Автор: Ольга Кат, 09 Декабря 2010 в 20:29, реферат
Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т. к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Введение…………………………………………………………………........ 3
1. Понятие бюджетного процесса и его принципы………………………... 5
2. Полномочия участников бюджетного процесса………………………... 7
3. Стадии бюджетного процесса……………………………………………. 9
4. Сравнительный анализ расходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 годы……………………………………………………………….… 17
Заключение…………………………………………………………………... 28
Список использованной литературы……………………………………….. 29
Столь существенное сокращение объемов финансирования на предоставление субсидий указанным организациям и их некоммерческим учреждениям нельзя признать допустимым. Поэтому остается актуальным оказание действенной государственной поддержки общероссийским общественным организациям в реализации их гражданско-патриотических и социальных программ.
Дополнительно на предоставление субсидий общероссийским общественным организациям и их некоммерческим учреждениям, с учетом прогнозируемого уровня инфляции, требуется в 2008 году – 132 млн. рублей, в 2009 году – 156 млн. рублей, в 2010 году – 180 млн. рублей.
Согласно статье 264.5 «Годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года». Поэтому рассмотрим исполнение бюджета на 2008 год (см. таблицу 9).
Таблица 9
Наименование | 2008 | |||
План,
млн.руб. |
Факт,
млн.руб. |
Разница,
млн.руб. |
Удельный вес, в % | |
Социальная политика | 270863,6 | 293645,0 | 22781,4 | 108,4 |
Пенсионное обеспечение | 181006,5 | 212026,1 | 31019,6 | 117,1 |
Социальное обслуживание населения | 4046,0 | 5229,5 | 1183,5 | 129,2 |
Социальное обеспечение населения | 81679,6 | 73241,2 | -8438,4 | 89,7 |
Охрана семьи и детства | 2365,6 | 1500,3 | -865,3 | 63,4 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики | 142,8 | 141,4 | -1,4 | 99 |
Другие вопросы в области социальной политики | 1623,1 | 1506,5 | -116,6 | 92,8 |
Как видно из таблицы фактические расходы по разделу “Социальная политика» в 2008 году увеличились на 22781,4 млн.руб. Наибольший удельный вес в разделе занимает подраздел «Пенсионное обеспечение», фактическое расходование средств в нем увеличилось на 17,1%. Так же увеличились расходы по подразделу «Социальное обслуживание населения» на 29,2%. Расходы по остальным подразделам уменьшились, по сравнению с запланированными.
Вывод: раздел «Социальная политика» имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице №2 этот показатель составляет 3,85% в 2008 году, 3,25% в 2009 году и 3,32% в 2010 году. В 2008 году фактических поступлений из федерального бюджета было на сумму 293,65 млрд. руб., а в плановом 2010 году эта сумма увеличилась на 35106 млн. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел «Межбюджетные трансферты»). Основное место в разделе занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение.
Доля пенсионного обеспечения в среднем составляет 70% от общего объема данного раздела. В соответствии с этой таблицей №1 показатель колеблется, в 2009 году он увеличивается на 2,9%, а в 2010 – на 3,6% . По данному разделу осуществляется исполнение расходных обязательств Российской Федерации по пенсионному обеспечению «военных» пенсионеров и судей. Это связанно непосредственно с увеличением пенсий, ростом численности пенсионеров, увеличение расходов на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьям и ежемесячной надбавки к заработной плате.
Согласно
выше сказанному, доля социального
обеспечения населения в среднем составляет
27%. Ассигнования данного подраздела направляются
на выплату пособий по уходу за ребенком,
выплату компенсации безработным гражданам,
обеспечение инвалидов транспортными
средствами и другие. Также в составе данного
подраздела предусматриваются ассигнования
на реализацию основных мероприятий приоритетного
национального проекта «Доступное и комфортное
жилье – гражданам России».
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако
именно бюджет, показывая размеры
необходимых государству
Таким
образом, бюджет, объединяя в себе
основные финансовые категории (налоги,
государственный кредит, государственные
расходы), является ведущим звеном финансовой
системы любого государства и играет как
важную экономическую, так и политическую
роль в любом современном обществе.
Список
использованной литературы