
и планирования развития экономики
определяет основные принципы, подходы,
методы проведения прогнозных и плановых
расчётов, раскрывает и характеризует
логику формирования прогнозов, планов
и их осуществления. В качестве инструмента,
позволяющего реализовать методологические
принципы прогнозирования и планирования,
выступают методы.
Методология планирования
опирается на четыре уровня знаний:
Общефилософский
уровень – совокупность взглядов,
знаний о явлениях окружающего мира
(философия, Культурология, математика;
теория систем; теория организации; политология);
Общенаучный уровень,
который дает понимание общих подходов,
принципов, форм организации, систем (кибернетика;
теория организации, теория систем и др.);
Конкретная методология
наук – образует совокупные знания
об управлении в социально-экономических
системах (макроэкономика; право; социология;
статистика, менеджмент и др.);
Методология, методика
и технология стратегического планирования
– наука о стратегическом планировании,
которая наиболее приближена к практической
деятельности, и призвана реализовывать
достижения других наук.
Классификация
прогнозов различается:
по способу
описания тенденций изменения объекта
или процесса (трендовый и факторный
подходы);
по способу
формирования параметров, характеризующих
объект или процесс (генетический (ресурсный)
и нормативный (целевой) подходы).
Трендовый подход
в прогнозировании предполагает
экстраполяцию выровненных
Факторный подход
в прогнозировании
Генетический
подход основывается на прогнозировании
устойчивых тенденций и сводится
к перенесению зависимостей, характерных
для прошлого и настоящего, на будущее.
Он позволяет рассматривать объект, выявляя
тенденции его развития и возможные результаты
без воздействия на этот предмет.
Нормативный подход
состоит в определении
Генетический
и нормативный подходы должны
использоваться во взаимосвязи, в прогнозировании
они выступают альтернативными
способами выявления
Прогнозирование
и планирование осуществляется с
соблюдением конкретных принципов.
Основными из них являются: альтернативность,
научность, социальная направленность,
повышение эффективности производства,
пропорциональность и сбалансированность,
приоритетность, согласование кратко-,
средне- и долгосрочных целей.
Принцип альтернативности
требует проведения многовариантных
прогнозных разработок (альтернатив).
Принцип научности
реализуется в том, что плановые
документы должны разрабатываться
с использованием законов общественного
развития, анализа тенденций и
прогнозов социально-
Принцип социальной
направленности планирования подразумевает
первоочередной учет интересов человека
и общества, направленность планов
на удовлетворение их потребностей.
Принцип повышения
эффективности производства требует,
чтобы результаты выполнения планов
достигались максимальной экономией труда
и ресурсов на единицу продукции. Важны
при планировании такие показатели эффективности,
как рост производительности труда, снижение
материало- и энергоемкости, повышение
фондоотдачи, рентабельности и т.д.
Принцип пропорциональности
и сбалансированности заключается
в том, что рост производства должен
сопровождаться улучшением структуры
хозяйства, уменьшением доли отсталых
производств, расширением применения
высоких технологий и др. При этом
должны увеличиваться объемы продукции,
имеющей максимальный спрос на мировом
рынке, главным образом, товаров с большей
долей добавленной стоимости, и сокращаться
сырьевые поставки другим странам.
Приоритет общественного
развития должен господствовать при
составлении планов. В связи с тем, что
в государстве всегда есть ограниченность
в каких-либо ресурсах (трудовых, материальных,
природных и др.), правительство должно
определять такие направления в развитии
страны, которые имеют первоочередное
значение для общества в данный период.