Бюджетный федерализм: сущность, принципы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является сравнительный анализ различных моделей бюджетного федерализма, сложившихся в мировой практике. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) Определена сущность, понятие и принципы бюджетного федерализма;
2) Выявлен механизм и принципы функционирования межбюджетных отношений в РФ;
3) Выделены основные проблемы и сложности построения бюджетного федерализма в РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 5
1.1 Понятие и принципы бюджетного федерализма 5
1.2 Модели бюджетного федерализма 8
Глава 2. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ 11
2.1 Межбюджетные отношения центра и регионов 11
2.2 Проблема дотационности российских регионов 14
Глава 3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ БС РФ.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

      Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации в сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.

      С этой целью необходимо предусмотреть  бюджетные ассигнования на поддержку региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Поддержка вышеуказанных преобразований на региональном уровне будет способствовать повышению финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований, а также повышению эффективности бюджетных расходов.

      В рамках системы оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах  Российской Федерации необходима разработка и включение в бюджетное законодательство действенных мер воздействия к субъектам Российской Федерации, демонстрирующим ненадлежащее качество управления, а также меры поощрения к субъектам Российской Федерации, получающим высокую оценку.

      В частности, субъектам Российской Федерации, демонстрирующим ненадлежащее качество управления, может быть предписана обязательная разработка программ повышения эффективности бюджетных расходов.

      Кроме того, в целях повышения ответственности  региональных властей за эффективное  использование финансовой помощи, обеспечение  безусловного и качественного выполнения закрепленных за ними обязательств предлагается заключение соглашений с субъектами Российской Федерации, предусматривающих меры по ненаращиванию кредиторской задолженности, ограничению необоснованного роста расходных обязательств, включая расходы на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

      Реализация  предложенных мер будет способствовать повышению эффективности системы межбюджетных отношений и качества управления региональными и местными бюджетами, обеспечению их сбалансированности. [16]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Принцип федерализма жизненно важен для  интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к хозяйственным рыночным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

    Федерализм  в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.

    Судьбы  российского федерализма находятся  в руках нынешнего и будущих  поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристических, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: Учебное пособие/ М.П. Афанасьев -  М: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007 – 354с.
  2. Годин А.М. Бюджетная система РФ: Учебник/ А.М. Годин, И.В.Подпорина. – 6-е изд., испр. и доп., - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 – 568с.
  3. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие/ Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. - 256 с.
  4. Федерализм: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.(18)
  5. Александров И.М. Бюджетная система РФ: Учебник/ И.М. Александров - 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 486 с.
  6. Шуба В. Б. Бюджетный федерализм: взгляды зарубежных исследователей: учебнюпособие - М.: Маркет ДС, 2009. - 168 с.
  7. Романовский М. В. Бюджетная система РФ: учебник/ М.В. Романовский – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт, 2008. – 615 с.
  8. Росс К. Республиканизация России: федерализм и демократия в переходный период // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 2007. № 4. – С. 9 -16
  9. Страшун Б. Конституция России - среда обитания, требующая рационального использования Конституционное право: восточноевропейское обозрение. -2008. №4.-С.145-148
  10. Миронов В. Shake-up  in Moscow: Nothing Lasts forEver // Jamestown Foundation, Prism. 11(2). 2009, 6 April 
  11. Савка Р. Российский регионализм, выработка политического курса и государственного развития // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 2007. №2. – С. 2-8
  12. Климов Н.Ю. Федерализм – это среда существования Российской Федерации // Журнал Российского права. –2006- №3- С. 162-170
  13. Асимметричность федерации/  Под ред. А.А. Захарова -  М.; 2005. – 139с.
  14. Варламова Н. Конституционная модель российского федерализма// Журнал Конституционное право: восточное обозрение. –2004. № 4.- С.113-121

15.  http://www.minfin.ru

16. www.budgetrf.ru— Интернет-сайт о бюджетной системе России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение1. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2011год. [15]

