Автор: Ольга Кат, 09 Декабря 2010 в 20:29, реферат
Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т. к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Введение…………………………………………………………………........ 3
1. Понятие бюджетного процесса и его принципы………………………... 5
2. Полномочия участников бюджетного процесса………………………... 7
3. Стадии бюджетного процесса……………………………………………. 9
4. Сравнительный анализ расходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 годы……………………………………………………………….… 17
Заключение…………………………………………………………………... 28
Список использованной литературы……………………………………….. 29
Ассигнования федерального бюджета по разделу «Социальная политика» характеризуются следующими данными (см. таблицу 2).
Расходы федерального бюджета по разделу «Социальная политика»
2008 | 2009 | 2010 | |
Общий объем ассигнований (млн. руб.) | 270863,6 | 320345,4 | 328751,1 |
Рост к уровню предыдущего года (%) | 118,3 | 102,6 | |
Удельный вес в общих расходах федерального бюджета (%) | 3,85 | 3,25 | 3,32 |
Основной
объем ассигнований по разделу «Социальная
политика» составляют расходы на пенсионное
обеспечение военнослужащих и лиц, приравненных
к ним по пенсионному обеспечению и пожизненное
содержание судей (в процентах к общему
объему ассигнований по разделу) (см. таблицу
3).
Структура расходов по разделу «Социальная политика», в %
Подразделы | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Пенсионное обеспечение | 66,8 | 69,7 | 73,3 | |||
Социальное обслуживание населения | 1,5 | 1,9 | 1,9 | |||
Социальное обеспечение населения | 30,15 | 28,2 | 22,8 | |||
Охрана семьи и детства | 0,9 | 0,65 | 0,65 | |||
Прикладные научные исследования в области социальной политики | 0,05 | 0,05 | 0,04 | |||
Другие вопросы в области социальной политики | 0,6 | -0,5 | 1,31 |
Существенное увеличение ассигнований по данному разделу связано с ростом денежного довольствия военнослужащих, в соответствии с которым рассчитывается пенсионное обеспечение указанных лиц, а также индексацией ежемесячного пожизненного содержания судей по уровню роста потребительских цен (см. таблицу 4).
Таблица 4
Расходы по подразделу «Пенсионное обеспечение»
2008 | 2009 | 2010 | |
Общий объем ассигнований (млн. руб.) | 181006,5 | 223175,4 | 240811,8 |
Рост к уровню предыдущего года (%) | 123,3 | 107,9 |
По
другим подразделам раздела «Социальная
политика» бюджетные проектировки намного
меньше. Так, по подразделу «Социальное
обслуживание населения» ассигнования
федерального бюджета на 2008 – 2010 годы
характеризуются следующими данными (см.
таблицу 5).
Таблица 5
Расходы по подразделу «Социальное обслуживание населения»
2008 | 2009 | 2010 | |
Общий объем ассигнований (млн. руб.) | 4046,0 | 6190,9 | 6326,2 |
Рост к уровню предыдущего года (%) | 153 | 102,2 |
В состав данного подраздела включены ассигнования на содержание более 1,8 тыс. федеральных учреждений социального обслуживание населения (медико-социальные экспертные комиссии, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, учреждения по обучению инвалидов, стационары сложного протезирования), предоставляющим услуги более 3 млн. человек.
Из указанных средств субсидии стационарам сложного протезирования на оплату дней пребывания инвалидов в стационарах на 2008 – 2010 годы предусмотрены в объеме 93,7 млн. рублей ежегодно, что составляет лишь 65,2% от уровня ассигнований на указанные цели в 2007 году. В этой связи представляется целесообразным увеличить ассигнования по статье расходов «Субсидии стационарам сложного протезирования на оплату дней пребывания инвалидов в стационарах» до уровня 2007 года или на 50 млн. рублей.
По подразделу «Социальное обеспечение населения» ассигнования федерального бюджета на 2008 – 2010 годы характеризуются следующими данными (см. таблицу 6).
Таблица 6
Расходы по подразделу «Социальное обеспечение населения»
2008 | 2009 | 2010 | |
Общий объем ассигнований (млн. руб.) | 81679,6 | 90318,2 | 75030,4 |
Рост к уровню предыдущего года (%) | 111,8 | -116,9 |
В составе расходов указанного подраздела предусмотрены ассигнования на:
Следует обратить внимание на крайне недостаточное финансирование расходов по обеспечению инвалидов транспортными средствами, осуществляемые в соответствии с ранее принятыми федеральными обязательствами, что имеет место на протяжении последних четырех лет. Общая численность инвалидов, имеющих право на бесплатное получение транспортного средства составляет более 140 тыс. человек. Однако ассигнования федерального бюджета на указанные цели выделяются очень маленькие. Это приводит к фактическому «замораживанию» обязательств государства перед самыми социально незащищенными категориями граждан.
В
этой связи целесообразно
По подразделу «Охрана семьи и детства» темпы роста ассигнований федерального бюджета на 2008 – 2010 годы характеризуются следующими данными (см. таблицу 7).
Таблица 7
Расходы по подразделу «Охрана семьи и детства»
2008 | 2009 | 2010 | |
Общий объем ассигнований (млн. руб.) | 2365,6 | 2080,7 | 2145,7 |
Рост к уровню предыдущего года (%) | -112 | 103,1 |
В составе расходов по данному разделу предусмотрены ассигнования на:
Как видно, ассигнования на указанные цели предусматриваются в объемах с увеличением их ниже прогнозируемого уровня инфляции.
По подразделу «Прикладные научные исследования в области социальной политики» ассигнования федерального бюджета предусмотрены в 2008 году – 142,9 млн. рублей, в 2009 году – 150,5 млн. рублей, в 2010 году – 132,5 млн. рублей.
В состав раздела включены ассигнования на обеспечение деятельности государственных федеральных учреждений, осуществляющих научные исследования и разработки в данной сфере, а также ассигнования на выполнение научно-исследовательских и конструкторских работ по государственным контрактам.
По подразделу «Другие вопросы в области социальной политики» ассигнования федерального бюджета на 2008 – 2010 годы (без учёта ассигнований на реализацию мер социальной поддержки граждан по проезду на транспорте пригородного сообщения, объем которых будет определяться по факту написания гражданами заявлений о выборе «социального пакета» или денежной компенсации) существенно ниже прогнозируемого уровня инфляции.
В составе расходов по данному разделу предусмотрены ассигнования на:
По
данному подразделу средства федерального
бюджета по статье расходов «Реализация
государственных функций в
В их состав включены ассигнования на: