Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:22, курсовая работа
Целью курсового исследования является сравнительный анализ различных моделей бюджетного федерализма, сложившихся в мировой практике. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) Определена сущность, понятие и принципы бюджетного федерализма;
2) Выявлен механизм и принципы функционирования межбюджетных отношений в РФ;
3) Выделены основные проблемы и сложности построения бюджетного федерализма в РФ;
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 5
1.1 Понятие и принципы бюджетного федерализма 5
1.2 Модели бюджетного федерализма 8
Глава 2. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ 11
2.1 Межбюджетные отношения центра и регионов 11
2.2 Проблема дотационности российских регионов 14
Глава 3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список литературы 33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики и управления
Кафедра
финансы и кредит
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине «Бюджетная система РФ»
на тему:
«Бюджетный федерализм:
сущность, принципы,
перспективы развития»
Студент группы
ФК – 327
Специальность
Руководитель
Курсовая защищена
с оценкой
Ростов-на-Дону,
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 5
1.1 Понятие и принципы бюджетного федерализма 5
1.2 Модели бюджетного федерализма 8
Глава 2. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ 11
2.1 Межбюджетные отношения центра и регионов 11
2.2 Проблема дотационности российских
регионов 14
Глава 3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список литературы 33
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных характеристик федеративного государства является соответствие базовых направлений экономической политики как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Но добиться такой сбалансированности - задача более чем непростая. Для обеспечения этого потребуется создание такой системы федерализма, которая способна эффективно учитывать интересы политических представителей как федеральных, так и региональных органов власти.
Актуальность проблемы становления новых федеративных отношений в России значительно усиливается особенностью современного политического процесса России, а именно значительным повышением роли регионов в сфере принятия политических решений на общенациональном уровне. С ослаблением жёсткой централизации и нарастанием тенденций к автаркии и прямым экономическим обменам между регионами резко возросла роль региональных управленческих и хозяйственных элит. Ход реформ, как в политической, так и в экономической сфере заметно переместился с общефедерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации. Проявляется очевидная тенденция к политическому полицентризму. Успех радикальных преобразований в России обусловлен в значительной мере построением отлаженной, эффективно функционирующей федеративной системы. Многое зависит от того, сможет ли центр наладить такие отношения с регионами и их политическими элитами, при которых были бы максимально учтены интересы последних при сохранении политического, экономического и военного единства страны.
В этой связи целесообразно было бы обращение к вопросам методологии взаимоотношений центра и регионов в условиях федерализма в России. А для этого необходимо сначала рассмотреть этот способ политико-территориальной организации общества и, в частности, особенности его построения в России.
Целью курсового исследования является сравнительный анализ различных моделей бюджетного федерализма, сложившихся в мировой практике. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1)
Определена сущность, понятие и
принципы бюджетного
2) Выявлен механизм и принципы функционирования межбюджетных отношений в РФ;
3) Выделены основные проблемы и сложности построения бюджетного федерализма в РФ;
4)
Определены перспективы
При написании курсовой работы использовались такие методы исследования, как анализ библиографических источников, выделение и синтез первичной информации, анализ статистических данных, их структурирование и сравнение. Кроме этого, при написании практической части работы были использованы методы горизонтального и вертикального анализа.
В
качестве источников при написании
курсовой работы использовались как нормативные
документы, регламентирующие деятельность
в данном направлении, так и литературные
источники – произведения отечественных
исследователей.
Глава 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
1.1 Понятие и принципы бюджетного федерализма
Одной
из центральных проблем
Бюджетный, или фискальный (от слова «фиск » — казна), федерализм — это система управления общественными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом. [1,c.113]
Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения строятся на основе определенных принципов
Под принципами бюджетного федерализма понимают такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается:
-закрепление
за каждым уровнем власти
-недопустимость
изъятия дополнительно
-компенсацию
расходов, возникающих в результате
решений, принятых
Разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы должно базироваться на следующих принципах:
Проблема разграничения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы, как правило, рассматривается в контексте следующих аспектов:
Как правило, решения о введении или ликвидации того или иного налога принимаются на федеральном уровне, так как последствия от таких решений могут иметь глобальный, макроэкономический характер.
Доходы
от налогообложения должны распределяться
между бюджетами различных
Налоговые полномочия должны распределяться между уровнями бюджетной системы согласно принципам:
Основная задача бюджетного федерализма заключается в том, чтобы в конкретных экономических и политических условиях выбрать наиболее эффективную модель бюджетных отношений.
Информация о работе Бюджетный федерализм: сущность, принципы и перспективы развития