Оглавление
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Понятие и методология
бюджетного права……………………...……4
Глава 2. Основы бюджетного
права в зарубежных странах………………...…8
Заключение……………………………………………………………………….14
Список используемой литературы………………………………………..…….15
Введение
Аристотель писал, что
наука имеет "дело с тем или
другим специальным бытием, и, отводя
себе какую-нибудь (отдельную) область,
она занимается этой областью".
Такой областью науки бюджетного права является изучение определенной
части общественных отношений, являющихся
предметом финансового права. Поэтому,
развиваясь в рамках науки финансового
права, наука бюджетного права изучает нормы бюджетного права и общественные
отношения, возникающие в процессе функционирования
и развития бюджетной системы страны.
Наука бюджетного права
как составная часть науки финансового
права может рассматриваться в качестве
системы категорий, выводов и суждений
о правовых и экономико-правовых явлениях,
составляющих ее предмет. Она представляет
собой определенную совокупность структурированных
и материально закрепленных знаний, теоретических
положений и выводов о содержании, роли
и значении, а также развитии бюджетного
права как составной части финансового
права.
Предметом науки бюджетного права
являются общественные отношения, которые
возникают в процессе бюджетной деятельности,
в том числе в процессе функционирования
и развития бюджетной системы.
Нормативную и эмпирическую базу науки
бюджетного права составляют акты бюджетного
законодательства, а также правоприменительная
практика в этой сфере.
Глава 1
Понятие и методология
бюджетного права
Основным объективным
критерием деления права каждого
государства на отдельные отрасли
является материальное содержание тех
общественных отношений, которые регулируются
правовыми нормами этих отраслей,
т.е. предметом правового регулирования.
Предметом финансового
права являются общественные отношения,
возникающие в процессе финансовой
деятельности государства. Эта деятельность
является объективной по своей сути,
являет собой процесс планомерного сбора,
распределения, перераспределения и использования
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств, обеспечивающих
вы-выполнения государством своих задач
и функций.
К предмету финансового
права относятся государственные
финансы, которые играют важную роль в
системе общественных отношений. Поэтому
велика его роль в системе права Украины.
С другими звеньями финансовой системы
эта отрасль права связана постольку,
поскольку регулирует отношения, обусловленные
аккумуляцией средств в денежные фонды
публично власти, а также использованием
этих средств (например, налоговые платежи
с финансовых ресурсов предприятий, основанных
на частной собственности).1
Для осознания
сущности разнообразия и богатства
предмету финансового права можно
классифицировать финансовые отношения
с их содержанием, субъектным составом,
методами финансовой деятельности, ролью
финансов в жизни общества. Напри-мер,
по материальному содержанию финансовые
отношения являются общественными отношениями,
которые возникают при установлении бюджетной
системы, распределении доходов и расходов
между ее звеньями, составлении, рассмотрении,
утверждении и исполнении Государственного
бюджета и отчета о его исполнении; сборе
налогов и других обязательных платежей
в бюджет и внебюджетные государственные
целевые фонды с предприятий, учреждений,
организаций разных форм собственности
и населения; финансирования и кредитования;
обязательного государственного имущественного
и личного страхования, государственных
ссудам и организации сберегательного
дела; регулировании денежно-кредитной
и валютной системы.
Подход с этой
стороны к раскрытию содержания
предмета финансового права позволяет
увидеть, что финансовым правом регулируются
только организационно-имущественные,
вытекающие из властной деятельности
государства в лице уполномоченных его
органов по поводу образования, распределения
и использования ею фондов средств. В этих
относи-нах всегда проявляется властно-организующая
роль государства в распределении и перераспределение
внутреннего валового продукта и национального
дохода, поскольку данные имеют властно-имущественный
(денежный) характер.
Однако не все
денежные отношения, в которых участвуют
органы государства с властными-ми
полномочиями, являются финансовыми. Часть
из этих отношений регулируется другими
отраслями права. Так, отношения Сбербанка
(финансово-кредитного учреждения, участвующего
в управлении финансово-кредитными отношениями)
с населением по хранению свободных средств
граждан регулируются гражданским правом.
Учреждения бан-ку, принявших средства
гражданина на хранение, используют их
для формирования фонда кредитных ресурсов,
т.е. на основе гражданско-правовых отношений,
имеющих денежный характер, возникают
финансовые правоотношения.2
За нарушение
административно-правовых предписаний
(например, нарушение правил дорожного
движения) взимается административный
штраф, то есть возникают административно-правовые
отношения. Сумма штрафа, взимаемая административным
органом, передается для зачисления в
бюджет, т.е. на базе административно-правовых
отношений, носят денежный характер, возникают
финансово-правовые отношения, Осколки
деньги, взысканные за нарушение правил
дорожного движения, направляются на централизованного
фонда денежных средств. В объективной
реальности субъектный состав финансовых
правоотношений не ограничивается вышеприведенными
примерами. Он значительно богаче и изменяется
во времени.
Между тем, даже приведенные
примеры, входящих в предмет финансового
права, свидетельствуют большое
разнообразие и сложность объекта
правового регулирования. Это обусловлено
динамичностью самой финансовой системы,
ее связи со всеми структурами общественного
производства. В возникновении и реализации
финансовых правоотношений всегда особую
роль играет государство. Она обеспечивает
непрерывность аккумуляции финансовых
ресурсов, наиболее целесообразное их
в интересах общества, последовательный
контроль за правильным использованием
финансовых ресурсов.3
Нормами финансового
права закрепляются общие принципы
и формы финансово-ной деятельности
государства, методы аккумуляции средств
в государственных денежных фондов,
виды обязательных платежей, используемых
для формирования этих фондов, порядок
получения и использования государственных
денежных средств, источники образования
финансовых ресурсов государственных
предприятий, организаций, учреждений
и т.д. Регулируя эту деятельность, государство,
в свою очередь, также должна придерживаться
правил и требований права. Иначе неизбежны
коллизии надстройки и базиса, негативные
последствия для обществом-ва и государства.
Таким образом, содержание
предмета финансового права в
процессе коренных преобразований и
строительства украинского государства
существенно изменился. С одной
стороны, значительная часть финансовых
отношений отошла от государственных
в сферу частных финансов и стала регулироваться
нормами гражданского права. Причем удельный
вес этой части финансов в Украине в связи
с приватизацией будет расти. Вследствие
этого значительно сократился размер
государственного бюджета. Хотя это не
означает, что государственные финансы
исчезают. По-ки остается общественная
потребность в государстве-г-неизбежно
будут существовать и государственные
финансы как непременное условие выполнения
ею своего назначения.4
С другой стороны,
в гражданском обществе, которое
формируется в Украине, в по уравнении
с тоталитарным, что ему предшествовало,
к сфере государственных финансов с помощью
обязательных платежей и взносов привлекаются
и частные финансы, расширяя таким образом
сферу влияния финансов государства .
Одним из ярких свидетельств этого про-процесса
стало возникновение в Украину всевозможных
централизованных и децентрализованных
вне-бюджетных фондов, к которым направляются
обязательные отчисления. Это расширению
предмета финансового права связано с
динамикой финансовых отношений вообще,
но в первую очередь - с их переходным характером
в настоящее время.
Вторым признаком
ответвления одной отрасли права
от другой, как известно, является метод
правового регулирования соответствующего
вида общественных отношений. Основным
методом финансово-правового регулирования
здесь выступает метод властных
предписаний. По своей структуре
это органично целостная система
непрерывного воздействия на участников
финансово-правовых отношений в целях
реализации ими своих функций.
Глава 2
Основы бюджетного
права в зарубежных странах
Любая бюджетная система
должна быть ориентирована на решение
задач по строительству системы,
которая бы отвечала следующим требованиям:
социальная справедливость, экономическая
эффективность, политическая стабильность.
В разных странах существуют различные
условия (административные, социальные,
национальные, культурные, исторические),
которые влияют на построение взаимоотношений
разных уровней власти в бюджетной
сфере. В зависимости от этих условий
каждая страна по-своему решает вопросы
построения межбюджетных отношений.
Следует отметить, что исходные
пропорции распределения доходов
между уровнями бюджета зависят,
главным образом, от таких факторов,
как вертикальное распределение
расходных полномочий и степень
неравенства подушевой бюджетных доходов
административно-территориальных образований.
Этими факторами и определяется потребность
в концентрации средств в бюджете высшего
уровня для осуществления механизма выравнивания.5
В наше время в самом
общем виде можно выделить два
типа моделей межбюджетных отношений
- децентрализованный и кооперативный.
Децентрализованные модели
имеют следующие основные особенности:
1. Из трех главных функций государственных
органов власти и управления - макроэкономической
стабилизации, перераспределения национального
дохода и производства государственных
товаров и услуг (обычно последняя называется
функцией распределения ресурсов) - первые
две чаще всего (в крайнем случае - вполне)
относятся к сфере деятельности центрального
правительства, а третья делится между
тремя уровнями власти, но считается важнейшей
в деятельности местной власти, что в целом
соответствует оптимальной теоретической
модели межбюджетных отношений.
2. Наделение полномочиями
по налогообложению разных уровней
власти происходит в соответствии
с указанным распределения функций.
Налоговыми источниками центрального
бюджета становятся такие виды налогов,
как прибыльные на физических и юридических
лиц, а также акцизных и таможенных налогообложения,
тогда как местные бюджеты удовлетворяются
второстепенными источниками - налогами
на товары и услуги, имущество и земельные
участки.
3. Признается высокая
степень финансовой независимости
и самостоятельности региональных
властей. Это фактически может
привести к отказу центрального
правительства от контроля за бюджетной
деятельностью региональных органов,
безразличному отношению к проблеме горизонтальных
дисбалансов и региональных бюджетных
дефицитов, отсутствия ответственности
за их долгов. Финансовая независимость
и самостоятельность регионов обеспечивается
предоставлением им права совместного
использования налоговых баз.6
Иногда регионы могут
вводить любые налоги, кроме тех,
которые могут нарушать межрегиональную
и внешнюю торговлю государства.
Проблема устранения острых горизонтальных
диспропорций сужается, главным образом,
путем предоставления прямых трансфертов
бедным категориям населения.
Однако следует отметить,
что наибольшее распространение
в мире приобрела не децентрализованная,
а кооперативная модель бюджетного
федерализма.
Для данной модели характерны:
- Сравнительно более широкое
участие региональных властей
в перераспределении национального
дохода и в макроэкономической
стабилизации, что ведет к более тесному
бюджетного сотрудничества местных и
центральных государственных структур;
- Повышенная роль местных
властей в системе распределения
налоговых доходов, в том числе
и национальных;
- Активная политика горизонтального
бюджетного выравнивания, повышенная
ответственность центра за состояние
местных государственных финансов,
уровень социально-экономического
развития территорий, что ведет
к усилению контроля со стороны
центра и некоторому ограничению
самостоятельности местной власти
(в крайнем случае это может выражаться
в высокой степени централизации управления
и преобразовании органов местной власти
фактически у представителей центральных
структур).
Кооперативные модели межбюджетных
отношений используют многие европейские
государства, и прежде Скандинавские
страны.
Кооперативная модель позволяет
использовать такие основные инструменты
бюджетного выравнивания: распределения
налоговых доходов по уровням
власти; общих трансфертов; специальных
трансфертов. Создание эффективного механизма
выравнивания во многом зависит от
выработки компромиссных решений
по следующим вопросам:7
Цель выравнивания. Выбор
формулы распределения трансфертов
связано с тем, которое ставится
задача: выравнивание стартовых условий
(повышение уровня доходов, налогового
потенциала) или уровня потребления
государственных услуг (дотациювання
расходов согласно финансовых потребностей).
При их одновременной постановке нужно
решить вопрос приоритетности.
Масштабы горизонтального
выравнивания. Их необходимо определить,
поскольку бюджетное выравнивание
допускает увеличение ресурсов одних
регионов за счет других, а это может
привести к усилению иждивенческих
настроений получателей и ослабление
фискальной заинтересованности доноров.