Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:38, реферат
Государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики играет большую роль в формировании и развитии экономической и социальной структуры общества. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Через него производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Кроме того, главным звеном финансовой системы государства является бюджетная система.
Государственные бюджеты
союзных республик обеспечивают
необходимыми денежными средствами
финансирование хозяйственного и культурного
строительства, осуществляемого органами
государственной власти и органами
государственного управления союзных
республик. В доходы государственных
бюджетов союзных республик входят:
платежи из прибыли и другие поступления
от предприятий и хозяйственных
организации, подведомственных министерствам
и ведомствам союзных и автономных
республик, исполнительным комитетам
местных Советов, лесной доход, подоходный
налог с колхозов и кооперативных
организации, сельскохозяйственный налог,
отчисления от подоходного налога с
населения, государственная пошлина,
местные налоги и некоторые другие
доходы. Кроме того, в государственный
бюджет союзных республик поступают
средства государственного социального
страхования на выплату пенсий, отчисления
от налога с оборота и других общесоюзных
государственных доходов в
6. Бюджетная система РФ и ее особенности в постсоветский период 1991 – 1999 гг.
Экономические и политические
реформы, проводимые в России с начала
90-х годов, не могли не затронуть
сферу государственных
В соответствии с Конституцией РСФСР в бюджетную систему РСФСР как самостоятельные части включаются:
Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Средства федерального бюджета
являются главным источником финансирования
структурной перестройки
Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом РСФСР "Об основах налоговой системы" 1991 г. и Налоговым кодексом Российской федерации 1998 г. наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.
Региональные бюджеты - центральное
звено территориальных
Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные, представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных
органов власти являются их бюджеты.
Бюджетные и имущественные
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется через их функции:
Важное значение имеют
местные бюджеты в
В соответствии со ст. 1 Конституции РФ (1993 г.) «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов и является составной частью финансовой системы.
Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет в России трёхуровневую бюджетную систему.
Рис.2 Схема бюджетной системы РФ 1993 г.
Главной особенностью правовых отношений является наличие у их участников юридических прав и обязанностей, как правило, взаимосвязанных. Как уже было сказано выше - федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.
Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.
Рис.3 Структура Консолидированного бюджета РФ
Консолидированный бюджет Российской
Федерации выполняет функцию
объединения бюджетных
Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ:
Обобщая содержание принципов
построения бюджетной системы, получивших
отражение в Бюджетном кодексе,
можно сказать, что их реализация
должна определяться необходимостью выполнения
общегосударственных
К моменту начала рыночных
реформ в России отсутствовало теоретическое
обоснование финансовой политики, адекватной
рыночным условиям переходного периода.
Использование недостаточно адаптированных
к конкретным условиям России рекомендаций
МВФ в области бюджетно-
В основе кризиса 1998 г. лежали многие причины. Отсутствие в отечественной экономической науке теории в области финансового регулирования при “романтической” ориентации на рекомендации МВФ, в которых предлагалось свести регулирование экономики к ограниченному кругу индикаторов (темпы инфляции, бюджетный дефицит, денежная масса, курс рубля и золотовалютные резервы). В действительности этих макроэкономических показателей оказалось недостаточно.
Недооценивались такие показатели, как динамика и структура внутренних и внешних долгов, просроченная кредиторская задолженность, доля импорта в товарообороте, инвестиционная активность, состояние капитализации рынка ценных бумаг. При разработке финансовой политики явно игнорировались такие важнейшие показатели, как занятость, производительность труда, фондоотдача, состояние оборотных средств предприятий.
Снижение объемов производства,
сужение доходной базы бюджета с
соответствующим увеличением
Частые смены глав правительств и министров финансов не способствовали выработке реальной и предсказуемой финансовой политики, снижали доверие общества, иностранных государств и частных инвесторов к принимавшимся финансовым решениям.
Искусственное сдерживание курса рубля, ошибки в его прогнозировании привели к ухудшению платежного баланса и потере золотовалютных резервов.
Снижение мировых цен на нефть, газ и другие сырьевые ресурсы также ухудшили в 1997-1998 гг. состояние платежного баланса страны.
Отсутствие стимулов к накоплению, что привело к конвертации свободных средств населения в доллары и к вывозу (бегству) капитала за границу.
Рот инфляционных ожиданий и взаимных неплатежей предприятий, кризис ликвидности коммерческих банков.
7. Современное состояние бюджетной системы РФ и перспективы ее развития.
Последствия кризиса 1998 г. крайне
тяжело отразились на экономике России,
прежде всего на доходах населения.
Потребовалось формирование в 2000-2001
гг. принципиально новой финансовой
политики, которая учитывала эффект
девальвации рубля, что способствовало
развитию экспорта, сокращению импорта
и созданию определенных условий
для повышения
Общая стратегическая задача
развития России в начале нового тысячелетия
– это модернизация экономики, обеспечивающая
устойчивые темпы экономического роста
на основе повышения
Приоритетными задачами финансовой политики становятся: