Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:36, курсовая работа
Бюджетные правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере по формированию и распределению особых денежных фондов (бюджетов), урегулированные нормами бюджетного права.
Составляющей частью бюджетного устройства России является бюджетная система, представленная на рис. 2.
Бюджетный кодекс РФ (далее БК РФ) дает
следующее определение
Бюджетная система – главное
звено финансовой системы государства.
В настоящее время бюджетная
система РФ отражает некоторые особенности
переходного периода и
2.2. Структура бюджетной системы РФ
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
· первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
· второй уровень – бюджеты
субъектов РФ (89 бюджетов, из них: 21 республиканский
бюджет, 55 краевых и областных
бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных
округов, бюджет автономной Еврейской
области, городские бюджеты Москвы
и Санкт-Петербурга) и бюджеты
территориальных
· третий уровень – местные бюджеты (около 30 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ, который представлен на схеме 3.[3]
Консолидированный бюджет субъекта РФ
составляют бюджет самого субъекта РФ
и свод бюджетов, находящихся на
его территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет РФ – это
федеральный бюджет и консолидированные
бюджеты субъектов РФ. Консолидированные
бюджеты позволяют получить полное
представление обо всех доходах
и расходах региона или Федерации
в целом, они не утверждаются, т. е.
не имеют правовой нагрузки и служат
для аналитических и
Консолидированный бюджет используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Свод бюджетов – расчетный документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.
Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определенные правила суммирования основных показателей бюджета – доходов, расходов, дефицита. При определении итоговых показателей запрещается сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами других; недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в составе вышестоящего бюджета.
В международной практике используются понятия «консолидированный расширенный бюджет», включающий свод бюджетов всех уровней и бюджеты внебюджетных фондов, и «расширенный бюджет правительства», включающий федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов. Он используется для анализа влияния проводимой правительством федеральной политики, для оценки деятельности федеральных органов власти.
2.3. Принципы бюджетной системы РФ
Бюджетная система функционирует на основе принципов, изложенных в БК РФ (гл. 5).
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов закрепляет:
· право законодательных (представительных) органов власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
· наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
· законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ;
· право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов:
· недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
· недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете.
Принцип полноты отражения доходов
и расходов бюджетов, а также бюджетов
государственных внебюджетных фондов
означает, что все доходы и расходы
бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов подлежат отражению
в бюджетах, бюджетах государственных
внебюджетных фондов в обязательном
порядке и в полном объеме. Все
государственные и
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности
использования бюджетных
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Доходы бюджета и поступления
из источников финансирования его дефицита
не могут быть увязаны с определенными
расходами бюджета, за исключением
доходов целевых бюджетных
Принцип гласности означает:
· обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
· обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.
Следует обратить внимание, что из
всех перечисленных принципов только
принципы единства, самостоятельности
и разграничения доходов и
расходов между уровнями бюджетной
системы можно отнести к
Информация о работе Бюджетные правоотношения являются подвидом финансовых правоотношений