Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:09, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является раскрытие понятия бюджетной системы доходов государственного и местного бюджета и его влияния на экономику страны.
Введение.
Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы.
1.1. Функционирование бюджетной системы.
1.2. Бюджетный механизм и его элементы.
Глава 2. Доходы бюджета.
2.1. Состав и функционирование.
2.2. Организация местных бюджетов.
2.3. Доходы и расходы местных бюджетов.
2.4. Роль налогов в формировании бюджета.
Глава 3. Долги и дефицит бюджета.
3.1. Понятие бюджетного баланса.
Глава 4. Состояние бюджетной системы РК на сегодняшний день.
4.1. Бюджетная система РК состояние, перспективы.
4.1.1. Контроль за исполнением бюджета.
4.1.2. Состояние Бюджетной системы.
Заключение.
Список литературы.
Актуальность поставленной проблемы подтверждается и тем обстоятельством, что в настоящее время отсутствует систематический контроль за использованием государственных финансов в национальных корпорациях и других хозяйствующих субъектах с долей государственного капитала.
Контроль исполнения бюджета, как показывает анализ отечественного и зарубежного опыта, включает три составляющие: парламентский, административный контроль и контроль со стороны Счетного комитета (палаты).
Парламентский
контроль осуществляется в ходе обсуждения
и принятия акта об исполнении бюджета
на основании указанных
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении бюджета рассматриваются, как уже отмечалось, сначала в Мажилисе, далее в Сенате и утверждаются затем на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан.
В соответствии с Законом Республики Казахстан “О бюджетной системе” контроль за использованием бюджетных средств в соответствии с казначейскими разрешениями государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета, осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан и его территориальными подразделениями, которое определяет также порядок и периодичность проведения ревизий и проверок использования средств республиканского и местных бюджетов, а также местными представительными органами. Участие Счетного комитета в определении указанных “порядка и периодичности” не предусмотрено, что вряд ли можно признать обоснованным.
Необходимо
в ближайшее время ввести и
закрепить в действующих
В Республике Казахстан в соответствии с Конституцией, Конституционным законом “О Президенте Республики Казахстан” Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета нa основании проводимых проверок и контрольных мероприятий, анализа получаемой в установленном порядке информации представляет ежеквартальные доклады Президенту Республики Казахстан о работе комитета и ходе исполнения бюджета, а также годовой отчет комитета Парламенту Республики Казахстан, который по своему содержанию и характеру является заключением по отчету Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета.
По
итогам проведенных проверок и анализов
принимаются конкретные постановления
комитета, обязательные для исполнения
и руководства всеми
Так, например, по рекомендации Счетного комитета практически прекращена практика проведения взаимозачетов в процессе исполнения бюджета в отсутствие надлежащей нормативной правовой базы, закрыты существовавшие с тех времен внебюджетные счета “суммы по поручениям” и по специальным средствам, путем поручений Министерству финансов Республики Казахстан приняты меры по возмещению значительных сумм, использованных не по целевому назначению, а также внесены рекомендации Правительству Республики Казахстан по возвращению в бюджет ранее выданных ссуд и кредитов, как, например, с бывшим Реабилитационным банком.
По итогам комплексной проверки исполнения республиканского бюджета, проведенной Счетным комитетом в г. Ал-маты в этом году, материалы проверки были переданы в Генеральную прокуратуру страны, которой приняты конкретные меры в отношении виновных должностных лиц, вплоть до ареста.
Следует отметить, что комплексный подход к решению вопросов развития системы аудита и контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов, совершенствования ее в соответствии с международными правилами должен сочетаться с максимальным использованием многолетнего отечественного опыта, с учетом складывающихся особенностей национальной экономики, деятельности государственных органов различного уровня.
Существуют,
однако, не только организационные, но
и методические проблемы контроля за
исполнением республиканского и
местных бюджетов, которые осложняются
еще и тем, что до сих пор
государственные учреждения и предприятия,
как и институты частного права,
полностью не перешли на международные
стандарты учета и отчетности. Эти обстоятельства
сдерживают использование накопленной
методической базы, общепринятой в международной
финансовой практике. Вместе с тем необходимо
критически оценивать зарубежный опыт
и не следует слепо его копировать, это
по меньшей мере нерационально. В Казахстане
пока нет ни
устоявшегося финансового и бюджет-ного
законодательства, соответствующей правовой
и финансовой культуры подавляющего числа
хозяйствующих субъектов и граждан. К
тому же существующие методические разработки
других контрольно-ревизионных органов
не могут быть полностью восприняты Счетным
комитетом в силу особой специфики его
задач и функций. Поэтому вопрос о разработке
адекватных методик и стандартов проведения
Счетным комитетом аналитических работ,
проверок и контрольных мероприятий стоит
очень остро, и он должен быть решен в ближайшее
время, в том числе через нормы соответствующего
закона, на основе международной практики,
опыта государств участников СНГ.
В таких условиях приоритеты в работе Счетного комитета совершенно иные, важнейшими из которых являются обязывание всех пользователей средств республиканского бюджета финансовой культуры, поиск изъянов в действующих нормативных правовых актах, через которые утекают государственные ресурсы. В последнем заключается особый смысл реализации критерия законности. Счетный комитет в силу своего статуса может реализовать это с наибольшей эффективностью. Дело в том, что другие контрольные органы осуществляют проверки, аудит и контрольные мероприятия исключительно в рамках действующих нормативных правовых актов. Их интересует уставная и противоуставная деятельность, а неуставная, которая и осуществляется в законодательных “дырах”, остается за гранью контроля, что должно быть исключено. Более того, участие Счетного комитета в определении порядка и периодичности проведения контрольных мероприятий и проверок использования средств республиканского бюджета в действующих нормативных правовых актах не предусмотрено, что вряд ли можно признать обоснованным.
Следует
отметить, что ни в практике налогово-бюджетной
деятельности, ни в научно-теоретических
исследованиях вопросы
Критерием оценки исполнения бюджета являются, во-первых, полное использование внутренних резервов по привлечению доходов в бюджет, во-вторых, целесообразность и экономичность расходования бюджетных средств.
В соответствии с указанием Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. о необходимости создания мощной службы внешнего аудита, расширения полномочий Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, укреплении его качественно и количественно Счетным комитетом разработана Концепция развития системы аудита и контроля за исполнением республиканского бюджета в Республике Казахстан.
Концепция направлена на реализацию следующих основных первоочередных задач6.
Опыт работы Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и изложенное выше подтверждают своевременность и необходимость разработки проекта Закона Республики Казахстан “Об аудите и контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов”, который внесен на рассмотрение руководства Республики Казахстан.
Принятие указанного законопроекта и реализация данной Концепции позволят осуществить решение следующих задач7:
4.1.2. Состояние Бюджетной системы.
Перед рассмотрением состояния
госбюджета на сегодняшний