Бюджетный процесс в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением .

Содержание

1. Бюджеты субъектов РФ 4 2. Доходы бюджетов субъектов РФ 7
3. Расходы бюджета субъекта РФ 11
4. Проблемы обеспечения сбалансированность
федерального бюджета

Работа содержит 1 файл

гтово.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

     - бюджет субъектов федерации или  региональный бюджет (21 республиканский  бюджет в составе Российской  Федерации, 55 краевых и областных  бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области);

     - местный бюджет (около 29 тысяч  местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских).

     Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

     Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным  Собранием (принимается Государственной  Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона.

     Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования  для целей государственного регулирования  экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

       Средства ссудного фонда и  другие статьи доходов 

     В соответствии с законодательством  РФ доходная часть территориальных  бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций  и субвенций, кредитных ресурсов.

     Закрепленные  доходы – это доходы, полностью  поступающие в соответствующие  бюджеты. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации  закреплен налог на имущество  предприятий, за местными  бюджетами - налог на имущество физических лиц.

     Регулирующие  доходы – средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы  нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия     его расходов; зачисляются в соответствующие  бюджеты исходя из размеров     процентных    отчислений,   устанавливаемых    при     утверждении вышестоящего бюджета.

     Дотации – средства,  передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для  сбалансирования нижестоящих бюджетов при их   дефиците.

     Субвенции – средства, передаваемые из вышестоящего   бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия.

     Кредитные ресурсы – средства, передаваемые на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены с процентами или  без них .

     Из  Фонда финансовой поддержки субъектов  Федерации оказывается помощь тем субъектам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в среднем по Российской Федерации (субъекты Федерации, нуждающиеся в поддержке), и у которых собственных доходов и дополнительных средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов (субъекты Федерации, особо нуждающиеся в поддержке).

     Трансферты  регионам перечисляются ежемесячно исходя из фактических поступлений  налогов в федеральный бюджет, а также с учетом удельного  веса каждого региона в зависимости от статуса в Фонде финансовой поддержки регионов.

     Наряду  с трансфертами сохранился порядок  выделения регионам бюджетных ассигнований на капитальные вложения для осуществления  федеральных целевых программ, а  также на иные мероприятия, согласованные на федеральном уровне.

     Что касается расходов отдельных звеньев  бюджетной системы, то основная их часть  осуществляется из федерального бюджета. Из этого бюджета полностью финансируются  расходы на оборону, значительная часть  затрат на финансирование государственных программ и инвестиций, предоставляются дотации отдельным отраслям народного хозяйства, а также крупные средства бюджетам территорий.

     Расходы бюджетов всех уровней подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих  расходов и бюджет развития. В бюджет развития входят ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.

     Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

     В целях сбалансированности бюджетов соответствующие представительные органы власти могут устанавливать  предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, заключающегося в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи. Защищенными статьями текущих расходов федерального бюджета являются: зарплата с учетом взносов на социальное страхование и отчислений в Государственный фонд занятости населения; стипендии; государственные пособия; приобретение медикаментов и перевязочных средств и некоторые другие.

     Покрытие  дефицита бюджета развития происходит также за счет выпуска государственных  займов или использования кредитных ресурсов.

     Все  расходы располагаются  в   бюджетах по единой бюджетной  классификации, предоставляющей собой группировку  расходов бюджетов всех уровней с  присвоением объектам классификации  группировочных кодов.

     Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

     Функциональная  классификация расходов бюджетов РФ является группировкой  на выполнение основных функций государства.

     Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов.

     Ведомственная классификация бюджетов субъектов  РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ, отражающей распределение бюджетных   ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов субъектов Федерации .

     Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

     Система межбюджетных отношений – фактор, переоценить влияние которого на социально-экономическое развитие  сложно. От того насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности  и финансовые ресурсы для их выполнения между бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а населения – быть обеспеченными бюджетными услугами.

     Современное состояние взаимоотношений между  федеральным бюджетом Российской Федерации, бюджетами субъектов Федерации  и местными бюджетами характеризуется многочисленными проблемами. При этом данные проблемы чрезвычайно обострились в последнее время. Процесс реформирования отношений между бюджетами разных уровней бюджетной системы в последние годы был преимущественно ориентирован только на совершенствование механизма оказания финансовой помощи регионам посредством перераспределения финансовых ресурсов, централизуемых в федеральном бюджете.

