Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:38, реферат
Государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики играет большую роль в формировании и развитии экономической и социальной структуры общества. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Через него производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Кроме того, главным звеном финансовой системы государства является бюджетная система.
В ходе налоговой реформы
был введен принципиально новый
метод формирования доходов территориальных
бюджетов. В соответствии с Постановлением
ЦИК и СНК “О республиканских
и местных бюджетах” от 21 декабря
1931 г. в территориальные бюджеты
стала передаваться часть государственных
доходов — налога с оборота, поступлений
от реализации государственных займов
и др. Передача этих средств осуществлялась
в порядке бюджетного регулирования
в виде процентных отчислений от общегосударственных
налогов и доходов, ставших регулирующими
источниками для
Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936 г. Усиление централизации в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.
Рис. 1. Бюджетная система СССР
4. Бюджетная система в военные 1941-1945 гг.
Великая Отечественная война 1941 - 1945 потребовала всемерной мобилизации материальных, людских и денежных ресурсов. Коренным образом изменилась структура расходов бюджета: ассигнования на оборону за годы войны составили 58,2 млрд. руб. (51% расходов). Для финансирования затрат, связанных с военными расходами и возмещением причинённых народному хозяйству потерь, были использованы, наряду с текущими доходами бюджета, накопленные в мирные годы бюджетные резервы и свободные ресурсы государственных предприятий и хозяйственных организаций. За эти годы в бюджет поступило 107 млрд. руб., из них от социалистического хозяйства — 83 млрд. руб. Поступления военного налога, введенного в 1942 г., составили 7,2 млрд. руб. Значительные средства были получены путём реализации государственных займов и взносов населения в созданные по инициативе трудящихся Фонд обороны и Фонд Красной Армии.
Тем не менее, в годы Великой
Отечественной войны в
Решение этих задач вызвало
усиление централизации финансовых
ресурсов государства, через финансово-кредитную
систему производилось
Во время войны были
введены новые налоги, пересмотрены
и изменены существующие. Если до войны
налоги с населения составляли в
доходах бюджета примерно 5%, то в
военные годы они возросли до 13%.
Рост налоговых поступлений в
начале войны был обеспечен за
счет введенной в 1941 г. 100%-ной надбавки
к сельскохозяйственному и
Для увеличения доходов местных бюджетов в качестве обязательных платежей были введены налог со строений, земельная рента, разовый сбор на колхозных рынках. Местным Советам на своей территории в городах разрешалось вводить сбор с владельцев скота.
Часть средств для ведения войны была получена в виде добровольных взносов населения, государственных внутренних займов, доходов от денежно-вещевых лотерей. За годы войны эти поступления составили около одной четверти всех бюджетных ресурсов. С первых дней войны создан Фонд обороны страны, в котором концентрировались добровольные денежные и материальные взносы населения для нужд фронта. За первые полгода войны граждане страны внесли в Фонд обороны из своих личных сбережений и своего заработка более 142 млрд руб. наличными деньгами. На 1 мая 1945 г. в Фонд обороны поступило от населения: платины — 13,03 кг; золота — 130,7 кг; серебра — 9 519,1 кг; драгоценных вещей — на сумму 1 776,5 млн руб.; иностранной валюты —15,85; вкладов в сберегательные кассы — 522,2; облигаций — на сумму 4 547,7 млн руб.
Существенным доходным источником государственного бюджета были поступления от государственных займов и денежно-вещевых лотерей. В течение войны состоялось 123 тиража выигрышей по государственным займам и проведено четыре денежно-вещевых лотереи. Только на средства, полученные от реализации государственных займов и денежно-вещевых лотерей, страна могла вести войну примерно в течение 222 дней.
Благодаря всем указанным поступлениям удалось обеспечить своевременное и бесперебойное финансирование военных расходов; затрат, связанных с перестройкой работы отраслей народного хозяйства в условиях войны, перебазированием значительной части экономического потенциала страны на Восток, а впоследствии с восстановлением разрушенных предприятий на освобожденной территории.
5. Бюджетная система СССР в 1945-1980 гг.
После окончания войны
перед финансовой системой встали задачи,
связанные с переводом
В послевоенные годы государственный бюджет был подчинен решению важнейшей задачи — ликвидации последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства страны. Наибольшая доля государственных расходов направлялась на капитальные вложения в промышленность и жилищный фонд и на увеличение оборотных средств предприятий. Кроме того, средства направлялись на дальнейшее укрепление оборонной мощи страны, на увеличение государственных резервов и запасов, на социально-культурные мероприятия
Рост поступлений в
бюджет в виде налога с
Начавшийся в 1965 перевод
народного хозяйства на новую
систему планирования и экономического
стимулирования существенно повысил
роль экономических методов
В условиях развитого социализма
усилилась роль финансовой системы
в формировании рациональной структуры
общественного производства, повышении
эффективности использования
С созданием в 1974 производственных объединений и всесоюзных и республиканских промышленных объединений в них образуются централизованные фонды и резервы (централизованные фонды экономического стимулирования, фонды научных исследований и освоения новой техники, резервы для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям, резервы амортизационные отчислений, предназначенных на капитальный ремонт, и др.), что способствует концентрации денежных ресурсов на главных направлениях, усилению связи науки и производства.
Из полученной прибыли
предприятия и организации
Прибыль народного хозяйства СССР (без учёта чистого дохода колхозов) за 1960—75 возросла в 4 раза, сумма прибыли, оставляемой в распоряжении хозяйства, — почти в 5 раз, что способствовало укреплению финансовой базы предприятий.
Значительно увеличились
финансовые ресурсы предприятий
и организаций, используемые на расширение
производства и экономическое
Финансовые ресурсы
Общегосударственные финансы
включают государственный бюджет, государственное
социальное страхование, государственное
имущественное и личное страхование,
государственный кредит. Главное
назначение общегосударственных финансов
— образование централизованных
фондов денежных средств путём распределения
и перераспределения
Государственный бюджет СССР
— основной финансовый план образования
и использования
Государственный бюджет выполняет
координирующую роль в единой системе
советских финансов. По мере развития
социалистической экономики, усиления
её планомерности и расширения хозяйственно-организаторской
и культурно-воспитательной деятельности
государства возрастает роль государственного
бюджета в расширенном
Бюджет выступает как действенное орудие контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий (объединений) и отраслей хозяйства. Такой контроль осуществляется при формировании и выполнении финансовых планов, в ходе взимания платежей и выдачи бюджетных средств, путём систематических проверок и ревизий деятельности предприятий и организаций.
Социалистическое государство получает необходимые ему финансовые ресурсы (в 1960—75 более 9/10 общего объёма доходов бюджета) за счёт доходов и накоплений социалистического хозяйства. Государственные предприятия и организации вносят в бюджет налог с оборота, платежи из прибыли, начисления на социальное страхование и некоторые другие неналоговые доходы, имеющие своим источником созданный чистый доход. Колхозы и кооперативные организации вносят в бюджет подоходный налог. Население участвует в формировании доходов государственного бюджета главным образом путём уплаты налогов.
Союзный бюджет обеспечивает
необходимыми денежными средствами
финансирование имеющих общесоюзное
значение мероприятий в области
хозяйственного и культурного строительства
и обороны страны. Через союзный
бюджет осуществляется перераспределение
части финансовых ресурсов между
союзными республиками в целях всемерного
развития их экономики, обеспечения
роста материального