Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 00:42, доклад
Налогово - бюджетные взаимоотношения между федеральными, региональными и местными органами власти являются одним из ключевых факторов экономического и политического развития России как федерального государства.
Для каждого органа
власти формирование и исполнение бюджета
заключается в привлечении
Разграничение расходных
полномочий между региональными
и местными уровнями власти регламентируются
законодательством РФ: предметы ведения
местного самоуправления перечислены
в законе «Об общих принципах
организации местного самоуправления»;
список расходов, финансируемых из
местных бюджетов приводиться в
БК РФ. Однако эти законы не полностью
разграничивают расходные полномочия
и не всегда позволяют однозначно
трактовать, какие расходы должны
лечь на плечи региональных властей,
а какие - стать ответственность
местных. Другими словами, оба документа
позволяют, скорее, разделить собственность
(социальную инфраструктуру), а не возложить
ответственность за объем и качество.
Для того чтобы каждый
уровень нес ответственность
перед населением за качество и количество
предоставляемых услуг, законодательство
должно сформулировать
1. какие именно
услуги будут предоставляться
бюджетными учреждениями, а какие
передаваться для исполнения
в частный сектор;
2. какие услуги
и в каком объеме будут
3. какой уровень
власти будет нести
5. какой уровень
власти будет нести
Решение по каждому
пункту должно основываться на принципах
экономической эффективности и
социальной значимости бюджетных услуг
каждого вида.
Разграничение доходных
источников - направление, которое основывается
на закреплении доходных источников
за уровнями бюджета, а также механизме.
Это необходимо для того, чтобы
обеспечить каждому уровню финансирование,
адекватное его задачам. Следует
также учитывать
За местными бюджетами
рекомендуется закреплять
1. налоги, являющиеся
наиболее стабильными
2. налоги, база которых
наиболее мобильна;
3. налоги, связанные
с уровнем благосостояния
За бюджетами субъектов
Федерации рекомендуется
1. наименее стабильные
налоги;
2. налоги, база которых
неравномерно распределена по
территории региона;
3. налоги, оплачиваемые
населением других территорий;
4. прогрессивная
составляющая налогов;
5. налоги, поступления
от которых зависят от места
регистрации налогоплательщика.
Межбюджетные финансовые
потоки - разграничение перечисленных
выше принципов позволяет
- субъективизм (необъективный
подход) в распределении финансовой
помощи;
- унитарный (единый)
подход к формированию
- нежесткость бюджетных
ограничений;
- отсутствие заинтересованности
органов местного
2.2 Финансовая поддержка
субъектов Федерации
Одним из методов
бюджетного регулирования является
оказание прямой финансовой помощи из
вышестоящего бюджета нижестоящему.
Определяю несколько форм оказания
прямой финансовой поддержки:
Субвенция - фиксированный
объем государственных средств,
выделяемых на безвозмездной и безвозвратной
основе для целевого финансирования
расходов бюджетов. Субвенция имеет
две особенности: используется в
течение оговоренного срока, при
просрочке субвенция подлежит возврату,
ее используют для выполнения конкретных
целей.
Дотация - выдается единовременно
и без целевого назначения в случаях,
когда закрепленных и регулирующих
доходов недостаточно для покрытия
расходов.
Субсидия - бюджетные
средства, предоставляемые бюджету
другого уровня, физическому или
юридическому лицу на условиях долевого
финансирования.
Бюджетный кредит - форма
финансирования бюджетных расходов.
Предусматривает предоставление средств
юридическим лицам на возвратной
и безвозмездной основе.
Бюджетная ссуда - бюджетные
средства, предоставляемые другому
бюджету на возвратной основе на срок
не более 6 месяцев в пределах финансового
года.
2.3 Деятельность Фонда
финансовой поддержки регионов (ФФПР)
Регулирование межбюджетных
отношений осуществляется на основе
формирования и распределения Фонда
финансовой поддержки регионам (ФФПР)
который был создан в Указом Президента
РФ от 22 декабря 1993г. № 2268 для финансовой
помощи бюджетам субъектов РФ в форме
трансфертов. ФФПР формирует средства
за счет федерального бюджета. Средства
фонда распределяются в виде трансфертов
между регионами, нуждающимися в
поддержке, т.е. в которых среднедушевой
уровень доходов ниже среднедушевого
дохода по бюджетам всех субъектов
РФ. Распределение средств
Средства ФФПР распределяются
таким образом, чтобы сопоставить
среднедушевые бюджетные доходы
субъектов РФ, до одного и того же,
максимально возможного уровня. Для
этого среднедушевые доходы делятся на
величину индекса бюджетных расходов.
Средства ФФПР РФ
формируются за счет отчислений от
федеральных и региональных налогов.
Предоставления финансовой помощи регламентируется
законодательно. В Бюджетном кодексе
зафиксирован рад условий предоставления
такой помощи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сложившаяся в России
система межбюджетных отношений
не в полной мере отвечает стратегии
развития страны на долгосрочную перспективу
и, несомненно, нуждается в дальнейшем
реформировании и развитии.
В настоящее время
по уровню децентрализации (передача функций
управления от центральных органов
власти местным органам) бюджетных
ресурсов Россия практически не уступает
большинству федеральных
Кроме того, противоречия
между децентрализацией и формальной
централизацией налогово-бюджетных
полномочий усугубляются наличием ряда
макроэкономических проблем, резким различием
в бюджетной обеспеченности регионов
и муниципальных образований. С
проблемой межбюджетных отношений
неразрывно связана и проблема социальных
обязательств государства и необеспеченности
социальных обязательств. Бюджеты субъектов
РФ и особенно местные бюджеты
перегружены обязательствами, возложенными
на них федеральным
В последние годы
предпринимаются определенные меры
по решению проблем, в основном путем
отмены ряда федеральных нормативных
правовых актов. Однако этого недостаточно,
необходимо внесение изменений в
действующее налоговое и
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