Автор: f**************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 12:47, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
-рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;
-обобщить основополагающие аспекты регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России…………………………………………………………………...…………5
1.1.Понятие и структура финансовой системы в РФ………………………...5
1.2.Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ…………………………………………………………………...….8
1.3.Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе………………………………………………………………………………11
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ……………………….15
2.1.Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ…………………………………………….……….15
2.2.Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ……………………..17
2.3.Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ………………………………………………………………….18
2.4.Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ……………………………………..………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...29
Фундаментальная
цель бюджетной политики состоит
в том, чтобы ликвидировать
Государственное
регулирование кредитно-
-
политика центрального банка
в отношении кредитно-
-
налоговая политика
-
участие правительства в
-
законодательные мероприятия
Политика Центрального Банка РФ распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах:
- учетная политика;
-
регулирование нормы
- операции на открытом рынке;
- прямое воздействие на кредит.
Учетная политика Центрального Банка РФ состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный Банк РФ выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Учетная политика Центрального Банка РФ направлена на имитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд.
Следующей формой регулирования Центрального Банка РФ является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на финансовом рынке. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение – к расширению кредитных ресурсов. С помощью нормы резервов Центральный Банк РФ воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг.
Финансовые рынки являются ключевым компонентом национальной экономики. Эффективно действующие финансовые рынки призваны (наряду с развитой банковской системой) аккумулировать сбережения экономических агентов, трансформировать их в инвестиции, обеспечивать распределение финансовых ресурсов между различными секторами экономики и, в конечном итоге, содействовать снижению темпов инфляции и экономическому росту. Системный финансовый кризис в России в 1998 г. обусловил возникновение кризиса национальных финансовых рынков, последствиями которого выступили снижение оборотов торгов и ликвидности рынка федеральных и муниципальных облигаций, высокая волатильность и низкие обороты на рынке акций российских компаний, фактическая ликвидация рынка производных финансовых инструментов и прочее.
Наибольшее развитие в переходном периоде российские финансовые рынки получили в период 1996-1998 гг. Тогда интенсивное развитие рынка федеральных облигаций обеспечивало высокий уровень реальных процентных ставок в экономике (даже реальные процентные ставки по банковским депозитам составляли 20-50% годовых), что стимулировало рост сбережений экономических агентов в виде банковских депозитов (так, только доля банковских депозитов населения в совокупном денежном предложении возросла с 9.8% по состоянию на 01.01.93 до 42.4% от М2 на 01.01.982), структурирование процентных ставок и развитие прочих сегментов финансовых рынков - муниципальных облигаций, акций и производных инструментов. Процентные ставки, действующие в экономике, равно как и состояние отдельных сегментов финансового рынка России, были полностью ориентированы на ситуацию, складывающуюся на рынке федеральных облигаций.
Вплоть
до 2002 г. состояние российского
-
низкой емкостью всех
- недостаточной ликвидностью сегментов с низкими рисками и низкой доходностью, а также высокими рисками и низкой ликвидностью сегментов рынка, обеспечивающих высокую доходность по вложенным средствам;
-
неразвитостью сегмента
В этом смысле 2002-й год выступил в качестве «переломного» года - именно в том году ключевые показатели состояние финансовых рынков и банковской системы (обороты и ликвидность на облигационном рынке, ликвидация накопленных убытков и объем активов банковской системы) достигли предкризисного уровня.
Мировой рынок долговых инструментов развивающихся стран в последние несколько лет определялся действием двух тенденций. С одной стороны, финансовые кризисы в таких традиционно привлекательных для внешних инвесторов странах, как Аргентина, Бразилия и Турция, привели к росту рисков вложений в данные экономики. С другой стороны, стабилизация финансовой ситуации в таких странах, как Мексика, вызвала там снижение доходности вложений. Дополнительно, снижение ставок рефинансирования в экономически развитых странах обусловило необходимость поиска международными инвесторами альтернативных направлений вложений средств.
В этом смысле Россия в последние три года выглядит достаточно привлекательным объектом международных инвестиций, учитывая позитивные темпы роста производства и существующую сырьевую модель развития национальной экономики (в рамках сохраняющегося высокого уровня цен на нефть и прочие сырьевые ресурсы). Доходность российских внешних долговых обязательств существенно снизилась в 2005-2007 гг. (с 17.63% по еврооблигациям «Россия-30» в 2005 г. до 9.05% в конце 2007 г.). Более того, если спрэд данной бумаги к американским десятилетним облигациям US-Tbonds составлял в 2005 г. 1252 б. п., то к концу 2007 г. разрыв сократился до 523 б. п. (по оценкам АЛ «Веди», доходность «Россия-30» снизится к концу 2008 г.до 7.65% , а спрэд - уменьшится до 306 б. п.). Проведение платежей (основных и процентных) по внешнему долгу позволяет России надеяться на увеличение кредитного рейтинга. Тем не менее неразвитость банковской системы и финансовых рынков может выступить в качестве препятствия для существенного расширения объема внешних инвестиций (прямых и портфельных) в среднесрочной перспективе.
Развитие российского фондового рынка в 2007 г. было менее интенсивным по сравнению с 2006 г. - средний прирост стоимости российских акций (т.е. доходности по принципу buy-and-hold в долларах США), составил около 35%, что существенно ниже уровня 2006 г. - 98.5%. Несмотря на снижение темпов роста основных индикаторов в 2007 г., российскому фондовому рынку удалось сохранить за собой ведущие позиции в группе мировых фондовых рынков. Увеличение капитализации в 2007 г. на 35% наблюдалось на фоне 6%-ного снижения аналогичного среднего показателя для развивающихся стран и 16-39%-ного (на границах данного диапазона - DJIA и DAX соответственно) - для ведущих фондовых рынков.
Отличительными особенностями развития российского фондового рынка в 2007 г. по сравнению с предшествующими периодами выступили:
-
усиление зависимости
-
сохранение позитивных
-
увеличение инвестиционной
Стимулирование экономического развития предполагает, в частности, разработку государственной промышленной политики.
Бюджетное законодательство - важная подотрасль финансового законодательства. Оно включает совокупность актов, устанавливающих бюджетное устройство государства, субъектов Федерации и местного самоуправления, регулирующих отношения по формированию бюджетов, распределению бюджетных средств между звеньями бюджетов, их расходованию и исполнению бюджетов, образованию внебюджетных фондов3.
В главе 1 Конституции РФ содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. В ч. 1 ст.5 Конституции РФ указаны равноправные субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Конституционные принципы федерализма перечислены в третьей части этой статьи - государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Российская Федерация обладает правами по составлению, утверждению, осуществлению бюджетного регулирования, определению доходов и расходов федерального бюджета, его исполнению и контролю. Бюджетное регулирование является частью финансового регулирования, отнесенного Конституцией РФ к ведению РФ4.
За 1994-2007 гг. в бюджетной сфере основным направлением было постоянное совершенствование и развитие законодательства, регулирующего бюджетное устройство и бюджетный процесс, в целях закрепления и реализации принципов единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, а также сближения уровней социально-экономического развития регионов РФ за счет развития межбюджетных отношений5.
Одним из направлений бюджетной реформы в России является совершенствование бюджетного процесса на основе внедрения среднесрочного планирования и использования бюджетирования, ориентированного на результат. Здесь уместно вспомнить постановление Правительства РФ № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», на основе которого разработана «Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг.», которая ориентирована на новые методы в бюджетном планировании. Безусловно, постановка вопроса об использовании среднесрочного планирования в бюджетном процессе является для России новой и заслуживающей внимания, а те решения, которые предприняты Правительством РФ в этом направлении, являются необходимыми и своевременными.
Правительством Российской Федерации была разработана и одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, где в качестве отдельного направления выделяется реформирование бюджетной классификации РФ, которое, в свою очередь, предполагает изменение не только ее состава, структуры, содержания и применяемой кодировки, но и изменение действующей практики нормативного правового регулирования вопросов бюджетной классификации.
В
Концепции предлагается подход, применяемый
в большинстве стран
Финансовый контроль - это особый регулярный и непрерывный процесс контроля, цели и основные задачи которого имеют четко выраженный финансовый характер, а их достижение осуществляется при помощи многоаспектной, межотраслевой системы институтов, инструментов и методов, регламентируемых комплексом правовых норм, охватывающих весь процесс организации и проведения финансового контроля, в том числе и возможность применения в рамках финансового контроля специфических организационных форм и методов, а также наделяющих определенный круг субъектов соответствующими полномочиями в отношении ограниченного контингента контролируемых лиц и объектов контроля.