Бюджетный процесс и этапы бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:47, реферат

Описание работы

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
§1. Сущность и функции финансов…………………………………………4
§2. Бюджетный процесс и этапы бюджетного процесса…………………..7
Заключение………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

Финансово-денежное обращение.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

    Оглавление 

    Введение……………………………………………………………………...3

    §1. Сущность и функции финансов…………………………………………4

    §2. Бюджетный процесс и этапы бюджетного процесса…………………..7

    Заключение………………………………………………………………….16

    Список  литературы…………………………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Финансы – это система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их кругооборота. Финансовая система Российской Федерации включает в себя государственные финансы (федеральный бюджет, фонд государственного социального страхования и другие внебюджетные фонды – пенсионный, фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования и др.), региональные финансы (бюджета и внебюджетные фонды различных административно-территориальных образований), финансы предприятий.

    На  уровне государственных финансов происходят разработка и реализация единой финансовой политики страны, от которой во многом зависит и эффективность деятельности предприятий.

    Финансы предприятий занимают определяющее положение в структуре финансовой системы страны, т.к. именно на уровне предприятий формируется преобладающая масса финансовых ресурсов государства. В доходной части федерального бюджета России 80% составляют налоговые поступления.

    Сущность  финансов, как и каждой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две все функции, распределительную и контрольную. Эти функции производятся параллельно во времени, так как каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой – контроль за этим распределением.

    Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. 

    §1. Сущность и функции финансов 

    Понятие «финансы» неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому.

    Финансы (фр. finance от ср.-лат. financia) в переводе означает наличность, доход; в широком смысле – денежные средства, денежные обороты.

    Очевидно, поэтому понятие «финансы» зачастую отождествляют с понятием «деньги». Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

    Деньги  – это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей.

    Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства платежа; средства образования накоплений и сбережений; мировых денег.

    Если  деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

    Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

    Финансы – это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    Совокупность  денежных отношений, возникающих в  связи с движением средств  денежных фондов, образует финансовые отношения.

    Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств, т.е. их роли, которую  они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

    Для финансов как экономической категории  характерны две функции: распределительная  и контрольная.

    Первой  функцией финансов является распределение и перераспределение национального дохода государства. Материальной основой создания национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта (валового внутреннего продукта). На всех стадиях воспроизводства валового внутреннего продукта и его распределения (собственно производство, распределение, обмен и конечное потребление) непосредственно используются финансы.

    Национальный доход делится на две части – фонд накопления и фонд потребления. Соотношение этих частей определяет пропорции развития экономики и ее структуру. Через систему финансовых отношений государство распределяет и направляет одну часть национального дохода на расширенное воспроизводство (в фонд накопления), другую часть – в фонд потребления. Государство использует финансы в качестве орудия распределения национального дохода с целью эффективного воздействия на результаты хозяйствования.

    В дальнейшем объективно возникает потребность  в перераспределении национального  дохода, которая вызывается:

    • наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (государственное управление, образование, здравоохранение, социальное обеспечение), но без которой производство не может быть эффективным;
    • необходимостью обеспечения социального развития;
    • важностью создания благоприятных условий для предпринимательства, что требует предоставления дотаций, субсидий.

    Следовательно, национальный доход распределяется на фонд накопления и фонд потребления, а затем перераспределяется между производственной и непроизводственной сферами, а также по регионам.

    Подавляющая часть перераспределительных отношений  между территориями государства, производственной и непроизводственной сферами осуществляется через государственный бюджет (федеральный, региональные и местные бюджеты государства).

    Распределительная функция финансов проявляется при  распределении национального дохода, когда происходит структурная перестройка  народного хозяйства, выделение приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика). Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, укреплении государства, достижении высокого качества жизни широких слоев населения1.

    Способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса позволяет осуществлять его контроль. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов как в фондовой, так и в нефондовой формах. Контрольная функция реализуется двояким образом:

    • через финансовые показатели в бухгалтерском учете, показатели статистической и оперативной отчетности;
    • посредством финансового воздействия.

    Но  если в период централизованной системы  управления экономикой предприятиям устанавливались  строгие границы деятельности по выпуску продукции, прибыли, себестоимости и другим показателям, то в настоящее время воздействие осуществляется с помощью экономических рычагов и стимулов (налоги, льготы и т.д.).

    Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д. 
 

    §2. Бюджетный процесс и этапы бюджетного процесса 

    По  российскому законодательству бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности2.

    Бюджетный процесс охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности – составление проекта бюджета; его рассмотрение и утверждение законодательными органами; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении и утверждение отчета парламентом. Все стадии бюджетного процесса регулируются правовыми предписаниями и имеют одинаково важное значение. Особенности бюджетного процесса, включая бюджетные полномочия его субъектов, определяются главным образом формой правления и формой государственного устройства тех или иных государств. Продолжительность бюджетного процесса различна: до двух лет и более – в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в законодательном органе, а вместе с утверждением отчета – свыше трех лет.

    Перед бюджетным процессом стоят следующие важные задачи:

    • максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях устойчивого экономического роста;
    • определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
    • установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
    • сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
    • осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними;
    • контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.

    Составление проекта бюджета – один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета. Подготовка проекта бюджета в большинстве стран осуществляется аналогичным образом.

    Работа  по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года (в ФРГ – за 6 месяцев, Японии – за 7, Франции – за 14, США – за 18, Италии – за 11 месяцев). Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, министерством финансов (казначейством), а в США м специальным органом – Административно-бюджетным управлением при президенте.

    Вначале в течение первых трех месяцев составляется прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета на соответствующий период.

    Работа  по составлению проекта бюджета  продолжается подготовкой министерством финансов (или специальным органом в США) директивных указаний руководителям министерств и ведомств с предложением представить к определенной дате рас­чет сметы расходов и доходов. При этом им сообщаются общие контрольные цифры возможных ассигнований. Разработанные проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с министерством финансов закладываются в проект бюджета.

Информация о работе Бюджетный процесс и этапы бюджетного процесса