Бюджетный процесс, бюджетное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:40, реферат

Описание работы

В настоящее время бюджетная система России находится в стадии реформирования - отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральными и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления, принимаются правительственные документы, направленные на совершенствование бюджетного процесса бюджетной классификации. В настоящее время актуальность приобретает изучение проблем, связанных с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, обеспечение снижения социальной напряженности в стране. К числу наиболее актуальных проблем относится организация бюджетного процесса в государстве.
Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 3
1. Бюджетный процесс………………………………………………… 4
1.1 Основные задачи и принципы бюджетного процесса…………… 5
1.2 Стадии бюджетного процесса…………………………………..... 6
2. Бюджетное планирование, понятия и виды………………………..11
2.1 Место бюджетного планирования в системе управления общественными финансами............................................................................ 12
2.2 Этапы бюджетного планирования………………………………. 14
2.3 Задачи и принципы бюджетного планирования……………….. 15
Заключение …………………………………………………………… 18
Список используемой литературы………………………………….. 20

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

      Содержание 

      Введение………………………………………………………………... 3

      1. Бюджетный процесс………………………………………………… 4

      1.1 Основные задачи и принципы  бюджетного процесса…………… 5

      1.2  Стадии бюджетного процесса…………………………………..... 6

      2. Бюджетное планирование, понятия  и виды………………………..11

      2.1 Место бюджетного планирования в системе управления общественными финансами............................................................................ 12

      2.2 Этапы бюджетного планирования………………………………. 14

      2.3  Задачи и принципы бюджетного  планирования……………….. 15

      Заключение  …………………………………………………………… 18

      Список  используемой литературы………………………………….. 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       В настоящее время бюджетная система  России находится в стадии реформирования - отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральными и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления, принимаются правительственные документы, направленные на совершенствование бюджетного процесса бюджетной классификации. В настоящее время актуальность приобретает изучение проблем, связанных с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, обеспечение снижения социальной напряженности в стране. К числу наиболее актуальных проблем относится организация бюджетного процесса в государстве.

       Выполнение  государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.  

       Финансово-бюджетная  политика осуществляется  главным  образом в ходе работ,  производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию,  то есть в ходе бюджетного процесса.

       Управление  процессами создания, распределения, перераспределения, потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря планированию обеспечивается сбалансированность народнохозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. 1     
 
 

      1. Бюджетный процесс.

     Бюджетный процесс -  это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ).

     До  принятия Бюджетного кодекса РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный  процесс России, являлся Закон  РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР»   от  10.10.91  № 1734-1. В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ, содержатся в ряде других законов РФ, законов (решений представительных органов) субъектов Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерствами финансов РФ и субъектов РФ).

     В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

     Участниками бюджетного процесса являются:

     •Президент  Российской Федерации;

     •органы законодательной (представительной) власти;

     •органы исполнительной власти (высшие должностные  лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

     •органы денежно-кредитного регулирования;

     •органы государственного и муниципального финансового контроля;

     •государственные  внебюджетные фонды;

     •главные  распорядители и распорядители  бюджетных средств;

     •иные органы, на которые законодательством  РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

     •бюджетные  учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов2.

      1.1 Основные задачи  и принципы бюджетного  процесса.

     Основные  задачи бюджетного процесса:

     - выявление материальных и финансовых  резервов государства;

     - максимально приближенный к реальности  расчет доходов бюджетов;

     - максимально точный расчет расходов  бюджетов;

     - обеспечение максимальной сбалансированности  бюджетов;

     - согласование бюджетов с реализуемой  экономической программой;

     - осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

     Деятельность  государства от начала составления  государственного бюджета до утверждения  отчета об его исполнении длится около трех лет, этот срок называется  бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса.

     Стадия  составления, рассмотрения и утверждения  бюджета охватывает период с начала составления (за 10 месяцев до начала финансового года) до его утверждения (15 декабря текущего года). Стадия исполнения бюджета длится в течение финансового (бюджетного) года. Отчетная стадия об исполнении бюджета охватывает период составления правительством отчета и рассмотрения его в законодательном органе. Правительство представляет отчет в Государственную Думу и одновременно в Счетную палату не позднее 1 июня текущего года; Счетная палата проводит проверку отчета и готовит заключение по нему в течение 4,5 месяцев; Государственная Дума рассматривает отчет в срок 1,5 месяца после представления Счетной палатой заключения по нему.

     Бюджет  действует в течение одного года - с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории РФ длится 12 месяцев. По прошествии года по закону для завершения бюджета предоставляется еще один льготный месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Счетный период включает срок с 1 января по 31 декабря плюс льготный месяц.

      Принципы  организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод (рис.№ 1).

        Рис. № 1

      Единство - наличие единой правовой базы, единой бюджетной классификации, единства бюджетной документации, единства денежной системы.

      Самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти обеспечивается наличием соответственных источников дохода и правом определять направления использования.

      Балансовый  метод - установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также натуральными и финансовыми показателями. Метод создает устойчивость бюджета, обеспечивает сохранение необходимых пропорций в распределении средств3.

      1.2  Стадии бюджетного процесса

      Стадии  бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок  изменению не подлежит.

      I этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов  Процесс формирования федерального бюджета начинается с Указа Президента РФ «О формировании федерального бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации на ... год», в котором регламентируются принципиальные положения финансово-бюджетной политики; особенности структуры бюджета на очередной год; организация взаимоотношений с территориями и другие позиции. Следующий документ - постановление Правительства РФ «О разработке прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета на ... год».

      Формирование федерального бюджета организуется и осуществляется Правительством РФ, которое своим постановлением поручает Министерству экономики РФ организовать разработку прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год и уточнение прогноза социально-экономического развития РФ.

      Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ организует разработку федерального бюджета на планируемый год и проектировок основных расходов федерального бюджета.

      Министерство экономики РФ с участием Министерства финансов РФ, других министерств, Государственного комитета по статистике, Центрального банка РФ в десятидневный срок после постановления Правительства РФ представляет в Правительство основные параметры функционирования экономики страны в планируемом году, т.е.:

      - макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики;

      - мероприятия по финансовой и экономической стабилизации;

      - другие показатели и материалы, позволяющие уточнить прогноз социально-экономического развития РФ.

      II этап бюджетного процесса – рассмотрение и утверждение бюджетов. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 15 августа текущего года (до 1 октября Правительство и Банк России представляют в ГД дополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК РФ). Совет ГД (в период парламентских каникул - ее Председатель) направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после получения которого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.4

      В первом чтении: ГД обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики бюджета**. ГД заслушивает доклад Правительства РФ, Комитета по бюджету и профильного комитета, ответственного за рассмотрение проекта бюджета, доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии или отклонении проекта. По итогам рассмотрения проекта в первом чтении принимается постановление ГД о принятии проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.

      Во втором чтении: ГД утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фона финансовой поддержки субъектов РФ. Если ГД отклоняет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

Информация о работе Бюджетный процесс, бюджетное планирование