Бюджетные правоотношения являются подвидом финансовых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Бюджетные правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере по формированию и распределению особых денежных фондов (бюджетов), урегулированные нормами бюджетного права.

Работа содержит 1 файл

Бюджетные правоотношения являются подвидом финансовых правоотношений.docx

— 51.52 Кб (Скачать)

Составляющей частью бюджетного устройства России является бюджетная система, представленная на рис. 2.

 

Бюджетный кодекс РФ (далее БК РФ) дает следующее определение бюджетной  системы: «Основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».[2]

 

Бюджетная система – главное  звено финансовой системы государства. В настоящее время бюджетная  система РФ отражает некоторые особенности  переходного периода и нуждается  в дальнейшем совершенствовании. Например, в ней не урегулированы проблемы межбюджетных отношений. Для построения бюджетной системы РФ по типу бюджетных  систем демократических государств огромное значение имеет соблюдение принципов организации бюджетной  системы, освещенных в разделе 2.3. учебного пособия.

 

 

2.2. Структура бюджетной системы  РФ

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

 

·  первый уровень – федеральный  бюджет РФ и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

 

·  второй уровень – бюджеты  субъектов РФ (89 бюджетов, из них: 21 республиканский  бюджет, 55 краевых и областных  бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской  области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

 

·     третий уровень –  местные бюджеты (около 30 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

 

Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ, который  представлен на схеме 3.[3]

 

 

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это  федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов РФ. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах  и расходах региона или Федерации  в целом, они не утверждаются, т. е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей.

 

Консолидированный бюджет используется в бюджетном планировании и прогнозировании  и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

 

Свод бюджетов – расчетный документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.

 

Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определенные правила суммирования основных показателей  бюджета – доходов, расходов, дефицита. При определении итоговых показателей  запрещается сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами других; недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в составе вышестоящего бюджета.

 

В международной практике используются понятия «консолидированный расширенный  бюджет», включающий свод бюджетов всех уровней и бюджеты внебюджетных фондов, и «расширенный бюджет правительства», включающий федеральный бюджет и  бюджеты внебюджетных фондов. Он используется для анализа влияния проводимой правительством федеральной политики, для оценки деятельности федеральных  органов власти.

 

 

2.3. Принципы бюджетной системы  РФ

 

Бюджетная система функционирует  на основе принципов, изложенных в БК РФ (гл. 5).

Принцип единства бюджетной системы  означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в  РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств  федерального бюджета, территориальных  бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов.

 

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы РФ состоит в закреплении  соответствующих видов доходов (полностью  или частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, органами государственной  власти субъектов Федерации и  органами местного самоуправления.

 

Принцип самостоятельности бюджетов закрепляет:

 

·  право законодательных (представительных) органов власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной  системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

 

·  наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в  соответствии с законодательством  РФ;

 

·  законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого  уровня в соответствии с бюджетным  и налоговым законодательством  РФ;

 

·  право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления  расходования средств и источники  финансирования дефицитов соответствующих  бюджетов:

 

·  недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами  бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

 

·  недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней бюджетной  системы потерь в доходах и  дополнительных расходов, возникших  в ходе исполнения законов (решений) о бюджете.

 

Принцип полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов подлежат отражению  в бюджетах, бюджетах государственных  внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все  государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств и средств  государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.

 

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются  отдельно по доходам бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек  по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

 

Принцип сбалансированности бюджета  регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

 

Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  состоит в том, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств.

 

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита.

 

Доходы бюджета и поступления  из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными  расходами бюджета, за исключением  доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных  кредитов, а также в случае централизации  средств из бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ.

 

Принцип гласности означает:

 

·  обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту  представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной  власти, органов местного самоуправления;

 

·  обязательную открытость для  общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений  по проектам бюджетов, в том числе  по вопросам, вызывающим разногласия  либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной  власти.

 

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

 

Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.

 

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.

 

Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов только принципы единства, самостоятельности  и разграничения доходов и  расходов между уровнями бюджетной  системы можно отнести к принципам  построения системы. Именно они определяют бюджетную систему как единое целое.


Информация о работе Бюджетные правоотношения являются подвидом финансовых правоотношений