Бюджетное финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

К числу важнейших потребительских благ относятся услуги жилищно-коммунального хозяйства. В состав этих услуг включены предоставление населению квартир, создание для них нормальных условий проживания (водоснабжение, теплофикация, канализация, электрификация, газификация) и благоустройство территории (озеленение, освещение, санитарная очистка и др.).

Содержание

1. Состав и содержание расходов бюджета на финансирование жилищно- коммунальных услуг и жилищного строительства. 3
2. Особенности функционирования и источники финансирования ЖКХ. Расходы бюджета на ЖКХ, их характеристика, порядок планирования. 7
3. Характеристика расходов на благоустройство населенных пунктов и жилищное строительство. 13
Список использованных источников 17

Работа содержит 1 файл

Бюджетное финансирование ЖКХ и жил строительства.docx

— 54.49 Кб (Скачать)

 К доходам от внеэксплуатационной хозрасчетной деятельности относится выручка, например, от оказания услуг бюро по обмену жилой площади.

 Жилищные предприятия  (ЖРЭО) получают средства в порядке  целевого финансирования из бюджета: на финансирование капитального ремонта жилищного фонда, на формирование фонда потребления, на компенсацию недополученных доходов в результате оказания услуг отдельным категориям граждан по льготным тарифам (дотации на покрытие убытков).

 Структура доходов  жилищных организаций за последние  шесть лет существенно изменилась. Так, в 2006г. 70 % доходов составляла арендная плата, а плата за пользование жилыми помещениями - только 19,2 %. В 2010г. доля арендной платы сократилась до 43,1 %, а доля платы населения за пользование жилыми помещениями (включая плату за пользование лифтами и вывоз ТБО) возросла до 45,1 %.

  Удельный вес платы за техническое обслуживание в общем объеме доходов в 2010г. составил 30,7 % (16 % в 2009г.), однако, при значительном росте тарифов за техническое обслуживание процент расходов, покрываемых за счет вышеуказанной статьи доходов, в 2009 г. составит 11,1 %, в отчетном - 24 %.

  Самой большой статьей доходов жилищных организаций является арендная плата (43,1 % от общей суммы доходов в 2010г., 63,9 % - в 2009г.). Сумма арендной платы в 2010г. увеличилась на 116,8 % по сравнению с 2009г., что связано с ростом курса доллара (так как ставки арендной платы были установлены в долларах). Сокращение удельного веса арендной платы в доходах ЖРЭО в 2010г. произошло за счет увеличения доли коммунальных платежей и комиссионных за сбор жилищно-коммунальных платежей (обусловленных ростом тарифов) в общем объеме доходов. Так, в 2009г. было получено комиссионного сбора на сумму 3410 трлн. руб., а в 2010г. - 6951,5 трлн. руб. или 203,8 % к уровню прошлого года. Значительный рост тарифов за сбор, вывоз и обезвреживание отходов, повышение платы за пользование лифтами увеличил их удельный вес в доходах.

 Задолженность по оплате  населением расходов, связанных  с эксплуатацией и ремонтом  вспомогательных помещений, конструктивных  элементов, инженерных сетей жилых  домов, содержанием придомовых территорий коммунальных платежей и отчислений на капитальный ремонт на 1.01.2011г. составила 21000 трлн. руб., в том числе просроченная - 3832 трлн. руб. или 18 % от общей суммы задолженности. Задолженность арендаторов на 1.01.2011г. составила 2751 трлн. руб., в том числе просроченная - 554,6 трлн. руб. или 20,15 %.

  Удельный вес бюджетных ассигнований на покрытие разницы в ценах изменялся незначительно и составлял в течение последних 3 лет 42 - 43 %.

 Анализ структуры расходов  бюджета города на жилищно-коммунальное  хозяйство показал, что доля текущих расходов снижается, а доля капитальных - возрастает. В структуре капитальных расходов возрастает доля затрат на капитальный ремонт жилищного фонда, но эта доля все еще остается меньшей, чем доля затрат на капитальное строительство.

 В структуре текущих  расходов снижается доля субсидий  предприятиям и организациям.

  Большую часть ассигнований из бюджета получают районные администрации (63,4 % в 2010г.), которые направляют эти средства ЖРЭО, а те, в свою очередь, часть средств перечисляют ЖЭС.

  Доля расходов бюджета на содержание ЖКХ  в 2011г. на содержание жилищно-коммунального хозяйства предполагается израсходовать 274 410 трлн. руб. или 17,9% от обшей суммы бюджетных расходов.

Основным недостатком системы дотирования производственно-хозяйственной деятельности государственных жилищно-коммунальных организаций является то, что она не ориентирует их на эффективную, высокопроизводительную работу. Все издержки отрасли, в том числе и являющиеся следствием элементарной бесхозяйственности, в основном, покрываются за счет тарифов. Собственники и наниматели квартир лишены возможности (через оплату) влиять на своевременность проведения и объемы работ, необходимых для поддержания их житья в пригодном для эксплуатации состоянии, а также на качество предоставляемых коммунальных услуг.

 Это происходит потому, что жилищно-эксплуатационные организации  в большинстве случаев совмещают  в одном лице функции собственника  жилищного фонда, заказчика и подрядчика работ, обеспечивающих его содержание. Перевод ЖЭС на самостоятельность не решил этой проблемы, т.к. произошло лишь формальное разделение функций заказчика и подрядчика. Монопольное положение жилищных организаций на рынке коммунальных услуг стимулирует не снижение их себестоимости, а «освоение» дотаций и завышение тарифов. Самое главное - преодолеть монополию, создать в коммунальной сфере условия для конкурентных, реальных договорных отношений.

  Планирование и распределение бюджетных средств в системе ЖКХ осуществляется следующим образом. УП «ГГГУЖХ» на основании смет ЖРЭО составляет плановую смету, которая рассматривается финансовым управлением Мингорисполкома. В связи с ограниченностью бюджетных средств смета финансируется не в полном объеме, а с учетом финансовых возможностей городского бюджета. Затем выделенные средства распределяются между жилищными организациями (районными администрациями). Основным критерием при распределении средств между районами является разница между доходами и расходами жилищных организаций, которая обусловлена, в первую очередь, различными доходами от аренды.

 Средства на содержание  УП «ГПУЖХ» формируются за  счет отчислений ЖРЭО в размере  1 % от суммы доходов. 

 

Анализ обоснованности формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

  Основными направлениями уменьшения суммы оплаты населением жилищно-коммунальных услуг является снижение их себестоимости и, как следствие, установление Советом Министров тарифов на более низком уровне, а также пересмотр действующих норм потребления.

 В настоящее время  население Минска оплачивает подавляющую часть расходов на коммунальные услуги. В марте 2011 г. расходы по отоплению и горячему водоснабжению оплачивались столичными жителями на 63,5%, по обслуживанию жилищного фонда - 21,5, за вывоз мусора и обезвреживание ТБО - 86, за пользование лифтами - на 55,4% .Уровень возмещения населением затрат на оказание перечисленных жилищно-коммунальных услуг в Минске за данный период с учетом отопления составит 56,3% (в среднем по республике - 57,2%), без учета отопления - 48,7% (52%). С учетом оплаты населением газоснабжения и электроэнергии в марте 2011 г. жители Минска оплачивали 62,9% от стоимости всех предоставленных жилищно-коммунальных услуг (в среднем по республике - 63,5%).

 В настоящий момент  в Минске 98 % отпускаемой воды  населению учитывается по индивидуальным  и групповым приборам учета.  При этом индивидуальные счетчики  учета воды в установлены в 803,8 тыс. квартир (70,9% от жилого фонда). По действующей норме водопотребления в 300 л. в сутки на человека в г. Минске рассчитываются лишь 2 % абонентов, у которых не имеется технической возможности установить приборы.

  Фактическое водопотребление в Минске в течение последних лет снижалось. В 2009г. оно составляло - 295,2 л/сут. на 1 человека, в 2010г. - 291 л/сут. на 1 человека, за 3 месяца 2011г. этот показатель составит - 284,4 л/сут. Во многом, снижение данного показателя объясняется установлением приборов индивидуального (увеличение с 62 тыс. в 2009 г. до 103,8 тыс. шт. в марте 2011г.) и группового учета и, как следствие, более рациональным использованием населением питьевой воды. Так, по данным УП «Минскводоканал», фактическое потребление воды населением, устано-вившим индивидуальные приборы учета воды, составляет в среднем 210 - 250 л/чел. в сутки или 70 - 80% от установленной нормы. Более низкий показатель водопотребления в семьях, установивших индивидуальные счетчики учета, объясняется более бережным и рациональным отношением проживающих к использованной воде, ремонтом неисправной сантехники. С целью стимулирования населения к приобретению и использованию данных приборов учета в течение первых 3 лет после установки предоставляется льгота в размере 20 % от платы за потребленную воду. При очевидной экономии сдерживающим фактором для населения является высокая стоимость индивидуальных приборов учета воды при относительно невысоком тарифе за водоснабжение и водоотведение. Одним из вариантов решения данной проблемы была разработана система льготного кредитования населения при установке счетчиков, а также продажа индивидуальных счетчиков учета в рассрочку и включение их стоимости частями в счета-квитанции на оплату жилищно- коммунальных услуг.

 Величина потерь воды  в водосетях при транспортировке по Минску составляет 13,6 % от всего объема отпускаемой воды при существующей норме 13,8 %. Так как данный показатель находится в пределах нормы, он включается в себестоимость работ по водоснабжению и водоотведению.

 В марте 2011г. уровень  возмещения населением затрат  по водоснабжению составлял 51 %, по водоотведению - 67,8 %. Неполное  возмещение населением затрат по предоставленным услугам обуславливает установление тарифов для юридических лиц на более высоком уровне. Так, в частности, в марте 2011 года тариф на водоснабжение и водоотведение для населения составит 242 руб./куб. м, для юридических лиц – 580,8 руб./куб. м (без НДС) (разница в 2,4 раза).