Дотационный регион Федеральный округ Дотация, тыс. руб. Численность населения на 01.01.2011 чел. Удельные  дотации, руб./чел.
1 Камчатский  край ДФО 22 249 700,5 342 256 65 008,94
2 Магаданская область ДФО 8 504 083,4 161 225 52 746,68
3 Республика  Саха (Якутия) ДФО 39 200 910,4 949 506 41 285,58
4 Чукотский автономный округ ДФО 1 692 724,3 48 572 34 849,80
5 Республика  Тыва СФО 9 066 421,3 316 968 28 603,59
6 Республика  Алтай СФО 5 849 275,3 210 788 27 749,56
7 Республика Ингушетия ЮФО 6 645 164,9 516 590 12 863,52
8 Еврейская автономная область ДФО 2 300 127,6 185 063 12 428,89
9 Республика  Бурятия СФО 11 587 695,3 963 466 12 027,09
10 Республика  Дагестан ЮФО 30 366 868,3 2 737 611 11 092,47
11 Чеченская Республика ЮФО 13 067 001,1 1 267 740 10 307,32
12 Карачаево-Черкесская Республика ЮФО 4 124 545,4 427 181 9 655,26
13 Амурская область ДФО 7 049 760,7 860 669 8 191,02
14 Республика  Адыгея ЮФО 3 514 900,0 443 043 7 933,54
15 Кабардино-Балкарская Республика ЮФО 6 709 371,5 893 697 7 507,43
16 Забайкальский край СФО 8 317 299,8 1 117 308 7 444,05
17 Республика  Северная Осетия - Алания ЮФО 4 756 108,6 700 618 6 788,45
18 Псковская область СЗФО 4 583 595,8 688 649 6 655,92
19 Республика  Калмыкия ЮФО 1 868 947,9 283 214 6 599,07
20 Алтайский край СФО 16 402 166,4 2 491 627 6 582,91
21 Ивановская  область ЦФО 6 929 106,8 1 066 746 6 495,55
22 Курганская  область УФО 6 141 901,7 947 853 6 479,80
23 Тамбовская  область ЦФО 6 678 637,8 1 088 637 6 134,86
24 Архангельская область СЗФО 7 598 047,5 1 254 808 6 055,15
25 Сахалинская область ДФО 2 854 264,8 510 882 5 586,94
26 Приморский  край ДФО 9 593 939,5 1 982 166 4 840,13
27 Республика  Марий Эл ПФО 3 345 324,7 698 345 4 790,36
28 Кировская область ПФО 6 570 605,9 1 391 534 4 721,84
29 Пензенская  область ПФО 6 312 000,6 1 373 361 4 596,02
30 Брянская область ЦФО 5 932 945,4 1 292 481 4 590,35
31 Хабаровский край ДФО 6 269 168,9 1 400 285 4 477,07
32 Орловская область ЦФО 3 479 622,1 812 392 4 283,18
33 Ставропольский край ЮФО 10 071 949,3 2 711 767 3 714,16
34 Костромская область ЦФО 2 475 697,4 688 600 3 595,26
35 Республика  Мордовия ПФО 2 712 639,2 826 624 3 281,59
36 Республика  Карелия СЗФО 2 213 826,6 684 277 3 235,28
37 Чувашская Республика - Чувашия ПФО 3 945 252,2 1 278 359 3 086,18
38 Воронежская область ЦФО 6 779 850,7 2 261 180 2 998,37
39 Ростовская  область ЮФО 12 308 428,0 4 230 274 2 909,61
40 Владимирская  область ЦФО 3 917 012,9 1 430 019 2 739,13
41 Республика  Хакасия СФО 1 452 040,6 539 171 2 693,10
42 Иркутская область СФО 6 678 309,7 2 503 043 2 668,08
43 Тверская область ЦФО 3 446 272,2 1 360 377 2 533,32
44 Ульяновская область ПФО 3 175 877,8 1 299 003 2 444,86
45 Смоленская  область ЦФО 2 336 935,0 966 272 2 418,51
46 Саратовская область ПФО 6 005 579,5 2 565 050 2 341,31
47 Томская область СФО 2 369 367,2 1 044 047 2 269,41
48 Рязанская область ЦФО 2 225 931,9 1 151 524 1 933,03
49 Курская область ЦФО 2 157 021,9 1 148 643 1 877,89
50 Новосибирская область СФО 3 844 381,5 2 650 874 1 450,23
51 Мурманская  область СЗФО 1 072 730,7 836 374 1 282,60
52 Астраханская  область ЮФО 1 270 547,7 1 007 109 1 261,58
53 Омская область СФО 2 485 938,9 2 012 401 1 235,31
54 Краснодарский край ЮФО 6 231 855,3 5 161 042 1 207,48
55 Республика  Коми СЗФО 1 135 021,9 951 069 1 193,42
56 Волгоградская область ЮФО 2 994 242,0 2 590 064 1 156,05
57 Челябинская область УФО 3 999 900,0 3 508 963 1 139,91
58 Красноярский  край СФО 3 187 823,7 2 894 699 1 101,26
59 Удмуртская  Республика ПФО 1 541 951,9 1 526 514 1 010,11
60 Калужская область ЦФО 985 636,9 1 001 479 984,18
61 Тульская область ЦФО 1 411 800,4 1 540 856 916,24
62 Новгородская  область СЗФО 535 016,7 640 646 835,12
63 Республика  Башкортостан ПФО 3 350 086,6 4 065 850 823,96
64 Калининградская область СЗФО 725 647,5 937 906 773,69
65 Оренбургская  область ПФО 1 264 280,6 2 113 258 598,26
66 Нижегородская область ПФО 1 970 776,7 3 324 114 592,87
67 Московская  область ЦФО 2 881 290,7 6 752 677 426,69
68 Белгородская  область ЦФО 631 300,0 1 530 285 412,54
69 Кемеровская область СФО 1 129 883,2 2 821 558 400,45
70 Ярославская область ЦФО 511 288,7 1 306 553 391,33
  ВСЕГО:   396 995 627,90 105 287 802,00 3 770,58

Информация о работе Бюджетный федерализм: сущность, принципы и перспективы развития