5. На
основании разработанных планов
и прогнозов развития территорий
и целевых программ органы исполнительной
власти вносят в соответствующие органы
представительной власти предложения
о постатейном санкционировании бюджетных
расходов. Одновременно представляются
расчеты по определению доходов бюджетов.
Рассмотрение предложений в соответствующем
органе представительной власти обязательно
включает в себя их всестороннее изучение
в его комиссиях и комитетах на предмет
целесообразности, необходимости, актуальности
расходов, а также финансовой и материальной
возможности их осуществления.
Решения органов представительной
власти о санкционировании бюджетных
расходов являются основанием
для выделения бюджетных ассигнований.
После внесения всех уточнений
в проект бюджета органы исполнительной
власти представляют его в соответствующий
орган представительной власти для утверждения.
6. Утверждение
бюджетов осуществляется постатейно.
Ассигнования на финансирование
деятельности органов представительной
власти, аппарата исполнительной
власти и судебной власти включаются
в бюджеты соответствующего уровня в качестве
самостоятельных статей расходов.
Составление,
рассмотрение и утверждение бюджетов
должно производиться в соответствии
с используемыми бюджетными классификациями.
При этом при постатейном рассмотрении
и утверждении расходной части соответствующего
бюджета в составе статей функциональной
классификации обязательно выделяются
части расходов текущего (оперативного)
и капитального (инвестиционного) характера,
утверждаемые отдельно. Они составляют
соответственно бюджет текущих расходов
и расходы бюджета развития.
7. Практическую
работу по составлению проектов
бюджетов осуществляют соответствующие
финансовые органы.
8. Принятые
бюджеты оформляются на уровне
Российской Федерации и ее
субъектов — законами; на уровне
местного самоуправления — решениями
соответствующих органов.
Законы и решения о соответствующих
бюджетах подлежат опубликованию.
9. Одновременно
с составлением, рассмотрением и
утверждением бюджетов национально-государственных
и административно-территориальных
образований составляются и анализируются
консолидированные бюджеты соответствующих
территорий.
Составление,
рассмотрение и утверждение
федерального Бюджета
Решение о начале работы над
составлением проекта федерального
бюджета Российской Федерации принимает
Президент РФ за 12 месяцев до начала соответствующего
финансового (бюджетного) года. На основании
решения Президента РФ Правительство
организует всю последующую работу по
составлению проекта федерального бюджета
РФ. В своем постановлении Правительство
РФ определяет порядок и сроки разработки
бюджетной системы РФ в целом на соответствующий
финансовый год.
Министерство финансов РФ обеспечивает
методическое руководство и координацию
работы министерств и ведомств
РФ, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и административно-территориальных
образований по составлению проектов
соответствующих бюджетов и бюджетного
послания Президента РФ.
Составление проекта федерального
бюджета РФ проходит несколько этапов.
На первом этапе производятся разработка
прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации; составление сводного
баланса финансовых ресурсов; определение
основных направлений бюджетной политики;
расчет контрольных цифр проекта федерального
бюджета на соответствующий период.
Министерства и ведомства РФ,
государственные организации на
основе доведенных до них прогнозов
общеэкономических показателей
представляют в Министерство
финансов РФ и в Министерство
экономики РФ расчеты и обоснования проектируемых
на соответствующий период расходов на
содержание учреждений и организаций,
финансируемых ,из федерального бюджета
РФ, и на осуществление целевых комплексных
программ. Органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в установленные
сроки должны представить в Министерство
финансов РФ свои запросы и обоснования
для получения в планируемом бюджетном
периоде субвенций из федерального бюджета
РФ.
Первый этап работы по составлению
проекта федерального бюджета РФ занимает
три месяца.
На втором этапе, который длится
следующие четыре месяца, Министерство
финансов РФ анализирует все
представленные показатели и
разрабатывает на их основе
контрольные цифры проекта федерального
бюджета РФ. Эти контрольные цифры
вместе с показателями социально-экономического
развития Российской Федерации передаются
Министерством финансов РФ территориальным
органам исполнительной власти для их
детальной проработки и согласования.
При этом территориальные органы могут
вносить свои предложения по корректировке
представленных им показателей проекта
бюджета исходя из интересов своих территорий.
На третьем этапе, занимающем
последующие два месяца, Правительство
Российской Федерации готовит проект
бюджетного послания.
Бюджетное
послание содержит:
а) основные
показатели социально-экономического
развития Российской Федерации на соответствующий
период;
б) сводный
финансовый баланс по территории РФ;
в) основные
направления .бюджетной политики РФ;
г) сведения
о государственных доходах на
территории РФ;
д) проект
федерального бюджета РФ;
е) проект
консолидированного бюджета РФ;
ж) оценку
исполнения бюджетов предшествующего
и текущего финансовых (бюджетных) годов.
Сведения, необходимые для составления
проекта бюджетного послания, представляются
в Министерство финансов РФ
органами исполнительной власти
субъектов Федерации, Государственным
комитетом РФ по статистике, Министерством
экономики РФ и другими федеральными
министерствами и ведомствами.
Составленный проект бюджетного
послания передается Правительством
РФ Президенту Российской Федерации.
Президент РФ в начале апреля
года, предшествующего соответствующему
финансовому году, выступает с бюджетным
посланием на заседании Государственной
Думы, в функции которой входит принятие
федеральных законов10. Одновременно принимаются
меры к опубликованию бюджетного послания
в печати.
