Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 00:42, доклад

Описание работы

Налогово - бюджетные взаимоотношения между федеральными, региональными и местными органами власти являются одним из ключевых факторов экономического и политического развития России как федерального государства.

Работа содержит 1 файл

бюджет структура.docx

— 27.70 Кб (Скачать)

Для каждого органа власти формирование и исполнение бюджета  заключается в привлечении доходных источников. Соответственно отношения  между ними направлены на установление разграничения расходных полномочий и доходных источников, а также  необходимого объема межбюджетных финансовых потоков. Перечислим основные направлениями  в реформировании межбюджетных отношений. 

Разграничение расходных  полномочий между региональными  и местными уровнями власти регламентируются законодательством РФ: предметы ведения  местного самоуправления перечислены  в законе «Об общих принципах  организации местного самоуправления»; список расходов, финансируемых из местных бюджетов приводиться в  БК РФ. Однако эти законы не полностью  разграничивают расходные полномочия и не всегда позволяют однозначно трактовать, какие расходы должны лечь на плечи региональных властей, а какие - стать ответственность  местных. Другими словами, оба документа  позволяют, скорее, разделить собственность (социальную инфраструктуру), а не возложить  ответственность за объем и качество. 

Для того чтобы каждый уровень нес ответственность  перед населением за качество и количество предоставляемых услуг, законодательство должно сформулировать 

1. какие именно  услуги будут предоставляться  бюджетными учреждениями, а какие  передаваться для исполнения  в частный сектор; 

2. какие услуги  и в каком объеме будут дотироваться  из бюджета; 

3. какой уровень  власти будет нести ответственность  за нормативно - правовое регулирование  и стандарты; 

5. какой уровень  власти будет нести ответственность  за организацию предоставления  бюджетных услуг. 

Решение по каждому  пункту должно основываться на принципах  экономической эффективности и  социальной значимости бюджетных услуг  каждого вида. 

Разграничение доходных источников - направление, которое основывается на закреплении доходных источников за уровнями бюджета, а также механизме. Это необходимо для того, чтобы  обеспечить каждому уровню финансирование, адекватное его задачам. Следует  также учитывать сбалансированность и минимизацию экономических  потерь, придерживаясь принципов  разграничения: 

За местными бюджетами  рекомендуется закреплять  

1. налоги, являющиеся  наиболее стабильными источниками  доходов; 

2. налоги, база которых  наиболее мобильна; 

3. налоги, связанные  с уровнем благосостояния населения  данной территории. 

За бюджетами субъектов  Федерации рекомендуется закреплять  

1. наименее стабильные  налоги; 

2. налоги, база которых  неравномерно распределена по  территории региона; 

3. налоги, оплачиваемые  населением других территорий; 

4. прогрессивная  составляющая налогов; 

5. налоги, поступления  от которых зависят от места  регистрации налогоплательщика. 

Межбюджетные финансовые потоки - разграничение перечисленных  выше принципов позволяет приблизиться к решению проблемы несбалансированности бюджетной системы в регионе  и сократить масштабы необходимого межбюджетного регулирования. Перераспределение  средств из регионального бюджета  между местными направлено на преодоление  отрицательных средств действующей  системы: 

- субъективизм (необъективный  подход) в распределении финансовой  помощи; 

- унитарный (единый) подход к формированию бюджетов  на региональном уровне; 

- нежесткость бюджетных  ограничений; 

- отсутствие заинтересованности  органов местного самоуправления  в увеличении доходов и рационализации  расходов 

2.2 Финансовая поддержка  субъектов Федерации 

Одним из методов  бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Определяю несколько форм оказания прямой финансовой поддержки:  

Субвенция - фиксированный  объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной  основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет  две особенности: используется в  течение оговоренного срока, при  просрочке субвенция подлежит возврату, ее используют для выполнения конкретных целей. 

Дотация - выдается единовременно  и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия расходов. 

Субсидия - бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня, физическому или  юридическому лицу на условиях долевого финансирования. 

Бюджетный кредит - форма  финансирования бюджетных расходов. Предусматривает предоставление средств  юридическим лицам на возвратной и безвозмездной основе. 

Бюджетная ссуда - бюджетные  средства, предоставляемые другому  бюджету на возвратной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового  года. 

2.3 Деятельность Фонда  финансовой поддержки регионов (ФФПР) 

Регулирование межбюджетных отношений осуществляется на основе формирования и распределения Фонда  финансовой поддержки регионам (ФФПР) который был создан в Указом Президента РФ от 22 декабря 1993г. № 2268 для финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в форме  трансфертов. ФФПР формирует средства за счет федерального бюджета. Средства фонда распределяются в виде трансфертов  между регионами, нуждающимися в  поддержке, т.е. в которых среднедушевой  уровень доходов ниже среднедушевого дохода по бюджетам всех субъектов  РФ. Распределение средств осуществляется по единой методике и формуле, учитывающей  бюджетные доходы и численность  населения. 

Средства ФФПР распределяются таким образом, чтобы сопоставить  среднедушевые бюджетные доходы субъектов РФ, до одного и того же, максимально возможного уровня. Для этого среднедушевые доходы делятся на величину индекса бюджетных расходов. 

Средства ФФПР РФ формируются за счет отчислений от федеральных и региональных налогов. Предоставления финансовой помощи регламентируется законодательно. В Бюджетном кодексе  зафиксирован рад условий предоставления такой помощи. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Сложившаяся в России система межбюджетных отношений  не в полной мере отвечает стратегии  развития страны на долгосрочную перспективу  и, несомненно, нуждается в дальнейшем реформировании и развитии.  

В настоящее время  по уровню децентрализации (передача функций  управления от центральных органов  власти местным органам) бюджетных  ресурсов Россия практически не уступает большинству федеральных государств, однако, формально сохраняет крайне высокую централизация налогово-бюджетных  полномочий. При этом федеральным  законодательством установлены  крайне ограниченные налогово-бюджетные  полномочия органов власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления.  

Кроме того, противоречия между децентрализацией и формальной централизацией налогово-бюджетных  полномочий усугубляются наличием ряда макроэкономических проблем, резким различием  в бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований. С  проблемой межбюджетных отношений  неразрывно связана и проблема социальных обязательств государства и необеспеченности социальных обязательств. Бюджеты субъектов  РФ и особенно местные бюджеты  перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством, и зачастую без предоставления соответствующих  источников финансирования. Основная часть расходов региональных и местных  бюджетов это, прежде всего, расходы  на заработную плату в бюджетной  сфере и на финансирование сети бюджетных  учреждений. 

В последние годы предпринимаются определенные меры по решению проблем, в основном путем  отмены ряда федеральных нормативных  правовых актов. Однако этого недостаточно, необходимо внесение изменений в  действующее налоговое и бюджетное  законодательство, разграничение полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998), с изменениями  и дополнениями.
  2. Закон РФ от 06.07.1991 № 1550 - 1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (с изменениями).
  3. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. 2-е издание. М., 2007 - 486с.
  4. Афанасьев М.П., Кривоногов И.В. Модернизация государственных финансов: учебное пособие. 2-е издание. М., 2007. 440с.
  5. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для вузов. Издание 4. С-П., 2009 - 576с.
  6. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. М., 2007 - 255с.
  7. Свищева В.А. Краткий курс по бюджетной системе России. М., 2008 - 174с.
  8. Давыдова Л.В. Направление повышения качества межбюджетных отношений. // Финансы и кредит. - 2007. - № 10(250).

Информация о работе Бюджетная система РФ