Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:29, контрольная работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.).

Содержание

Введение
Бюджетный процесс
Понятие, стадии и участники бюджетного процесса
Характеристика отдельных стадий бюджетного процесса
Современные тенденции совершенствования бюджетного процесса
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

финансы и кредит.docx

— 51.72 Кб (Скачать)
    1. Вторая стадия — рассмотрение и утверждение бюджета.

     Одновременно  с проектом федерального закона о  федеральном бюджете Правительство  РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о  внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах  и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.

     После принятия соответствующего проекта  федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации  Федерального собрания РФ, комитеты Государственной  думы, другим субъектам права законодательной  инициативы для внесения замечаний  и предложений, а также в Счетную  палату РФ на заключение.

     Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год в  чтениях.

    1. Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (гл.24, 25).

     Исполнение  федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

    1. Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

     В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета  в целом и бюджета каждого  государственного внебюджетного фонда  в отдельности. На основании данного  распоряжения все получатели бюджетных  средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные  распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ).

     Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную  палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год  в форме федерального закона. Счетная  палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и  составляет заключение, которое направляется в Государственную думу. Государственная  дума рассматривает представленный Правительством РФ отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета дума заслушивает доклады  об исполнении федерального бюджета  руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

     По  итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная  дума принимает одно из следующих  решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

     На  всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и  муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ).

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Характеристика  отдельных стадий бюджетного процесса

       Продолжительность бюджетного процесса, который включает четыре стадии, длится около трех лет:

1) составление  проекта бюджета,

2) рассмотрение и утверждение занимают около года,

3) исполнение, или бюджетный период, - с 1 января  по 31 декабря (календарный год),

4)составление  отчета об исполнении бюджета  и его утверждение - восемь  месяцев.

       Составление, рассмотрение, утверждение  и исполнение бюджетов разного  уровня РФ, а также контроль за исполнением и ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ регулируется Законом РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ» и Бюджетным кодексом РФ. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

     Задачи  бюджетного процесса:

  1) максимальное  выявление всех материальных  и финансовых резервов в целях  достижения существенного прогресса  на пути к сбалансированному  рынку;

2) определение  доходов бюджета по отдельным  налоговым и другим платежам, а также общего объема в  соответствии с прогнозами и  целевыми программами социально-экономического  развития;

3) установление  расходов бюджета по целевому  назначению, а также общего объема  исходя из потребности бесперебойного  финансирования всех мероприятий  общегосударственного значения, предусмотренных  бюджетом;

4) согласование  бюджета с общей программой  финансовой стабилизации, направленной  на преодоление денежно-кредитного  кризиса и инфляционных тенденций  в экономике и обеспечение  устойчивости национальной денежной  единицы;

5) сокращение  и ликвидация бюджетного дефицита  за счет экономически оправданных  источников;

6) осуществление  бюджетного регулирования в целях  сбалансированности бюджетов разного  уровня путем перераспределения  источников доходов государства  между ними, а также между сферами  хозяйства, экономическими регионами;

7) повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования), которое обеспечит пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;

8) контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

9) автоматизация  процесса составления и исполнения  бюджетов через автоматизированную  систему финансовых расчетов  с широким использованием электронно-вычислительной  техники.

  Принципы организации бюджетного процесса:

1) единство, выражающееся в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации, необходимой для статистической и бюджетной информации при составлении консолидированного бюджета РФ и территорий, единстве денежной системы;

2) самостоятельность каждого участника осуществлять бюджетный процесс. Обеспечивается наличием собственных и регулирующих источников доходов, а также правом определять направления их использования;

3) балансовый  метод, который заключается в  установлении правильного соотношения  между доходами и расходами  бюджетов. Это должно обеспечить  устойчивость бюджета и необходимые  пропорции в распределении средств  между сферами хозяйства, экономическими  регионами. Важное условие метода  — соответствие расходов бюджета  его доходам, создание финансовых  резервов. Этот принцип — главная  цель всей финансовой политики.

     Cтадии бюджетного процесса.

     Первая  стадия бюджетного процесса – составление  проекта бюджета. 

 Составлению  проекта бюджетов предшествует  разработка прогнозов социально  – экономического развития Российской  Федерации, муниципальных образований  и отраслей экономики, а также  подготовка сводных финансовых  балансов, на основании которых  органы исполнительной власти  осуществляют разработку проектов  бюджетов.

 Составление  проекта федерального бюджета  осуществляется Правительством  РФ не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

 Составление  проекта федерального бюджета  на очередной финансовый год  осуществляется в соответствии  с бюджетной политикой Российской  Федерации, определенной в Бюджетном  послании Президента Российской  Федерации.

 На первой  стадии формирования проекта  бюджета федеральными органами  исполнительной власти разрабатываются  сценарные условия экономического  и социального развитияна планируемый год, в которых отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.

 После  одобрения Правительством РФ  этих сценарных условий Министерство  финансов РФ разрабатывает основные  характеристики доходов и расходов  федерального бюджетана планируемый год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Кроме того, рассматриваются предложения о минимальных размерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу.

 Все эти  материалы и расчеты направляются  на рассмотрение Правительства  РФ. После их принятия Правительством  РФ они могут быть представлены  в Совет Федерации и Государственную  Думу по их запросу.

 Затем  Министерство финансов РФ направляет  основные характеристики по доходам  и расходам федерального бюджета  федеральным органом исполнительной  власти, а также доводит до  органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  методику формирования межбюджетных  отношений Российской Федерации с субъектами Российской Федерации на плановый год и среднесрочную перспективу.

 На второй  стадии разработки федерального  бюджета федеральными органами  исполнительной власти производится  распределениепредельных объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также   адресное      распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств. При этом Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые программы, подлежащие финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в пла¬новом году и в среднесрочной перспективе.

 Для проведения  работы по составлению проекта  бюджета в Министерстве финансов  РФ используются материалы, расчеты  и обоснования, поступающие от  субъектов Российской Федерации,  министерств и ведомств Российской  Федерации. Эти материалы сначала  анализируются специалистами, закрепленными  за соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются  расчеты показателей финансовых  планов министерств, бюджетов  территорий, выявляются возможности  мобилизации дополнительных доходов  и экономии расходов. Затем расчеты  с внесенными поправками рассматриваются  у руководителей департаментов  Министерства, а затем направляются  в бюджетный де¬партамент, который рассматривает представленные расчеты, вносит в них в случае необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства финансов РФ.

 В случае, если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на рассмотрение Межведомственной пра¬вительственной комиссии.

 Все работы  по подготовке и согласованию  с федеральными органами исполнительной  власти показателей проекта федерального  бюджета и сопутствующих ему  материалов (проектов законодательных  актов и др.) должны быть завершены  до 15 июля года, предшествующего  планируемому.

     Вторая  стадия – рассмотрение и утверждение  бюджета.

 Государственная  Дума РФ рассматривает проект  федерального бюджета в четырех  чтениях.

 При рассмотрении  Государственной Думой проекта  федерального бюджета  в первом  чтении (в течении 30 дней) обсуждается его концепция и прогноз социально – экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики, принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ, а также основные характеристики федерального бюджета:

  • доходы федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией,
  • распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ,
  • общий объем расходов,
  • дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета и источники его покрытия.

Информация о работе Бюджетный процесс