Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:36, курсовая работа
Бюджетные правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере по формированию и распределению особых денежных фондов (бюджетов), урегулированные нормами бюджетного права.
Бюджетные правоотношения являются подвидом финансовых правоотношений.
Бюджетные правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере по формированию и распределению особых денежных фондов (бюджетов), урегулированные нормами бюджетного права.
К бюджетным правоотношениям относятся;
1)
отношения, возникающие между
субъектами бюджетных
2)
отношения, возникающие между
субъектами бюджетных
Структура бюджетных правоотношений:
1) субъект - государственные (РФ и ее субъекты) и муниципальные образования;
2) объект - денежные фонды - федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации и местные бюджеты;
3) содержание - совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов бюджетных правоотношений;
4)
основания возникновения,
5)
метод бюджетно-правового
6)
способ защиты бюджетных
Особенности бюджетных правоотношений:
1)
обязательным субъектом
При этом права и обязанности участников бюджетных правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон;
2)
бюджетные правоотношения
3)
обязательным объектом
Классификации бюджетных правоотношений:
1) по характеру:
а) материальные - закрепляют содержание бюджета: состав доходов и расходов, полномочия различных органов власти в бюджетной сфере и т. д.;
б)
процессуальные - закрепляют порядок
функционирования бюджетной системы
РФ: порядок осуществления
2) по субъектному составу:
а) отношения по формированию федерального бюджета;
б) отношения по формированию бюджета субъекта РФ;
в) отношения по формированию местного бюджета.
Бюджетные правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере по формированию и распределению особых денежных фондов - бюджетов, урегулированные нормами бюджетного права.
Субъекты бюджетных отношений:
1)Российская Федерация;
2) субъекты РФ;
3) муниципальные образования.
Субъекты бюджетных отношений действуют в лице органов власти.
Законодательные (представительные) органы:
1)
рассматривают и утверждают
2)
осуществляют последующий
3)
формируют и определяют
4)
осуществляют другие
5)
не имеют права создавать свои
резервные фонды, а также
Органы исполнительной власти:
1)
осуществляют составление
2)
исполнение бюджета, в том
3)
представляют отчет об
местного самоуправления.
Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.
Банк России совместно с Правительством РФ:
1)
разрабатывает и представляет
на рассмотрение
2) обслуживает счета бюджетов;
3)
осуществляет функции
Органы государственного, муниципального финансового контроля:
1) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2)
проводят экспертизы проектов
указанных бюджетов, федеральных
и региональных целевых
Главный распорядитель бюджетных средств:
1)
утверждает сметы доходов и
расходов подведомственных
2) составляет бюджетную роспись;
3)
распределяет лимиты бюджетных
обязательств по
4) осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств.
Бюджетное право России – это подотрасль российского права,
часть финансового права, его ведущий
институт; совокупность устанавливаемых
государством общеобязательных норм,
определяющих основы бюджетного устройства
страны, составления, рассмотрения, утверждения
и исполнения государственного бюджета
и бюджетов субъектов РФ, входящих в бюджетную
систему государства. Бюджетное право
России также включает в себя перечень
доходов и расходов бюджета, порядок распределения
доходов и расходов между различными видами
бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов
РФ, административно—
Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ; с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разного уровня; с разграничением бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления; с организацией бюджетного процесса, т. е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов; с организацией контроля за исполнением бюджетов. Указанные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями (ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145–ФЗ (БК РФ)).
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные . Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ и субъектов РФ, муниципальных образований, бюджетных и внебюджетных фондов, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами ит. д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов РФ, ее региональных и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Бюджетное право России разделяется на общую и особенную части.
Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие общие принципы и методы деятельности государственных органов РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в бюджетной сфере, основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений. Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части, где детально регламентируются полномочия всех субъектов бюджетных правоотношений, порядок составления и принятия бюджетов всех уровней и т. д.
Бюджетное право как подотрасль финансового права РФ — это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:
Бюджетное право, будучи основной подотраслью финансового права, представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере, главным образом, императивным методом.
2.1. Понятия бюджетного устройства и бюджетной системы
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Бюджетное устройство базируется на государственном устройстве.
К сожалению, БК РФ не дает определения
бюджетного устройства, что свидетельствует
о непонимании взаимосвязи
В ранее действовавшем
Совершенствование бюджетного устройства России на принципах федерализма заложено в Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 г., принятой Правительством РФ 15 августа 2001 г.
Основы бюджетного устройства определяются
формой государственного и административного
устройства страны, действующими в
ней основными законодательными
актами, ролью бюджета в общественном
воспроизводстве и социальных процессах.
По степени распределения власти
между центром и
Унитарное (единое) государство –
это форма государственного устройства,
при которой административно-
Федеративное (объединенное) государство
– это форма государственного
устройства, при которой государственные
образования или
Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.[1]
Информация о работе Бюджетные правоотношения являются подвидом финансовых правоотношений