     В последние годы субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный процесс не сопровождается соответствующим расширением финансовых возможностей. Вследствие этого переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью, что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный сепаратизм. В конечном счете, это опасно для федеративного государства. Поэтому упорядочение финансовой поддержки субъектов РФ и межбюджетных отношений в целом является важным условием дальнейшего углубления экономических реформ и укрепления российской государственности на основе принципов демократии и федерализма.

     Стратегию развития бюджетного федерализма в  России нельзя сводить только к проблемам распределения и перераспределения средств между бюджетами и разделению бюджетных полномочий и ответственности. Она должна быть ориентирована на более широкий спектр проблем финансового регулирования, формировать разумную структуру бюджетного устройства страны и гарантировать сбалансированность всего бюджетного процесса, всех его стадий.

     До  сих пор проблема бюджетного регулирования  в России не решена окончательно. Слишком  велики расхождения среди субъектов  РФ, в их бюджетах и отраслях экономики, расположенных на конкретных территориях.

     Система межбюджетных отношений – фактор, переоценить влияние которого на социально-экономическое развитие  сложно. От того насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности  и финансовые ресурсы для их выполнения между бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а населения – быть обеспеченными бюджетными услугами.

     Бюджетное регулирование - одна из центральных  проблем бюджетного федерализма. Различаются  понятия «бюджетное выравнивание горизонтальное (горизонтальная сбалансированность)» и «бюджетное выравнивание вертикальное (вертикальная сбалансированность)», которыми широко оперируют в зарубежной практике бюджетного федерализма и которые нашли применение в России с 1994 г. в связи с введением системы трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации.

     В условиях Российской Федерации задача горизонтального выравнивания сложна, как ни в одной другой стране. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантированы широкие социальные и гражданские права и свободы, защита их со стороны государства и его обязанность предоставлять широкую совокупность государственных услуг; право каждого на труд и вознаграждение не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на защиту от безработицы и т.д. 

     Вместе  с тем решение задачи обеспечения  каждому гарантированных государством услуг и благ связано с большими различиями в экономическом положении  тех или иных регионов, с различным уровнем затрат и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти, дифференциацией населения по уровню получаемых денежных доходов, региональными различиями в прожиточном минимуме, связанными с уровнем цен региональных потребительских рынков. В соответствии с концепцией реформирования межбюджетных отношений в России осуществляется переход от индивидуальных и постоянно меняющихся нормативов к финансовым трансфертам на основе единой для всех регионов методики их исчисления. Принцип вертикальной сбалансированности предъявляет требования как к вышестоящему уровню власти (бюджету), так и к региональным и местным властям (бюджетам). В случае если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования предоставления услуг (выполнения функций), за которые отвечает тот или иной региональный или местный орган, то центральное правительство обязано предоставить этому нижестоящему уровню власти недостающие бюджетные ресурсы.

     Когда речь идет о «вертикали», имеется в виду устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем. Такое несоответствие полностью устранить без внешней корректировки нереально: абсолютное совпадение налогового потенциала и объективных потребностей данной территории практически не встречается. Поэтому центральное правительство, обладая гораздо большими, чем любой регион, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, может и должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов, направляя в их доходы какую-то часть средств, аккумулированных на уровне федерального (центрального) бюджета.

     Что касается региональных и местных  властей, то принцип вертикальной сбалансированности накладывает на них, во-первых, ответственность за финансовое обеспечение закрепленных за ними функций и предоставление населению соответствующих услуг либо непосредственно государственными учреждениями и организациями, либо через частный сектор; во-вторых, обязанность эффективно и ответственно использовать свои права по сохранению и увеличению собственного доходного потенциала. Вертикальное выравнивание не решает всех проблем бюджетного сбалансирования. Оно должно сочетаться с процессом горизонтальной сбалансированности бюджетов

     Ежегодное принятие сбалансированного бюджета  не является экономически нейтральным; это проциклическая, а не антициклическая  политика.

     Идея  циклически сбалансированного бюджета  предполагает, что правительство проводит антициклическую политику и в то же самое время обеспечивает сбалансированность бюджета. В этом случае,  однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно - никакого священного закона, согласно которому за отчетный период следует принимать именно 12 месяцев, не существует. Достаточно того, чтобы бюджет был сбалансирован в рамках экономического цикла

     Логическое  обоснование этой концепции бюджета  просто, разумно и привлекательно. Для преодоления спада правительство  должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом, сознательно создавая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано для покрытия федерального долга, образовавшегося в период спада. Таким образом,  правительство в состоянии сбалансировать бюджет, но не ежегодный, а за несколько.  

Информация о работе Бюджетный процесс в РФ