 Взимание платы за техническое обслуживание (льготное и по себестоимости за сверхнормативную площадь квартиры), рассчитанной от количества кв. м на одного проживающего, не всегда соответствует заложенным в тарифе нормам и объемам работ в принятых расчетах в частности, ЖЭС часто не производят своевременную замену электролампочек в подъездах и лестничных пролетах, ремонт автоматических выключателей света при смене времени суток, не делаются профилактические работы по предупреждению выхода из строя водопроводных кранов и вентилей (как в местах общего пользования, так и в квартирах). В этой связи представляется необходимым пересмотреть структуру затрат на техническое обслуживание и привести их в соответствие с реальными возможностями оказания услуг ЖЭС.

  Начиная с 1998 г. население осуществляет отчисления на капитальный ремонт (в настоящее время в размере 100 % к тарифу на техобслуживание). По нашему мнению, это должны быть амортизационные отчисления. Действующая система отчислений на капитальный ремонт от себестоимости технического обслуживания населения экономически не обоснована и не должна увязываться с кв. м общей площади, приходящейся на одного человека. Плату возмещения за капитальный ремонт следует рассчитывать на 1кв. м исходя из затрат, необходимых на восстановление жилого дома по типам жилья, с учетом износа и сроков их взимания.

 Основным производителем  теплоэнергии для населения Минска является РУП «Минскэнерго». Непосредственно данной организацией населению отпускается около 55 % тентовой энергии. 45 % тепловой энергии населению поставляется УП «Минсккоммунтеплосеть», из которых 42 % являются покупной теплоэнергией у РУП «Минскэнерго». Остальные 3 % поставляемой населению теплоэнергии вырабатываются на котельных УП «Минсккоммунтеплосеть».

 Уровень возмещения  населением затрат на производство  теплоэнергии, как отношение действующего тарифа к себестоимости, рассчитывается только по теплоэнергии, производимой УП «Минсккоммунтеплосеть». В то же время известно, что фактическая себестоимость теплоэнергии, вырабатываемой на ТЭЦ и в котельных РУП «Минскэнерго» на 40 - 45 % ниже себестоимости, чем в котельных минских коммунальных теплосетей. Таким образом, с учетом того, что на ТЭЦ и в котельных РУП «Минскэнерго» производится около 97 % теплоэнергии, отпускаемой населению Минска, фактический уровень возмещения населением затрат по отоплению и горячему водоснабжению существенно выше и приближается к 100 %.

  В настоящее время около 90 % жилых домов Минска оснащены групповыми приборами учета потребления тепловой энергии. Мингорисполкомом устанавливается единый тариф на услуги центрального отопления из расчета 0,0272 Гкал на куб. м общей площади для всех видов домов. Ежеквартально в домах, в которых установлены приборы учета, производится перерасчет с жильцами в соответствии с фактическим количеством потребленной каждым жилым домом (группой домов) теплоэнергии.

  2011г. характеризуется значительным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. С января 2011г. тарифы на отопление и горячее водоснабжение возросли на 60 %. Основанием для такого повышения тарифов Министерство экономики считает возросшие иены на газ, приобретаемый за пределами Республики Беларусь, и необходимость достижения запланированного в Законе о бюджете на 2011 г. 50 %-ного уровня возмещения населением затрат на жилищно-коммунальные услуги. При этом следует принимать во внимание, что в отопительный сезон сумма платы за отопление составляет в среднем 55 % общей платы за квартиру. Кроме того, рост тарифов на техническое обслуживание за 2010г. составил 10,6 %, водоснабжение и канализацию -10,7, вывоз мусора и обезвреживание ТБО - 74,1 %.

 Что касается прогнозов  на будущее, то, предполагается  «замораживание» зарплат на уровне  текущего года и повышение  тарифов на жилищно-коммунальные  услуги и услуги пассажирского  транспорта. Планируется, что в  2012-2013 годах зарплата работников  бюджетной сферы останется на  уровне 2011 года. Зато тарифы на  услуги ЖКХ должны заметно  подрасти, но последовательно. Их  рост должен достичь уровня, который  обеспечит покрытие за счёт  средств населения не менее  30% затрат на оказание услуг  в 2011 году, 35% - в 2012 году и 40% - в 2013-м. Возмещение затрат  населением по отдельным видам  ЖКУ будет доведено до уровня  их себестоимости. 

В настоящее время Совмин Беларуси придерживается концепции  реформирования ЖКХ до 2015 г. Целью  преобразования ЖКХ является повышение  качества обслуживания населения. Это  тот стандарт, на который при всех условиях реформирования, улучшения  деятельности во главу угла ставится вопрос улучшения качества обслуживания населения. Еще одна из целей преобразования — поэтапный переход к безубыточному функционированию предприятий и объединений отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика расходов  на благоустройство населенных  пунктов  и жилищное строительство.

  Согласно Постановлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 20.04.2005 N 16 "Об утверждении перечня работ по содержанию объектов благоустройства населенных пунктов Республики Беларусь, осуществляемых за счет бюджетных средств"

Информация о работе Бюджетное финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства