Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:40, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и принципы бюджетного процесса………...............4
Глава 2. Бюджетная классификация и ее структура.……………….....9
Глава 3. Стадии бюджетного процесса………………………………..12
Заключение……………………………………………………………....24
Список использованных источников ……………………………….…25

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс.docx

— 48.12 Кб (Скачать)

     В случае не утверждения отдельных  статей представленного проекта  бюджета Федеральное Собрание проводит повторное голосование по перераспределению бюджетных ассигнований в рамках верхнего предела объема бюджетных ассигнований. Решение принимается простым большинством голосов.

     В течение двух недель Президент обязан подписать закон либо вернуть его в парламент с замечаниями для повторного рассмотрения. Президент имеет право отлагательного вето (отклонения и возвращения на рассмотрение и утверждение в парламенте) отдельных статей государственного бюджета. В случае применения Президентом права вето вопрос по данной статье выносится на совместное заседание палат, он должен быть рассмотрен в течение недели. Для отклонения вето необходимо решение парламента, принятое простым большинством голосов. В случае согласия с вето Президент должен принять соответствующий указ по ассигнованиям по данной статье. В течение периода до принятия окончательного решения по вето Правительство имеет право использовать ежемесячно бюджетные ассигнования по спорной статье в размере 1/12 их величины в предшествующем финансовом году.

     После утверждения Гос.думой - в течение 5 дней передается в Совет Федерации, после его одобрения - на подпись Президенту РФ.

     Исполнение  бюджетов.

     Эта стадия бюджетного процесса имеет своей  целью выполнение доходных и расходных частей бюджетов. “Важнейшие задачи исполнения бюджета- это обеспечение полного и своевременного поступления налогов и платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах лимитов утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который он утвержден. Принципами исполнения бюджетов в Российской Федерации являются: перечисление, зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета, распределение по нормативам федеральных регулирующих налогов, возврат излишне  уплаченных сумм доходов, учет доходов в соответствии с бюджетной классификацией. Основным принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов и платежей с единого бюджетного счета.

     В Российской Федерации устанавливается  казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются  организация  исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные  органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств  и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.

     Проект  региональных бюджетов составляются финансовыми органами субъектов РФ. Для составления проектов бюджетов региональные  финансовые органы имеют право на получение информации не только от региональных органов исполнительной власти, но и от вышестоящих финансовых органов. Порядок принятия регионального бюджета отражен на .

     Исполнительный  орган субъекта РФ и муниципального образования может вносить в  вышестоящий исполнительный орган  власти предложения по изменению  и уточнению проектируемых вышестоящим  органом власти бюджетных нормативов и показателей. Разногласия по этим вопросам рассматриваются вначале в вышестоящем исполнительном органе власти. Результаты рассмотрения разногласий отражаются в составляемом протоколе, в котором содержатся обоснование предложений и обоснование отказа. Окончательное решение принимается вышестоящим представительным органом власти.

     В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности.

     На  основании распоряжения министра финансов все получатели бюджетных средств  готовят годовые отчеты по доходам  и расходам.

     По  итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты Российской Федерации Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

  • об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
  • об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

     Контроль  в бюджетной сфере можно классифицировать по разным критериям. По времени проведения: предварительный, текущий, последующий. По субъектам контроля, по форме проведения, по методам проведения.

         Полномочия органов представительной власти по контролю за использованием бюджетов можно подразделить на две группы: во-первых, это полномочия по организации контроля, а во-вторых – контрольные полномочия.

          К первой группе относятся полномочия по определению организационных форм контроля; установлению порядка и сроков представления соответствующими органами исполнительной власти информации по исполнению бюджетов; организации аудиторской проверки исполнения бюджета.

          Ко второй группе относятся конкретные полномочия: непосредственный контроль хода исполнения бюджета самими органами представительной власти. С этой целью представительный орган власти и его постоянные комиссии, и комитеты в процессе исполнения бюджета вправе потребовать от соответствующего органа исполнительной власти, его финансовых и других органов управления любую информацию, связанную с использованием бюджета.

       Федеральное Собрание осуществляет  финансовый контроль через специальные бюджетные комитеты. В Государственной Думе – это Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам; в Совете Федерации - Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.

          Особое место со стороны органов  представительной власти принадлежит Счетной палате РФ. Она осуществляет контрольно – ревизионную, экспертно- аналитическую, информационную  и другие виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Принципиальное отличие Счетной палаты РФ от всех иных действующих в России органов госконтроля состоит в том, что она является субъектом внешнего контроля, т.е. контролирует власть от имени и в интересах общества. В задачи Счетной палаты входит:

    - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

    - определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

    - оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая  экспертиза;

    - анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета;

    - контроль за законностью движения средств федерального бюджета;

    - регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета.

     Организация составления отчета об исполнении бюджета  возлагается на соответствующее  Правительство либо администрацию  территории. Непосредственно составлением отчетов об использовании бюджетов занимаются финансовые органы.

     Бюджетное законодательство регламентирует сроки  рассмотрения проекта отчета об исполнении бюджета органами представительной власти разного уровня (ст.24 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ»)

     Утверждение проекта отчета об исполнении бюджета  оформляется постановлениями (на федеральном  уровне и уровне субъектов  РФ) либо решениями органов местного самоуправления.

      В постановлении (решении) об исполнении бюджета в обязательном порядке  отражаются:

   - показатели исполнения бюджета по общей сумме доходов и по общей сумме расходов;

   - статьи доходов и расходов, по которым бюджет не был исполнен, суммы и причины этого неисполнения;

    - показатель увеличения либо снижения бюджетного дефицита относительно его предельной утвержденной суммы;

    - показатели исполнения бюджета по общей сумме расходов по бюджету развития и бюджету текущих расходов.

          Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу (ст.267 Бюджетного кодекса РФ).

          Министерство финансов Российской  Федерации (ст.268) осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. В установленных настоящим Кодексом случаях Министерство финансов Российской Федерации осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Министерство финансов Российской Федерации организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц - получателей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Бюджетное законодательство РФ закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его. В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ раскрывается понятие бюджетного процесса. Бюджет показывает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

     Ознакомившись с процессом формирования бюджета мы можем сделать вывод, что это сложный многоуровневый процесс, который задействует все органы власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫЗ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л – 2006г. – 224с.
  2. Приказ минфина РФ от 24.08.2007 N 74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ».
  3. А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  4. Бюджетная система РФ/ под ред. М.В. Романовского, М.: Юрайт, 2006
  5. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: «Прогресс- Академия», 2007.
  6. В.Д. Фетисов Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003г. – 367с.
  7. М.В. Романовский Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2004. – 615 с.
  8. Карасева М.В., Крохина Ю.А. Финансовое право/ под ред. проф. М.В.Карасевой. – М.: Издательство НОРМА – 2003г. – 288с.

Информация о работе Бюджетный процесс