МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра бюджета и финансов ВЭД
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Государственный
бюджет
на тему: Бюджетное финансирование
жилищно-коммунальных услуг и жилищного
строительства
Студент
ФФБД, 6-й курс, ЗФФ-3
В.В.Пинчук
Минск 2012
Содержание
1. Состав
и содержание расходов бюджета
на финансирование жилищно- коммунальных
услуг и жилищного строительства. 3
2. Особенности
функционирования и источники
финансирования ЖКХ. Расходы бюджета
на ЖКХ, их характеристика, порядок
планирования. 7
3. Характеристика
расходов на благоустройство
населенных пунктов и жилищное
строительство. 13
Список использованных
источников 17
1. Состав и содержание
расходов бюджета на финансирование
жилищно- коммунальных услуг и жилищного
строительства.
К числу важнейших потребительских
благ относятся услуги жилищно-коммунального
хозяйства. В состав этих услуг включены
предоставление населению квартир,
создание для них нормальных условий
проживания (водоснабжение, теплофикация,
канализация, электрификация, газификация)
и благоустройство территории (озеленение,
освещение, санитарная очистка и
др.). Особенностью этой отрасли является
сочетание результатов социального
характера с ресурсо- и фондоемким
характером ее деятельности. В отличие
от других отраслей социальной сферы,
количество и качество работ и услуг не
может быть сокращено ниже определенного
минимума, поскольку за этим последует
ухудшения качества жизни для большинства
населения республики. С другой стороны,
обеспечение минимально достаточного
уровня работ и услуг отрасли требует
значительного объема материальных топливно-энергетических
и других ресурсов. Эта особенность определяет
приоритет развития жилищно-коммунального
хозяйства не только среди отраслей социальной
сферы, но и народного хозяйства республики
в целом.
На сегодняшний день
жилищно-коммунальный комплекс Республики
Беларусь в том числе и Минска является
одной из «болевых точек». Постоянный
рост затрат на содержание этого комплекса,
отсутствие экономических стимулов снижения
издержек, рост тарифов на жилищные и коммунальные
услуги, высокая степень износа основных
производственных фондов и т.д. вызывают
серьезные нарекания как у специалистов,
так и у населения. В жилищной сфере не
удалось в полной мере воспользоваться
преимуществами конкурентных отношений
в сфере управления и эксплуатации жилья,
поскольку в условиях нестабильного и
недостаточного финансирования оказалось
невозможным добиться полноценных договорных
отношений. Монополизм коммунальных предприятий,
неразвитость гражданско-правовых механизмов
ответственности за количество и качество
оказываемых услуг не позволяют на сегодняшний
день эффективно защищать интересы потребителей.
Жилищно-коммунальное хозяйство
(в дальнейшем ЖКХ) представляет собой
отрасль сферы услуг и важнейшую
часть территориальной инфраструктуры,
определяющую условия жизнедеятельности
человека, прежде всего комфортности
жилища, его инженерное благоустройство,
качество и надежность услуг транспорта,
связи, бытовых и других услуг, от
которых зависит состояние здоровья,
качество жизни и социальный климат
в населенных пунктах
В составе ЖКХ выделяются
следующие подотрасли:
- жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство;
- водоснабжение и водоотведение;
- коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение);
- городской транспорт (автобус, трамвай, троллейбус);
- информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерной связи и обеспечения;
- внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство;
- санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов);
- зеленое хозяйство (озеленение городов, цветоводство);
- гостиничное хозяйство;
- бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание и т.д.);
- уличное освещение
ЖКХ включает жилищное хозяйство
и коммунальные предприятия.
Они включают:
- санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке);
- внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);
- коммунальную энергетику (тепловые, электрические, газовые сети, коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы);
- коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);
- внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение);
- подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).
Ведущей отраслью городского
хозяйства, наиболее сложной и разветвленной
является ЖКХ. Подотрасли ЖКХ, удовлетворяя
соответствующие потребности населения,
обеспечивают необходимые условия для
нормальной жизнедеятельности человека
и функционирования как социальной, так
и производственной структуры региона.
ЖКХ формирует соответствующее
качество жизни населения, культуру
быта и образ жизни, во многом
определяет социально-экономический
потенциал территорий, их инвестиционную
привлекательность.
Согласно правилам
благоустройства и содержания
города Минска, в функции ЖЭСов
входит:
- организовывать и проводить санитарную уборку закрепленных территорий - ежедневную уборку подъездов жилых домов, два раза в неделю влажную уборку;
- ежедневную уборку кабин лифтов, подвалов и чердаков - один раз в месяц, мытье окон - 2 раза в год (весной и осенью);
- оборудовать площадки с ограждением и водонепроницаемым покрытием под контейнеры для сбора твердых бытовых отходов;
- обеспечивать обслуживающий персонал инвентарем, применяемым для выполнения всех видов уборки;
- обеспечить регулярную мойку и дезинфекцию мусороприемных камер;
- обеспечить мойку и дезинфекцию мусороприемных стволов и контейнеров для сбора твердых бытовых отходов.
Таким образом, ЖКХ
- отрасль экономики, находящаяся
в непосредственном и постоянном
контакте с гражданами. Своевременное
предоставление качественных услуг
при снижении или сохранении
на прежнем уровне цен на
них - основное условие создания
комфортных условий проживания
населения.
Программой деятельности
правительства на 2011-2015 годы поставлена
задача поэтапного повышения
уровня возмещения населением
затрат на оказание жилищно-коммунальных
услуг до 60%. А по отдельным
видам услуг оплата будет доведена
до уровня себестоимости. Это
водоснабжение, вывоз и обезвреживание
твердых бытовых отходов, электро-
и газоснабжение. Но все это
будет происходить в увязке
с ростом доходов населения
и одновременным оказанием наименее
защищенным группам государственной адресной
социальной помощи для оплаты этих услуг.
Здесь также стоит
обратить внимание на такой
момент. Сейчас в Беларуси услуги
ЖКХ по одинаковому принципу
оплачивают как слои населения
с низкой, так и с высокой
заработной платой. Это не совсем
правильно, что государство на
70% дотирует тех, у кого заработная
плата гораздо выше средней. Поэтому
в дальнейшем государство здесь будет
идти по двум путям: с одной стороны - повышать
заработную плату, в первую очередь, для
малоимущих слоев населения, с другой
- повышать уровень покрытия затрат в жилищно-коммунальном
хозяйстве.
В целом, планируется, что
тарифы на услуги ЖКХ для населения
будут последовательно повышаться
до уровня, обеспечивающего покрытие
за счет средств населения не менее
30% затрат на их оказание в 2011 году (в 2010
году уровень возмещения составлял
25%), не менее 35% - в 2012 году, 40% - в 2013 году.
При этом возмещение населением затрат
по отдельным видам жилищно-коммунальных
услуг, а также их сверхнормативного
потребления будет доведено до уровня
их себестоимости.
Главной целью на пятилетнюю
перспективу является повышение надежности
и эффективности функционирования жилищно-коммунальных
систем жизнеобеспечения, улучшение качества
предоставляемых услуг, соблюдение нормативов
социальных стандартов. Будет развиваться
государственно-частное партнерство и
конкурентная среда в жилищно-коммунальном
хозяйстве. Предстоит модернизировать
жилищно-коммунальное хозяйство и повысить
его инвестиционную привлекательность.
При этом затраты на оказание жилищно-коммунальных
услуг должны быть снижены не менее чем
на 25% в сопоставимых условиях.
Для выполнения намеченных
задач Министерство жилищно-коммунального
хозяйства разработало соответствующую
программу на пятилетку. Программа
предполагает постепенное повышение
уровня компенсации затрат населением,
поэтому резких скачков тарифов на услуги
не будет.
В течение пятилетки должно
быть ликвидировано и перекрестное субсидирование.
Ведь сегодня практически везде за рубежом
тарифы на газ, электрическую и тепловую
энергию для населения выше, чем для юридических
лиц, чтобы удешевить выпускаемую производителями
продукцию, повысить ее конкурентоспособность.
Этому примеру будет следовать и Беларусь.
Согласно Приложению 3 к
Закону Республики Беларусь «О республиканском
бюджете на 2012 год» Расходы республиканского
бюджета на ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО должны
составить (тыс. рублей): 64 279 033,0 из них
- Жилищно-коммунальное хозяйство 53 015 711,0;
- Благоустройство населенных пунктов 1 365 000,0;
- Прикладные исследования в области жилищно-коммунальных услуг
2 450 000,0;
- Другие вопросы в области жилищно-коммунальных услуг 7 448 322,0.
В Законе Республики
Беларусь от 30 декабря 2011 г. №
331-З «О республиканском бюджете
на 2012 год» Статья 25. Установить, что
в 2012 году: 2. Областные и Минский
городской Советы депутатов обеспечивают
направление средств из соответствующих
местных бюджетов на:
- предоставление гражданам Республики Беларусь (далее – граждане) одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений и погашение задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений;
- оказание финансовой поддержки государства молодым и многодетным семьям в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, в том числе приобретение не завершенных строительством капитальных строений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, за исключением льготных кредитов, предоставленных гражданам в соответствии с законодательными актами;
- строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений для переселения граждан из сносимых и переоборудуемых для использования в других целях жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.»
2. Особенности функционирования
и источники финансирования ЖКХ.
Расходы бюджета на ЖКХ, их характеристика,
порядок планирования.
Доходы жилищно-коммунального
хозяйства складываются из: основных эксплуатационных,
прочих эксплуатационных, компенсационного
характера и от доходов внеэксплуатационной
хозрасчетной деятельности.
К основным эксплуатационным
доходам относятся:
- плата за пользование жилыми помещениями, в т.ч поступления от ЖСК, жильцов приватизированных квартир, жилищных товариществ, принятых на обслуживание;
- арендная плата от сдачи в аренду жилых и нежилых помещений, числящихся в составе основных средств жилищного фонда предприятия (направляется на погашение убытка по его содержанию).
К прочим эксплуатационным
доходам и доходам копенсационного характера
относятся:
- сборы с арендаторов нежилых помещений на покрытие эксплуатационных расходов;
- доходы по субквартирантам;
- сборы за обезвреживание и вывоз твердых бытовых отходов;
- плата за услуги по начислению субсидий;
- поступления от предприятий и организаций в порядке возмещения расходов по ведению расчетов с населением;
- поступления от предприятий и организаций за обслуживание внутридомовых сетей и оборудования;
- поступления от предприятий и организаций за обслуживание, эксплуатацию и проверку приборов группового учета расхода и регулирования воды и тепловой энергии.