Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:24, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических и методологических основ функционирования бюджета государства.
Для достижения указанной цели предполагается выполнить следующие задачи:
рассмотреть сущность бюджета государства;
проанализировать роль бюджета в регулировании социально-экономических процессов;
посмотреть взаимосвязь бюджета государства с другими звеньями финансовой системы.
Структура и содержание данной работы определены с учетом целей и задач исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение стр.
1. Сущность бюджета государства стр.
2. Роль бюджета государства в регулировании социально-экономических процессов стр.
3. Взаимосвязь бюджета государства с другими звеньями финансовой системы стр.
Заключение стр.
По своему материальному содержанию бюджет – это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли – регулятор производства и потребления в обществе, по социальной природе – система денежных и иных общественных отношений между государством, физическим и юридическим лицами. Он также имеет политическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме».
В статье 6 Бюджетного кодекса РФ даётся следующее определение бюджета: «Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Бюджет выступает в качестве экономической категории, представляет собой денежные отношения, возникающих в результате распределения и перераспределения ВВП в целях образования и использования централизованного денежного фонда. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно распределения своей деятельности, так важного элемента проведения экономической и социальной политики.
Любой бюджет выполняет следующие основные функции:
социально-экономических
процессов
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
В государственном бюджете страны (с любым государственным устройством) находит свое отражение структура доходов и расходов государства. Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Доходная часть бюджета составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Так,
в бюджетной классификации
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
Доходная часть бюджета образуется за счет следующих основных видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления.
Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета за 2008-2010 гг. Рассмотрим таблицу №1.
Доходы федерального бюджета за 2008-2010 гг.
Доходы федерального бюджета | 2008г | 2009г | 2010г | |||
Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ | 2 383,11 | 35,87% | 2 351,91 | 31,50% | 2 348,32 | 29,03% |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в том числе: | 4 261,34 | 5 113,54 | 5 741,35 | |||
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ | 533,38 | 8,03% | 583,76 | 7,82% | 636,28 | 7,87% |
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ | 435,79 | 6,56% | 496,36 | 6,65% | 562,8 | 6,96% |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ | 1 404,05 | 21,13% | 1 914,47 | 25,64% | 2 206,46 | 27,28% |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ | 888,97 | 13,38% | 1 029,76 | 13,79% | 1 182,54 | 14,62% |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 36,57 | 0,55% | 39,50 | 0,53% | 37,31 | 0,46% |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА | 32,24 | 0,49% | 34,49 | 0,46% | 36,56 | 0,45% |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 291,61 | 4,39% | 297,00 | 3,98% | 301,73 | 3,73% |
ПРОЧИЕ ДОХОДЫ | 638,73 | 9,61% | 718,20 | 9,62% | 777,67 | 9,61% |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 6 644,45 | 100,00% | 7 465,45 | 100,00% | 8 089,67 | 100,00% |
В
связи с произошедшими
Нефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87% , на 2009 год 31,5%, на 2010 год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составит на 2008 год 2 383,11 млрд. руб., к 2010 году уменьшение на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике.
Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году.
Перейдем ко второй части федерального бюджета – расходы.
В
соответствии со статьей 21 Бюджетного
Кодекса РФ классификация расходов бюджета
состоит из 11 разделов. Они являются едиными
для бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации разделами и подразделами классификации
расходов бюджетов, рассмотрим их подробнее
в таблице №2.
Расходы
федерального бюджета на 2008-2010 гг.
Расходы федерального бюджета | 2008г | 2009г | 2010г | |||
Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ | 828,78 | 12,61% | 899,84 | 12,08% | 963,10 | 11,90% |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА | 509,10 | 7,75% | 566,74 | 7,61% | 596,19 | 7,37% |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 521,84 | 7,94% | 642,61 | 8,62% | 693,51 | 8,57% |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА | 702,32 | 10,69% | 789,62 | 10,60% | 528,55 | 6,53% |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО | 54,56 | 0,83% | 56,29 | 0,76% | 51,86 | 0,64% |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 9,33 | 0,14% | 10,21 | 0,14% | 10,96 | 0,14% |
ОБРАЗОВАНИЕ | 307,20 | 4,68% | 313,64 | 4,21% | 339,85 | 4,20% |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | 83,81 | 1,28% | 73,01 | 0,98% | 67,58 | 0,84% |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ | 211,69 | 3,22% | 245,22 | 3,29% | 295,36 | 3,65% |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | 270,86 | 4,12% | 342,67 | 4,60% | 396,54 | 4,90% |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ | 2281,56 | 34,73% | 2423,12 | 32,52% | 2720,97 | 33,63% |
УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ | 0,00 | 0,00% | 186,30 | 2,50% | 404,50 | 5,00% |
СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ | 789,25 | 12,01% | 901,88 | 12,10% | 1021,00 | 12,62% |
ВСЕГО | 6570,30 | 100,00% | 7451,15 | 100,00% | 8089,97 | 100,00% |
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2009) он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб.
Это
свидетельствует о
Состав
и структура межбюджетных
трансферт
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ | 2008 г | 2009 г | 2010 г | |||
Сумма, млрд. руб. | Удельный вес, % | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес, % | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес, % | |
Всего: | 2 281,56 | 100,00% | 2 423,12 | 100,00% | 2 720,97 | 100,00% |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 375,54 | 16,46% | 392,67 | 16,21% | 411,07 | 15,11% |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) | 317,19 | 13,90% | 300,74 | 12,41% | 234,25 | 8,61% |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 163,74 | 7,18% | 175,97 | 7,26% | 191,01 | 7,02% |
Иные межбюджетные трансферты | 69,75 | 3,06% | 37,83 | 1,56% | 43,86 | 1,61% |
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов | 1 355,34 | 59,40% | 1 515,90 | 62,56% | 1 840,79 | 67,65% |
Основную долю в этом разделе занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». Наблюдается рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела.
Что характерно следующих 4-х подразделов, то они уменьшаются. Это говорит о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым сокращая долю участия в финансировании.
Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. В 2010 году сумма расходов составила 963,10 млрд. руб. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.
Национальная экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. В 2008 году сумма составила 702,32 млрд. руб., в 2010 она снизится до 528,55 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 4,16%.
К
этому разделу относятся