Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических и методологических основ функционирования бюджета государства.

Для достижения указанной цели предполагается выполнить следующие задачи:

рассмотреть сущность бюджета государства;

проанализировать роль бюджета в регулировании социально-экономических процессов;

посмотреть взаимосвязь бюджета государства с другими звеньями финансовой системы.

Структура и содержание данной работы определены с учетом целей и задач исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение стр.

1. Сущность бюджета государства стр.

2. Роль бюджета государства в регулировании социально-экономических процессов стр.

3. Взаимосвязь бюджета государства с другими звеньями финансовой системы стр.

Заключение стр.

Работа содержит 1 файл

бюджетная система курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

     По  своему материальному содержанию бюджет – это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли – регулятор производства и потребления в обществе, по социальной природе – система денежных и иных общественных отношений между государством, физическим и юридическим лицами. Он также имеет политическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме».

     В статье 6 Бюджетного кодекса РФ даётся следующее определение бюджета: «Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

     Бюджет  выступает в качестве экономической  категории, представляет собой денежные отношения, возникающих в результате распределения и перераспределения ВВП в целях образования и использования централизованного денежного фонда. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно распределения своей деятельности, так важного элемента проведения экономической и социальной политики.

     Любой бюджет выполняет следующие основные функции:

  • Перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП);
  • Государственного регулирования экономики страны и стимулирования экономической деятельности;
  • Осуществления социальной политики государства и финансового обеспечения бюджетной сферы в целом;
  • Контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств;
 
  1. Роль бюджета государства в регулировании

    социально-экономических  процессов 

     Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

     При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

     В  государственном бюджете страны (с любым государственным устройством) находит свое отражение структура доходов и расходов государства. Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

     Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

     Доходная  часть бюджета составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

     Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

  • налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

     Из  неналоговых же доходов основными  являются следующие виды:

  • доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от реализации государственных запасов;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

     Доходная  часть бюджета образуется за счет следующих основных видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления.

     Проведем  сравнительный анализ доходной части  федерального бюджета за 2008-2010 гг. Рассмотрим таблицу №1.

Доходы  федерального бюджета  за 2008-2010 гг.

Доходы федерального бюджета 2008г 2009г 2010г
Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,%
НЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ 2 383,11 35,87% 2 351,91 31,50% 2 348,32 29,03%
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ, в том числе: 4 261,34   5 113,54   5 741,35  
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ 533,38 8,03% 583,76 7,82% 636,28 7,87%
НАЛОГИ  И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 435,79 6,56% 496,36 6,65% 562,8 6,96%
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ 1 404,05 21,13% 1 914,47 25,64% 2 206,46 27,28%
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ 888,97 13,38% 1 029,76 13,79% 1 182,54 14,62%
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 36,57 0,55% 39,50 0,53% 37,31 0,46%
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА 32,24 0,49% 34,49 0,46% 36,56 0,45%
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 291,61 4,39% 297,00 3,98% 301,73 3,73%
ПРОЧИЕ  ДОХОДЫ 638,73 9,61% 718,20 9,62% 777,67 9,61%
ВСЕГО ДОХОДОВ 6 644,45 100,00% 7 465,45 100,00% 8 089,67 100,00%
 

     В связи с произошедшими изменениями  в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. При формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2008 года.

     Нефтегазовые  доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87% , на 2009 год 31,5%, на 2010 год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составит на 2008 год 2 383,11 млрд. руб., к 2010 году уменьшение на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике.

     Ненефтегазовые  доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году.

     Перейдем  ко второй части федерального бюджета  – расходы.

     В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов, рассмотрим их подробнее в таблице №2. 

     Расходы федерального бюджета на 2008-2010 гг. 

Расходы федерального бюджета 2008г 2009г 2010г
Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,%
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ  828,78 12,61% 899,84 12,08% 963,10 11,90%
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА 509,10 7,75% 566,74 7,61% 596,19 7,37%
НАЦИОНАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 521,84 7,94% 642,61 8,62% 693,51 8,57%
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА 702,32 10,69% 789,62 10,60% 528,55 6,53%
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 54,56 0,83% 56,29 0,76% 51,86 0,64%
ОХРАНА  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ  9,33 0,14% 10,21 0,14% 10,96 0,14%
ОБРАЗОВАНИЕ 307,20 4,68% 313,64 4,21% 339,85 4,20%
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 83,81 1,28% 73,01 0,98% 67,58 0,84%
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ 211,69 3,22% 245,22 3,29% 295,36 3,65%
СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА 270,86 4,12% 342,67 4,60% 396,54 4,90%
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ 2281,56 34,73% 2423,12 32,52% 2720,97 33,63%
УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ 0,00 0,00% 186,30 2,50% 404,50 5,00%
СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ 789,25 12,01% 901,88 12,10% 1021,00 12,62%
ВСЕГО 6570,30 100,00% 7451,15 100,00% 8089,97 100,00%
 

     Наибольший  удельный вес в классификации  расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2009) он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб.

     Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» характеризуются следующими данными:

Состав  и структура межбюджетных трансферт 

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ 2008 г 2009 г 2010 г
Сумма, млрд. руб. Удельный  вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный  вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, %
Всего: 2 281,56 100,00% 2 423,12 100,00% 2 720,97 100,00%
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований 375,54 16,46% 392,67 16,21% 411,07 15,11%
Субсидии  бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) 317,19 13,90% 300,74 12,41% 234,25 8,61%
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований 163,74 7,18% 175,97 7,26% 191,01 7,02%
Иные  межбюджетные трансферты 69,75 3,06% 37,83 1,56% 43,86 1,61%
Межбюджетные  трансферты бюджетам государственных  внебюджетных фондов 1 355,34 59,40% 1 515,90 62,56% 1 840,79 67,65%
 

     Основную  долю в этом разделе занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». Наблюдается рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела.

     Что характерно следующих 4-х подразделов, то они уменьшаются. Это говорит о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым сокращая долю участия в финансировании.

     Вторым  разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. В 2010 году сумма расходов составила 963,10 млрд. руб. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.

     Национальная  экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. В 2008 году сумма составила 702,32 млрд. руб., в 2010 она снизится до 528,55 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 4,16%.

     К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке  экономической деятельности, включая  вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Информация о работе Бюджетная система