Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:35, контрольная работа
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.
Цель: раскрыть тему, дать основные определения.
Введение 3
1 Бюджетное устройство России и основные направления его совершенствования 4
1.1 Бюджетное устройство 4
1.2 Проблемы бюджетного федерализма 5
1.3 Бюджетная классификация РФ 7
1.4 Основные направления совершенствования бюджетного
устройства 9
Заключение 14
Тестовое задание 15
Список литературы 16
Первые
5 признаков классификации
Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ утверждается законодательными органами субъектов РФ. Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается решением соответствующих органов местного самоуправления.
Классификация доходов бюджета РФ является группировкой доходов всех уровней и основывается на законных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Функциональная классификация расходов бюджета РФ является группировкой расходов всех уровней, отражающих направление средств на выполнение основных функций.
Экономическая классификация расходов бюджета РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию.
Ведомственная классификация расходов бюджета РФ является группировкой расходов, отражающей распределение ассигнований по прямым получателям средств из ФБ, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.
Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ, отражающей распределение бюджетных ассигнований по получателям средств из бюджетов субъектов федерации.
1.4 Основные направления совершенствования бюджетного устройства
Направления
реформирования современного бюджетного
устройства Российской Федерации. Совершенно
очевидно, что проблемы, с которыми сегодня
сталкиваются как федеральный бюджет
Российской Федерации, так и многочисленные
территориальные бюджеты, настоятельно
требуют от органов государственной власти
преобразований не только в качественном
и количественном составе бюджетных показателей,
но и в самих принципах организации бюджетной
системы. И прежде всего с этой точки зрения
возникает потребность в реформировании
законодательной базы бюджетной системы.
Большие надежды возлагаются
на разработанный проект Налогового кодекса,
обсуждаемый в Государственной Думе: ведь
именно налоги, формируя финансовую базу
деятельности государства, создают предпосылки
для успешного проведения бюджетного
регулирования. Налоговый кодекс должен
стать своего рода налоговой конституцией,
определять основы построения налогов,
принципы федерализма и т.п. Он вобрал
в себя множество областей права: гражданское,
административное, уголовное, налоговое.
Все же детали, связанные с конкретным
налогообложением это предмет регулирования
законодательства о бюджете, об отдельных
видах налогов, о санкциях и т.п. С принятием
Налогового кодекса и реальным разграничением
налоговой базы в России может быть осуществлен
переход к качественно новой системе бюджетного
федерализма.
На данный момент возможны
два варианта российского налогового
федерализма: на основе развития положений
Указа Президента Российской Федерации
“Об основных направлениях налоговой
реформы в Российской Федерации и мерах
по укреплению налоговой и платежной дисциплины”
от 8 мая 1996 г. № 685; и на основе Налогового
кодекса Российской Федерации.
В президентском варианте основой являются
федеральные налоги, которые остаются
совместными налогами Федерации, субъектов
Федерации и местных бюджетов. Центральным
вопросом будет, как и сейчас, механизм
разделения совместных налогов на квоты
(доли) . Данный вариант определяет минимальные
значения долей поступления доходов от
налогов в бюджеты разных уровней на 1997
- 1998 гг. При этом устанавливается своеобразный
“налоговый коридор” для колебаний долей
федерального бюджета: по НДС - от 30 до
75 %, акцизам на спирт, водку и ликеро-водочные
изделия - от 30 до 65 % и т.д. В основном консервируется
действующая налоговая система и даже
делается шаг назад в сторону дифференциации
налоговых взаимосвязей с территориями,
что в свою очередь сузит сферу дотационных
регионов, роль финансовых трансфертов
[9,стр.11].
Во втором же варианте,
по Налоговому кодексу, реализуется в
большей мере американская система налогового
федерализма, где федеральные налоги (федеральный
подоходный налог с физических лиц, налог
на прибыль корпораций, на заработную
плату, акцизы) на 100 % поступают в федеральный
бюджет, налоги штатов - только в бюджеты
штатов, а местные налоги - только в местные
бюджеты. Налоговый федерализм США представляет
собой сложнейшую систему взаимодействующих
налогов: федеральная налоговая система
- 69,7 % общей доходной массы, налоговые
системы штатов 19,9 %, налоговые системы
местного уровня - 17,4 % [9, стр. 12]. При этом
единство и эффективность бюджетного
устройства обеспечивается доминированием
федеральных налогов в сумме налоговых
платежей, непререкаемостью полномочий
федеральной власти в определении, установлении,
взимании и обладании федеральными налогами;
свободой движения капитала и доходов
на всей территории и запретам штатам
вмешиваться во внешнеэкономические связи
территорий друг с другом, взимать таможенные
налоги; четкой и жесткой системой администрирования
федеральных налогов, включая эффективную
систему мер принуждения подчиняться
федеральным установкам.
Налоговый кодекс Российской Федерации
допускает ряд особенностей: закон о федеральном
бюджете или даже сам Кодекс может в порядке
исключения разрешить зачисление части
федерального налога в бюджеты других
уровней; перечень региональных и местных
налогов находится в компетенции федеральной
власти и устанавливается сверху. Допускается
зачисление региональных налогов с согласия
субъекта Федерации в местные бюджеты
(вне системы трансфертов) ; вводится совместная
компетенция региональных и местных властей
в отношении введения налога на недвижимость,
прекращения налога на землю, налога на
имущество физических лиц и регионального
налога на имущество предприятий.
Вариант налогового федерализма, основанный
на Налоговом кодексе, более соответствует
Конституции РФ и позволяет оградить федеральный
центр от все возрастающих запросов на
федеральную налоговую базу со стороны
регионов, кардинально подойти к вопросу
финансовой самообеспеченности субъектов
Федерации и местных органов самоуправления.
Устанавливая для всех субъектов единый
перечень налогов и вводя федеральную
систему налогов, Налоговый кодекс решает
и вопрос с налоговой асимметрией, которая
на сегодняшний день отчетливо сложилась
как по статусу субъектов федерации (преимущественное
положение группы республик) , так и по
налогоплательщикам (влияние различия
экономических потенциалов, географических
условий, производительности труда) .
К проблемам современного бюджетного
устройства следует отнести и чрезвычайную
бюджетную децентрализованность, что
противоречит тенденциям формирования
единого общероссийского рынка, осложняет
проведение общенациональной денежно-кредитной
(в том числе и эмиссионной) политики, подрывает
политику ограничения бюджетного дефицита,
устойчивость денежной системы. В США,
к примеру, в бюджетном законодательстве
действуют правила, предписывающие штатам
и местным правительствам утверждать
только сбалансированный, бездефицитный
бюджет. Это правило желательно ввести
ив Российской Федерации, чтобы предотвратить
появление еще 89 эмиссионных центров.
Таким образом, сама жизнь настоятельно
требует преобразования бюджетного устройства
Российской Федерации. Большие надежды
возлагаются на принятие Налогового кодекса,
который должен упорядочить вопросы формирования
доходной базы бюджета. В целом же обновление
бюджетного устройства России должно
вестись по следующим направлениям: ·обеспечение
формирования сильного федерального бюджета
как гаранта устойчивости всей бюджетной
системы, мощного инструмента государственного
регулирования рыночной экономики; ·переход
к целевым финансовым трансфертам (грантам)
территориям с аккумуляцией федеральных
и региональных бюджетных ресурсов для
совместного финансирования инвестиционных
и социальных программ; ·отказ от предоставления
бюджетно - налоговых преимуществ по признакам
государственно-национального статуса
субъектов Федерации; ·законодательное
утверждение бюджетной асимметрии в соответствии
с программами региональной экономической
и социальной политики с использованием
критериев “бедных” и “богатых” регионов
и других утвержденных Федеральным Собранием
группировок и критериев.
Все это в совокупности способно значительно
усовершенствовать бюджетное устройство
Российской Федерации, особенно с точки
зрения формирования нормальных рыночных
межбюджетных отношений, основанных на
принципах бюджетного федерализма. Тем
не менее это, являясь чрезвычайно важным
аспектом реформирования всей бюджетной
системы, затрагивает в основном лишь
внутрибюджетные проблемы. Не менее важно
и формирование рациональных “внешних”
бюджетных отношений, то есть отношений
бюджета с конечными объектами государственного
бюджетного регулирования - с населением
и предприятиями. А, следовательно, возникает
необходимость рационализации бюджетных
расходов, повышения их целевой направленности
и, конечно, оптимизации доходных поступлений.
Эта проблема выражается в Российской
Федерации, как, впрочем, и во многих развитых
государствах, в необходимости сбалансированности
бюджета: проблеме управления бюджетным
дефицитом и государственным долгом.
Заключение
Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации. Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.
Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.
Тестовое задание.
1. Косвенные налоги – это:
а) налог на добавленную стоимость;
б) налог на имущество организаций;
в) таможенные пошлины;
г) налог на доходы физических лиц.
2. Что такое финансовая система:
а) совокупность способов накопления финансовых ресурсов;
б)
государственная система
в) совокупность различных сфер финансовых отношений;
г) государственное кредитование.
Список литературы:
1. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2007 . – 504 с.
2. Боровкова В.А., Мурашова С.В. Основы теории финансов и кредита. – СПб.: Питер, 2004. – 176 с.
3. Финансы и кредит: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 512 с.
4. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 448 с.
5.
Кизиль Е.В. Финансы и кредит
/ Серия «Учебники, учебные
6. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов и др.; Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 – 720 с.
7. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 575 с.
8. Деньги, кредит, банки: Учебник / Кол. авторов; Под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – 6-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. – 560 с.
9. Организация деятельности центрального банка: Учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова; Под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006. – 432 с.
10. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 639 с.
Информация о работе Бюджетное устройство России и основные направления его совершенствования