Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:17, курсовая работа
К числу важнейших потребительских благ относятся услуги жилищно-коммунального хозяйства. В состав этих услуг включены предоставление населению квартир, создание для них нормальных условий проживания (водоснабжение, теплофикация, канализация, электрификация, газификация) и благоустройство территории (озеленение, освещение, санитарная очистка и др.).
1. Состав и содержание расходов бюджета на финансирование жилищно- коммунальных услуг и жилищного строительства. 3
2. Особенности функционирования и источники финансирования ЖКХ. Расходы бюджета на ЖКХ, их характеристика, порядок планирования. 7
3. Характеристика расходов на благоустройство населенных пунктов и жилищное строительство. 13
Список использованных источников 17
К доходам от
Жилищные предприятия (ЖРЭО) получают средства в порядке целевого финансирования из бюджета: на финансирование капитального ремонта жилищного фонда, на формирование фонда потребления, на компенсацию недополученных доходов в результате оказания услуг отдельным категориям граждан по льготным тарифам (дотации на покрытие убытков).
Структура доходов
жилищных организаций за
Удельный вес платы за техническое обслуживание в общем объеме доходов в 2010г. составил 30,7 % (16 % в 2009г.), однако, при значительном росте тарифов за техническое обслуживание процент расходов, покрываемых за счет вышеуказанной статьи доходов, в 2009 г. составит 11,1 %, в отчетном - 24 %.
Самой большой статьей доходов жилищных организаций является арендная плата (43,1 % от общей суммы доходов в 2010г., 63,9 % - в 2009г.). Сумма арендной платы в 2010г. увеличилась на 116,8 % по сравнению с 2009г., что связано с ростом курса доллара (так как ставки арендной платы были установлены в долларах). Сокращение удельного веса арендной платы в доходах ЖРЭО в 2010г. произошло за счет увеличения доли коммунальных платежей и комиссионных за сбор жилищно-коммунальных платежей (обусловленных ростом тарифов) в общем объеме доходов. Так, в 2009г. было получено комиссионного сбора на сумму 3410 трлн. руб., а в 2010г. - 6951,5 трлн. руб. или 203,8 % к уровню прошлого года. Значительный рост тарифов за сбор, вывоз и обезвреживание отходов, повышение платы за пользование лифтами увеличил их удельный вес в доходах.
Задолженность по оплате
населением расходов, связанных
с эксплуатацией и ремонтом
вспомогательных помещений,
Удельный вес бюджетных ассигнований на покрытие разницы в ценах изменялся незначительно и составлял в течение последних 3 лет 42 - 43 %.
Анализ структуры расходов
бюджета города на жилищно-
В структуре текущих
расходов снижается доля
Большую часть ассигнований из бюджета получают районные администрации (63,4 % в 2010г.), которые направляют эти средства ЖРЭО, а те, в свою очередь, часть средств перечисляют ЖЭС.
Доля расходов бюджета на содержание ЖКХ в 2011г. на содержание жилищно-коммунального хозяйства предполагается израсходовать 274 410 трлн. руб. или 17,9% от обшей суммы бюджетных расходов.
Основным недостатком системы дотирования производственно-хозяйственной деятельности государственных жилищно-коммунальных организаций является то, что она не ориентирует их на эффективную, высокопроизводительную работу. Все издержки отрасли, в том числе и являющиеся следствием элементарной бесхозяйственности, в основном, покрываются за счет тарифов. Собственники и наниматели квартир лишены возможности (через оплату) влиять на своевременность проведения и объемы работ, необходимых для поддержания их житья в пригодном для эксплуатации состоянии, а также на качество предоставляемых коммунальных услуг.
Это происходит потому,
что жилищно-эксплуатационные
Планирование и распределение бюджетных средств в системе ЖКХ осуществляется следующим образом. УП «ГГГУЖХ» на основании смет ЖРЭО составляет плановую смету, которая рассматривается финансовым управлением Мингорисполкома. В связи с ограниченностью бюджетных средств смета финансируется не в полном объеме, а с учетом финансовых возможностей городского бюджета. Затем выделенные средства распределяются между жилищными организациями (районными администрациями). Основным критерием при распределении средств между районами является разница между доходами и расходами жилищных организаций, которая обусловлена, в первую очередь, различными доходами от аренды.
Средства на содержание
УП «ГПУЖХ» формируются за
счет отчислений ЖРЭО в
Анализ обоснованности формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Основными направлениями уменьшения суммы оплаты населением жилищно-коммунальных услуг является снижение их себестоимости и, как следствие, установление Советом Министров тарифов на более низком уровне, а также пересмотр действующих норм потребления.
В настоящее время население Минска оплачивает подавляющую часть расходов на коммунальные услуги. В марте 2011 г. расходы по отоплению и горячему водоснабжению оплачивались столичными жителями на 63,5%, по обслуживанию жилищного фонда - 21,5, за вывоз мусора и обезвреживание ТБО - 86, за пользование лифтами - на 55,4% .Уровень возмещения населением затрат на оказание перечисленных жилищно-коммунальных услуг в Минске за данный период с учетом отопления составит 56,3% (в среднем по республике - 57,2%), без учета отопления - 48,7% (52%). С учетом оплаты населением газоснабжения и электроэнергии в марте 2011 г. жители Минска оплачивали 62,9% от стоимости всех предоставленных жилищно-коммунальных услуг (в среднем по республике - 63,5%).
В настоящий момент
в Минске 98 % отпускаемой воды
населению учитывается по
Фактическое водопотребление в Минске в течение последних лет снижалось. В 2009г. оно составляло - 295,2 л/сут. на 1 человека, в 2010г. - 291 л/сут. на 1 человека, за 3 месяца 2011г. этот показатель составит - 284,4 л/сут. Во многом, снижение данного показателя объясняется установлением приборов индивидуального (увеличение с 62 тыс. в 2009 г. до 103,8 тыс. шт. в марте 2011г.) и группового учета и, как следствие, более рациональным использованием населением питьевой воды. Так, по данным УП «Минскводоканал», фактическое потребление воды населением, устано-вившим индивидуальные приборы учета воды, составляет в среднем 210 - 250 л/чел. в сутки или 70 - 80% от установленной нормы. Более низкий показатель водопотребления в семьях, установивших индивидуальные счетчики учета, объясняется более бережным и рациональным отношением проживающих к использованной воде, ремонтом неисправной сантехники. С целью стимулирования населения к приобретению и использованию данных приборов учета в течение первых 3 лет после установки предоставляется льгота в размере 20 % от платы за потребленную воду. При очевидной экономии сдерживающим фактором для населения является высокая стоимость индивидуальных приборов учета воды при относительно невысоком тарифе за водоснабжение и водоотведение. Одним из вариантов решения данной проблемы была разработана система льготного кредитования населения при установке счетчиков, а также продажа индивидуальных счетчиков учета в рассрочку и включение их стоимости частями в счета-квитанции на оплату жилищно- коммунальных услуг.
Величина потерь воды в водосетях при транспортировке по Минску составляет 13,6 % от всего объема отпускаемой воды при существующей норме 13,8 %. Так как данный показатель находится в пределах нормы, он включается в себестоимость работ по водоснабжению и водоотведению.
В марте 2011г. уровень возмещения населением затрат по водоснабжению составлял 51 %, по водоотведению - 67,8 %. Неполное возмещение населением затрат по предоставленным услугам обуславливает установление тарифов для юридических лиц на более высоком уровне. Так, в частности, в марте 2011 года тариф на водоснабжение и водоотведение для населения составит 242 руб./куб. м, для юридических лиц – 580,8 руб./куб. м (без НДС) (разница в 2,4 раза).
Взимание платы за техническое обслуживание (льготное и по себестоимости за сверхнормативную площадь квартиры), рассчитанной от количества кв. м на одного проживающего, не всегда соответствует заложенным в тарифе нормам и объемам работ в принятых расчетах в частности, ЖЭС часто не производят своевременную замену электролампочек в подъездах и лестничных пролетах, ремонт автоматических выключателей света при смене времени суток, не делаются профилактические работы по предупреждению выхода из строя водопроводных кранов и вентилей (как в местах общего пользования, так и в квартирах). В этой связи представляется необходимым пересмотреть структуру затрат на техническое обслуживание и привести их в соответствие с реальными возможностями оказания услуг ЖЭС.
Начиная с 1998 г. население осуществляет отчисления на капитальный ремонт (в настоящее время в размере 100 % к тарифу на техобслуживание). По нашему мнению, это должны быть амортизационные отчисления. Действующая система отчислений на капитальный ремонт от себестоимости технического обслуживания населения экономически не обоснована и не должна увязываться с кв. м общей площади, приходящейся на одного человека. Плату возмещения за капитальный ремонт следует рассчитывать на 1кв. м исходя из затрат, необходимых на восстановление жилого дома по типам жилья, с учетом износа и сроков их взимания.
Основным производителем теплоэнергии для населения Минска является РУП «Минскэнерго». Непосредственно данной организацией населению отпускается около 55 % тентовой энергии. 45 % тепловой энергии населению поставляется УП «Минсккоммунтеплосеть», из которых 42 % являются покупной теплоэнергией у РУП «Минскэнерго». Остальные 3 % поставляемой населению теплоэнергии вырабатываются на котельных УП «Минсккоммунтеплосеть».
Уровень возмещения
населением затрат на
В настоящее время около 90 % жилых домов Минска оснащены групповыми приборами учета потребления тепловой энергии. Мингорисполкомом устанавливается единый тариф на услуги центрального отопления из расчета 0,0272 Гкал на куб. м общей площади для всех видов домов. Ежеквартально в домах, в которых установлены приборы учета, производится перерасчет с жильцами в соответствии с фактическим количеством потребленной каждым жилым домом (группой домов) теплоэнергии.
2011г. характеризуется значительным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. С января 2011г. тарифы на отопление и горячее водоснабжение возросли на 60 %. Основанием для такого повышения тарифов Министерство экономики считает возросшие иены на газ, приобретаемый за пределами Республики Беларусь, и необходимость достижения запланированного в Законе о бюджете на 2011 г. 50 %-ного уровня возмещения населением затрат на жилищно-коммунальные услуги. При этом следует принимать во внимание, что в отопительный сезон сумма платы за отопление составляет в среднем 55 % общей платы за квартиру. Кроме того, рост тарифов на техническое обслуживание за 2010г. составил 10,6 %, водоснабжение и канализацию -10,7, вывоз мусора и обезвреживание ТБО - 74,1 %.
Что касается прогнозов
на будущее, то, предполагается
«замораживание» зарплат на
В настоящее время Совмин
Беларуси придерживается концепции
реформирования ЖКХ до 2015 г. Целью
преобразования ЖКХ является повышение
качества обслуживания населения. Это
тот стандарт, на который при всех
условиях реформирования, улучшения
деятельности во главу угла ставится
вопрос улучшения качества обслуживания
населения. Еще одна из целей преобразования
— поэтапный переход к
Согласно Постановлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 20.04.2005 N 16 "Об утверждении перечня работ по содержанию объектов благоустройства населенных пунктов Республики Беларусь, осуществляемых за счет бюджетных средств"
Информация о работе Бюджетное финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства