Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:09, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является раскрытие понятия бюджетной системы доходов государственного и местного бюджета и его влияния на экономику страны.
Введение.
Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы.
1.1. Функционирование бюджетной системы.
1.2. Бюджетный механизм и его элементы.
Глава 2. Доходы бюджета.
2.1. Состав и функционирование.
2.2. Организация местных бюджетов.
2.3. Доходы и расходы местных бюджетов.
2.4. Роль налогов в формировании бюджета.
Глава 3. Долги и дефицит бюджета.
3.1. Понятие бюджетного баланса.
Глава 4. Состояние бюджетной системы РК на сегодняшний день.
4.1. Бюджетная система РК состояние, перспективы.
4.1.1. Контроль за исполнением бюджета.
4.1.2. Состояние Бюджетной системы.
Заключение.
Список литературы.
платежи за загрязнение окружающей среды в местные государственные фонды охраны окружающей среды в размере 50%;
прочие
административные
иные поступления, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Соотношение между
отдельными категориями поступлений
в местные бюджеты в среднем
по Казахстану, по данным таблицы 2.1, сложилось
в пользу налоговых (82,4%), из которых
преобладают социальный налог, корпоративный
и индивидуальный подоходный налог, налоги
на собственность (на имущество, землю,
на транспортные средства).
Таблица 2.1. Структура исполнения местных бюджетов Республики Казахстан в 2001 г. (в текущих ценах)
Категории поступлений и функциональные группы расходов | Сумма, млрд. тенге | Удельный вес, % |
------------------------------
Поступления 313,6 100,0
Доходы 269,3
Налоговые
поступления 258,3
Неналоговые
поступления 9,9
Доходы
от операций с капиталом 1,1
Полученные
официальные трансферты 41,
Погашение
основного долга по ранее выданным
кредитам 2,4
Расходы и кредитование 302,4 100,0
Расходы 299,3 99,0
Государственные услуги общего характера 10,4 3,5
Оборона 4,2 1,4
Общественный
порядок и безопасность
Образование
Здравоохранение 46,7 15,5
Социальное обеспечение и социальная помощь 20,0 6,6
Жилищно-коммунальное
хозяйство 22,0
Культура,
спорт, информационное пространство 12,8
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство
и охрана окружающей среды 2,6 0,9
Промышленность, строительство и
недропользование
Транспорт
и связь
Прочие 22,1 7,3
Обслуживание долга 0,4 0,1
Официальные трансферты 54,2 17,9
Кредитование 3,1 1,0
Дефицит (профицит) бюджета +11,2
Финансирование дефицита (использование профицита) 3,6
------------------------------
Вторым источником поступлений являются трансферты из республиканского бюджета. Хотя, в среднем, они занимают около 14% поступлений, в бюджетах некоторых субвенциальных областей данный источник занимает до 50%, поскольку собственных налоговых и других поступлений не хватает для достижения приемлемого уровня финансирования социально-экономических потребностей. Это связано с тем, что в таких областях имеется узкая налоговая база, представленная маломощными хозяйствующими субъектами, фискальный потенциал которых невелик.
В этом аспекте является
актуальной проблема перераспределения
поступлений через
Проблемы местных бюджетов состоят также в том, что отрасли хозяйства, составляющие их собственность, не только не дают доходов для формирования бюджетов (жилищное хозяйство, учреждения культуры и искусства, коммунальная инфраструктура - водопровод, транспорт, служба очистки и др.), но являются убыточными и поглощают значительную часть средств местных бюджетов. При разделении собственности на республиканскую и коммунальную в ведение местных органов власти были переданы убыточные предприятия или приносящие небольшие доходы.
В расходах местных бюджетов (таблица 2.1) преобладает финансирование социальной инфраструктуры - образования, здравоохранения, социальной защиты населения (45,4%), из экономических отраслей - транспорта и связи.
Функциональная
Достаточно велик
удельный вес расходов на официальные
трансферты — изъятие средств
из местных бюджетов для передачи
вышестоящему бюджету (в данном случае
республиканскому). Бюджетные изъятия
совершаются в областях, которые в связи
с более высоким экономическим уровнем
развития или по природным условиям имеют
налоговую базу выше средней по стране
и, соответственно, более высокий уровень
налоговых поступлений. Как субвенции,
так и изъятия используются для выравнивания
уровня социально-экономического развития
административно-
Что касается доли расходов местных бюджетов в расходах государственного бюджета по отдельным функциональным группам, то по направлениям финансирования социально-бытовой инфраструктуры она занимает преобладающее место, например:
жилищно-
здравоохранение - 86,1%;
образование - 84,0%;
культура, спорт, информационное пространство - 73,2%;
транспорт и связь - 62,8%.
Довольно значительны объемы расходов по другим группам:
финансирование
управление (государственные услуги общего характера) - 29,9%;
общественный
Состав и структура
поступлений и расходования средств
на местном уровне зависят от факторов,
определяющих степень социально-
Аналогична ситуация внутри местного уровня - в бюджетах городов, районов. Так, в бюджете Алматинской области 50% поступлений приходится на областной бюджет и 46% - на бюджеты городов и районов; при этом доля налоговых поступлений, соответственно, 40% и 60%, неналоговых - 27% и 73%, то есть в пользу низовых бюджетов, а субвенций - 57% и 43%. Расходы областного бюджета и бюджетов городов и районов распределены поровну, но во втором случае преобладают расходы на образование (80%), здравоохранение (71%), на управление (60%), в областном бюджете - расходы на социальное обеспечение и социальную
помощь (90%).
Областными
Формирование
Местные исполнительные органы имеют право заимствовать средства у юридических и физических лиц, а также у Правительства Республики Казахстан (путем кредитования из республиканского бюджета) для финансирования региональных инвестиционных программ, согласованных с Правительством РК. Заимствование осуществляется в форме займа или выпуска ценных бумаг местных исполнительных органов; их порядок определяется Правительством.
Включаемые в
В бюджетных системах
многих стран принято разделение доходов
бюджетов разных уровней на закрепленные
и регулирующие. Закрепленные, или собственные
доходы, -средства, постоянно или длительно
(несколько лет) поступающие в бюджет административно-
«Бюджетное
Рационализация
Метод составления бюджетов на нулевой основе заключается в том, что каждый год составляется новая смета, а бюджетное учреждение обязано полностью обосновать свою программу расходов и определить приоритеты. Это не исключает финансирования уже осуществляемых программ, но в рамках проводимой на данный бюджетный год налогово-бюджетной политики, определяемой Министерством финансов в бюджетных циркулярах, используемых бюджетными учреждениями при составлении смет.
Метод ППБ используется
для финансирования поддающихся
измерению результатов
2.4.
Роль налогов в
формировании государственного
бюджета
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжении государства, поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.