Бюджетный процесс и этапы бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:47, реферат

Описание работы

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
§1. Сущность и функции финансов…………………………………………4
§2. Бюджетный процесс и этапы бюджетного процесса…………………..7
Заключение………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

Финансово-денежное обращение.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

    Полномочия  министра финансов в отношении сметных  предложений министерств (ведомств) варьируются. В некоторых странах 6н имеет право лишь принять  их к сведению и включить в целом без изменений в проект бюджета, вносить же изменения может кабинет министров. В других государствах (Великобритания, Канада) министр финансов наделен полномочиями по собственной инициативе предлагать тем или иным министрам внести какие-либо изменения в их сметные предложения.

    При составлении проекта бюджета ставятся задачи: активного его воздействия на повышение эффективности экономики; обеспечение согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими, политическими и социальными программами правительства; установление необходимых пропорций и приоритетов в расходовании средств3.

    Бюджетный процесс организуется в соответствии с рядом принципов (Рис.1).

           

      Рис.1  Принципы организации бюджетного процесса 

    Единство  – наличие единой правовой базы, единой бюджетной классификации, единства бюджетной документации, единства денежной системы.

    Самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти обеспечивается наличием соответственных источников дохода и правом определять направления использования.

    Балансовый  метод – установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также натуральными и финансовыми показателями. Метод создает устойчивость бюджета, обеспечивает сохранение необходимых пропорций в распределении средств.

    Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 статьи 152 БК РФ являются:

    • Президент Российской Федерации;
    • высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
    • законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
    • исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
    • Центральный банк Российской Федерации;
    • органы государственного (муниципального) финансового контроля;
    • органы управления государственными внебюджетными фондами;
    • главные распорядители бюджетных средств;
    • главные администраторы доходов бюджета;
    • главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
    • получатели бюджетных средств.

    Выделяют  следующие этапы бюджетного процесса:

    1.   Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами власти. Этой работе предшествует разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ).

    СФБ выражает финансовую программу в  общем виде, отражает требования финансовой политики, структура доходов и расходов СФБ приближается к бюджету.

    Бюджет  выражает финансовую программу конкретно. СФБ позволяет органам исполнительной власти разрабатывать постепенно бюджетные расходы и делать расчеты для определения доходов бюджета.

    Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов ведется Минфином РФ, а также налоговыми и таможенными органами.

    При составлении бюджета используются методы:

    • метод экономического анализа – определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий, выявляет причины отклонений;
    • нормативный метод – в основе норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной единицы на норму получают общую сумму расхода;
    • экстраполяционный метод – определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предшествующие годы и распространяет полученные суммы на будущий год.

    2. Рассмотрение и утверждение бюджетов осуществляется законодательными органами (Федеральным Собранием (Парламентом) РФ, представительными органами субъектов федерации и местными органами самоуправления). В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.

    Проект  бюджета. Полученный Советом Государственной Думы направляется в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. На основании заключения комитет решает вопрос о принятии проекта федерального закона «О федеральном бюджете» к рассмотрению в Госдуме. Все материалы передаются Президенту, Совету Федерации, Комитетам Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную Палату на заключение.

    Получив заключение от каждого комитета, Комитет  Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам составляет сводное заключение по проекту и представляет его на рассмотрение в Госдуму, которая начинает его рассмотрение в нескольких чтениях.

    При необходимости Правительство РФ направляет в Думу изменения и дополнения в заключительные акты о налогах.

    При рассмотрении бюджета в первом чтении Госдума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, принципы взаимодействия федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации.

    Во  втором чтении утверждаются расходы  федерального бюджета по разделам бюджетной функциональной классификации в пределах общего объема расходов, утвержденных в 1-ом чтении.

    В третьем чтении отражаются расходы  федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, по всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам в пределах утвержденных во втором чтении, а также перечень защищенных статей федерального бюджета, программы предоставления средств на возвратной основе по каждому виду расходов.

    В четвертом чтении – рассматривают поправки к законопроекту; поквартальное распределение доходов, расходов, дефицита бюджета.

    На  пленарном заседании Госдумы законопроект ставят на голосование в целом.

    Принятый  Госдумой Закон в соответствии с Конституцией в течении 5 дней со дня принятия должен  быть передан на рассмотрение Советом Федерации.

    Закон о бюджете считается одобренным, если за него проголосовало более 50% от общего числа членов палаты, либо, если в течении 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

    При отклонении его Советом федерации  обе Палаты парламента создают Согласительную комиссию, после чего закон повторно рассматривает Дума.

    В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании он набрал не менее 2/3 от общего числа голосов депутатов Думы.

    3. Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами и подписи Президентом РФ. Комитет министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует исполнение бюджета.

    Важнейшая задача исполнения – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и др. платежей.

    Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся за счет дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюджет и изъятию не подлежит. Используется – по рассмотрению соответствующего органа власти.

    Потери  в доходах и издержках – не компенсируются из вышестоящего бюджета, за исключением случаев, когда они вызваны изменением действующего законодательства.

    Работа  по исполнению бюджета ведется Минфином РФ, Государственной Налоговой службой РФ и Государственным Таможенным комитетом РФ и их органами на местах.

    При исполнении бюджета распределение  всех видов платежей и ассигнований ведется по бюджетной росписи доходов и расходов, которая представляет собой основной оперативный план распределения доходов – расходов по подразделениям бюджетной классификации.

    Бюджетная роспись Федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ.

    Организуя исполнения бюджетов и внебюджетных фондов вложена на новую структуру  Минфином РФ – Федеральное Казначейство РФ.

    Переход от банковской к казначейской  системе исполнения бюджета означает, что Казначейство должно осуществлять и учитывать все операции со всеми государственными и финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства.

    Казначейство  обеспечивает принцип единства кассы  в отношении федеральных средств. Все платежи из федерального бюджета осуществляется с единого счета Федерального казначейства. Все другие счета, опосредующие движение средств федерального бюджета, открытые в учреждениях банковской системы, должны быть транзитными, т.е. не иметь переходящих остатков. Это означает закрытие счетов бюджета в банках и открытие их в системе Казначейства с перечислением средств непосредственно на расчетные счета хозяйствующих субъектов, выполняющих работы для бюджетных единиц, финансируемых за счет федерального бюджета.

    Наличие казначейской системы позволит наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечить учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета.

    4. Составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти.

    Работа  по составлению отчетов возложены  на Минфин РФ и его финансовые органы, Государственную Налоговую службу и ее налоговые инспекции, Государственный Таможенный комитет и его органы. Отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному собранию РФ, который его утверждает.

    На  всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ). Для осуществления контроля за исполнением Федерального бюджета Совет Федерации и Госдума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется федеральным законом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Финансы (от лат. financia – наличность, доход) – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.

    Слово финансы часто используется в  быту для обозначения денег.

    Финансовая  активность (деятельность) – это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценка риска инвестиций.

    Функции финансов:

    • Распределительная – посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;
    • Контрольная – заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;
    • Регулирующая – вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
    • Стабилизирующая – обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Информация о работе Бюджетный процесс и этапы бюджетного процесса