Бюджетное послание может быть
заслушано на совместном заседании
Совета Федерации и Государственной Думы".
После выступления Президента
РФ с бюджетным посланием начинается
рассмотрение проекта федерального
бюджета РФ Государственной Думой.
Согласно ст. 114 Конституции РФ
проект федерального бюджета
представляется Государственной Думе
Правительством РФ.
Вначале проект федерального
бюджета рассматривают комитеты
и комиссии, образуемые Государственной
Думой, и выносят по нему
свои заключения, которые представляются
в Комиссию Государственной Думы
по бюджету, планам, налогам и ценам. Эта
Комиссия обобщает заключения других
комиссий и составляет заключение по проекту
федерального бюджета, которое представляется
на заседании Государственной Думы.
На заседании
Государственной Думы заслушивается
постатейно заключение Комиссии по бюджету,
планам, налогам и ценам и проводится дискуссия
по основным направлениям бюджетной политики.
По результатам обсуждения Государственная
Дума принимает постановление
о санкционировании доходной
части бюджета и бюджетных ассигнований.
Бюджетные расходы санкционируются в
соответствии со статьями функциональной
бюджетной классификации. Постановление
Государственной Думы о санкционировании
федерального бюджета может содержать
разрешение о выделении ассигнований
как на предстоящий финансовый год, так
и на более длительный (двух-трехлетний)
период для выполнения соответствующих
программ.
Законопроекты, требующие внесения
изменений (увеличения или уменьшения)
в размеры бюджетных расходов,
в обязательном порядке должны
быть рассмотрены в процессе санкционирования
бюджетных расходов. В случае несанкционирования
соответствующих бюджетных расходов вступление
законов в действие в части выделения
ассигнований откладывается до санкционирования
этих расходов в следующем финансовом
году.
На основании постановления Государственной
Думы о санкционировании бюджетных
расходов Президент РФ организует
доработку и уточнение проекта
федерального бюджета. Уточненный
проект вновь представляется
в Государственную Думу для
его рассмотрения, вначале — в ее комитетах
и комиссиях с подготовкой сводного заключения
комиссией по бюджету, планам, налогам
и ценам, а затем на заседании Государственной
Думы. В сводном заключении по проекту
бюджета, составленном Комиссией по бюджету,
планам, налогам и ценам, содержатся показатели
как по основным его характеристикам,
так и по отдельным статьям. К основным
характеристикам проекта бюджета относятся:
верхний предел объема ассигнований бюджета
текущих расходов и бюджета развития (расходная
часть) и пределы несбалансированности
бюджета (излишек или дефицит в форме абсолютной
величины или процентной доли от прогнозируемых
доходов).
На заседании Государственной
Думы с докладом о бюджете
выступает Президент РФ или
по его поручению иное должностное
лицо. С содокладом, как правило, выступает
Председатель Комиссии по бюджету, планам,
налогам и ценам.
После обсуждения проекта бюджета
на заседании Государственной
Думы начинается его утверждение.
Вначале утверждаются основные
характеристики проекта бюджета, а после
этого — бюджетные ассигнования по статьям
в соответствии с функциональной бюджетной
классификацией. В рамках утверждаемых
бюджетных статей данной классификации
любой вид ассигнований на сумму, равную
или превышающую 1 млрд. руб., должен быть
выделен отдельной строкой.
В качестве самостоятельной статьи
бюджета включаются ассигнования
на финансирование деятельности
органов государственной власти
(законодательной и исполнительной),
судебной власти и органов
прокуратуры. Решения об утверждении
основных характеристик бюджета и по статьям
функциональной классификации принимаются
простым большинством голосов. На голосование
выносятся предложения по конкретным
размерам ассигнований, содержащиеся
в окончательном варианте проекта федерального
бюджета, представленном Правительством
РФ.
Принятый Государственной Думой
федеральный бюджет оформляется
законом. Закон о федеральном
бюджете, принятый Государственной
Думой, должен быть в обязательном
порядке в течение пяти дней
передан для рассмотрения и одобрения
в Совет Федерации.
В течение четырнадцати дней
Совет Федерации должен рассмотреть
принятый Закон о федеральном
бюджете и либо одобрить его,
либо отклонить. Данный срок
имеет не только чисто процессуальное,
но и юридическое значение: Конституцией
РФ предусмотрено, что закон считается
одобренным Советом Федерации, если за
него проголосовало более половины от
общего числа членов этой палаты либо
если в течение четырнадцати дней он не
был рассмотрен (ст. 105).
В случае отклонения Закона о федеральном
бюджете Советом Федерации палаты могут
на паритетных началах образовать согласительную
комиссию для преодоления возникших разногласий,
после чего закон подлежит повторному
рассмотрению Государственной Думой.
При повторном рассмотрении Государственной
Думой Закона о федеральном бюджете, независимо
от ее согласия или несогласия с решением
по нему Совета Федерации, закон будет
считаться принятым, если за него проголосовало
не менее двух третей от общего числа депутатов
Государственной Думы.
В случае не утверждения Государственной
Думой отдельных статей федерального
бюджета до первого декабря
года, предшествующего финансовому,
Правительство РФ имеет право
расходовать средства по ним
в размере 1/12 объема предыдущего
года в течение каждого месяца вплоть
до утверждения ассигнований по этим статьям
Государственной Думой. При этом объем
бюджетных ассигнований, израсходованных
Правительством РФ по неутвержденным
статьям федерального бюджета, не может
превышать 25% годовых ассигнований по
данной статье за предшествующий финансовый
год.