Бюджетные правоотношения являются подвидом финансовых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Бюджетные правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере по формированию и распределению особых денежных фондов (бюджетов), урегулированные нормами бюджетного права.

Работа содержит 1 файл

Бюджетные правоотношения являются подвидом финансовых правоотношений.docx

— 51.52 Кб (Скачать)

Бюджетные правоотношения являются подвидом финансовых правоотношений.

Бюджетные правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере по формированию и распределению особых денежных фондов (бюджетов), урегулированные нормами бюджетного права.

К бюджетным правоотношениям относятся;

1) отношения, возникающие между  субъектами бюджетных правоотношений  в процессе формирования доходов  и осуществления расходов бюджетов  всех уровней бюджетной системы  РФ и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, осуществления  государственных и муниципальных  заимствований, регулирования государственного  и муниципального долга;

2) отношения, возникающие между  субъектами бюджетных правоотношений  в процессе составления и рассмотрения  проектов бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ, утверждения  и исполнения бюджетов всех  уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Структура бюджетных правоотношений:

1) субъект - государственные (РФ  и ее субъекты) и муниципальные  образования;

2) объект - денежные фонды - федеральный  бюджет, бюджет субъекта Федерации  и местные бюджеты;

3) содержание - совокупность прав, обязанностей  и ответственности субъектов  бюджетных правоотношений;

4) основания возникновения, изменения  и прекращения бюджетных правоотношений  – юридические факты (события  и действия: правомерные либо  неправомерные) и юридические  составы;

5) метод бюджетно-правового регулирования  – чаще всего императивный;

6) способ защиты бюджетных правоотношений.

Особенности бюджетных правоотношений:

1) обязательным субъектом бюджетных  правоотношений является государство  или муниципальное образование  (государственный или муниципальный  орган). Юридические и физические  лица в состав субъектов бюджетных  правоотношений не входят.

При этом права и обязанности участников бюджетных правоотношений четко  определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением  сторон;

2) бюджетные правоотношения являются  временными, действуют в течение  одного финансового года и  изменяются каждый раз с принятием  закона о бюджете (федеральном,  субъекта Федерации или муниципального  образования) на очередной год;

3) обязательным объектом бюджетных  правоотношений являются соответствующие  денежные фонды - бюджеты различных  уровней.

Классификации бюджетных правоотношений:

1) по характеру:

а) материальные - закрепляют содержание бюджета: состав доходов и расходов, полномочия различных органов власти в бюджетной сфере и т. д.;

б) процессуальные - закрепляют порядок  функционирования бюджетной системы  РФ: порядок осуществления бюджетного процесса (составление, утверждение, исполнение и отчет об исполнении бюджета), формирования бюджетных и внебюджетных целевых  фондов и т. д.;

2) по субъектному составу:

а) отношения по формированию федерального бюджета;

б) отношения по формированию бюджета  субъекта РФ;

в) отношения по формированию местного бюджета.

Бюджетные правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере по формированию и распределению особых денежных фондов - бюджетов, урегулированные нормами бюджетного права.

Субъекты бюджетных отношений:

1)Российская  Федерация;

2) субъекты РФ;

3) муниципальные образования.

Субъекты  бюджетных отношений действуют  в лице органов власти.

Законодательные (представительные) органы:

1) рассматривают и утверждают бюджеты  и отчеты об их исполнении;

2) осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов;

3) формируют и определяют правовой  статус органов, осуществляющих  контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы РФ;

4) осуществляют другие полномочия;

5) не имеют права создавать свои  резервные фонды, а также выполнять  отдельные функции по исполнению  бюджетов (за исключением органов  местного самоуправления, совмещающих  функции законодательных и исполнительных  органов).

Органы исполнительной власти:

1) осуществляют составление проекта  бюджета, внесение его с необходимыми  документами и материалами на  утверждение законодательного (представительного)  органа, представительного органа  местного самоуправления;

2) исполнение бюджета, в том числе  сбор доходов бюджета, управление  государственным, муниципальным  долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета;

3) представляют отчет об исполнении  бюджета на утверждение законодательных  (представительных) органов, представительных  органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом, иными правовыми актами бюджетного  законодательства РФ, субъектов  РФ, актами представительных органов

местного  самоуправления.

Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным  внебюджетным фондам.

Банк России совместно с Правительством РФ:

1) разрабатывает и представляет  на рассмотрение Государственной  Думы основные направления денежно-кредитной  политики;

2) обслуживает счета бюджетов;

3) осуществляет функции генерального  агента по государственным ценным  бумагам РФ.

Органы государственного, муниципального финансового контроля:

1) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) проводят экспертизы проектов  указанных бюджетов, федеральных  и региональных целевых программ  и иных нормативных правовых  актов бюджетного законодательства  РФ, субъектов РФ, актов органов  местного самоуправления.

Главный распорядитель бюджетных средств:

1) утверждает сметы доходов и  расходов подведомственных бюджетных  учреждений;

2) составляет бюджетную роспись;

3) распределяет лимиты бюджетных  обязательств по подведомственным  распорядителям и получателям  бюджетных средств и исполняет  соответствующую часть бюджета;

4) осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств.

Бюджетное право России – это подотрасль российского права, часть финансового права, его ведущий институт; совокупность устанавливаемых государством общеобязательных норм, определяющих основы бюджетного устройства страны, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета и бюджетов субъектов РФ, входящих в бюджетную систему государства. Бюджетное право России также включает в себя перечень доходов и расходов бюджета, порядок распределения доходов и расходов между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно—территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально—экономического развития страны и других потребностей общества.

Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ; с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разного уровня; с разграничением бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления; с организацией бюджетного процесса, т. е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов; с организацией контроля за исполнением бюджетов. Указанные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями (ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145–ФЗ (БК РФ)).

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные . Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ и субъектов РФ, муниципальных образований, бюджетных и внебюджетных фондов, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами ит. д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов РФ, ее региональных и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Бюджетное право России разделяется на общую  и особенную части.

Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие общие принципы и методы деятельности государственных органов РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в бюджетной сфере, основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений. Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части, где детально регламентируются полномочия всех субъектов бюджетных правоотношений, порядок составления и принятия бюджетов всех уровней и т. д.

Бюджетное право как  подотрасль финансового права РФ — это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:

  1. формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
  2. осуществления государственных и муниципальных заимствований;
  3. регулирования государственного и муниципального долга;
  4. составления, рассмотрения, утверждения бюджетной отчетности;
  5. привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Бюджетное право, будучи основной подотраслью финансового права, представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере, главным образом, императивным методом.

 

2.1. Понятия бюджетного устройства  и бюджетной системы

 

Бюджетное устройство определяет организацию  государственного бюджета и бюджетной  системы страны, взаимоотношения  между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и  структуру бюджетов, процедурные  стороны формирования и использования  бюджетных средств и др. Бюджетное  устройство базируется на государственном  устройстве.

К сожалению, БК РФ не дает определения  бюджетного устройства, что свидетельствует  о непонимании взаимосвязи бюджетных  категорий и их недооценки.

В ранее действовавшем федеральном  законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» понятие  бюджетного устройства трактовалось как: «Организация бюджетной системы  и принципы ее построения».

 

Совершенствование бюджетного устройства России на принципах федерализма  заложено в Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 г., принятой Правительством РФ 15 августа 2001 г.

 

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного и административного  устройства страны, действующими в  ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства  подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

 

Унитарное (единое) государство –  это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные  образования не имеют собственной  государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и  единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными  и политическими процессами в  государстве. Бюджетная система  унитарного государства состоит  из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

 

Федеративное (объединенное) государство  – это форма государственного устройства, при которой государственные  образования или административно-территориальные  образования, входящие в государство, имеют собственную государственность  и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного (федерального) бюджета, бюджетов членов (субъектов) Федерации и местных бюджетов.

 

Конфедеративное (союзное) государство  – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется  из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные  и налоговые системы.

 

За более чем тысячелетнюю историю  России ее бюджетное устройство и  бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы  унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном  устройстве.[1]

Информация о работе Бюджетные правоотношения являются подвидом финансовых правоотношений