Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:54, курсовая работа
Отсутствует правовая, а также имущественная защита субъекта, получающего бюджетные средства, при нанесении ему ущерба из-за неполного финансирования либо его задержки.
Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы РФ, бюджетного устройства РФ, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятие и роль государственного и местного бюджетов в Российской Федерации…………………………………………………………...5
1.1 Федеральный бюджет Российской федерации……………………....5
1.2 Региональные бюджеты Российской Федерации……………………..6
1.3. Местные бюджеты Российской Федерации……………………….….7
Глава 2 Правовые основы бюджетных правоотношений ………...……...…..10
2.1 Понятие бюджетного права и источников бюджетного права…….10
2.2 Межбюджетные отношения………….……………………………....12
2.3 Государственное регулирование межбюджетных отношений…….15
Глава 3 Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации…………………………………………………………………….….20
3.1 Принципы бюджетной системы РФ…………………………..….….20
3.2 Бюджетная классификация……………..………………………...….22
Заключение………………………………………………………………...……..25
Список использованной литературы…………………………………………...27
Содержание
Стр.
Введение…………………………………………………………
Глава
1 Понятие и роль государственного и местного
бюджетов в Российской Федерации………………………………………………………
1.1 Федеральный бюджет Российской федерации……………………....5
1.2 Региональные бюджеты Российской Федерации……………………..6
1.3. Местные бюджеты Российской Федерации……………………….….7
Глава 2 Правовые основы бюджетных правоотношений ………...……...…..10
2.1 Понятие бюджетного права и источников бюджетного права…….10
2.2
Межбюджетные отношения………….……………………………....
2.3 Государственное регулирование межбюджетных отношений…….15
Глава
3 Бюджетная система и бюджетное устройство
Российской Федерации………………………………………………………
3.1 Принципы бюджетной системы РФ…………………………..….….20
3.2
Бюджетная классификация……………..……………………….
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
Проблемы современного бюджетного механизма логично разделить на две основные группы. К первой следует отнести те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов как федерального бюджета, так и местных бюджетов. А отсюда вытекает и вторая группа проблем действующего бюджетного устройства - собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально - экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.
Бюджет – основной финансовый рычаг, с помощью которого государство может эффективно воздействовать на все социально-экономические процессы в обществе. Перед государством в настоящее время стоит задача оздоровления финансовой системы и повышения эффективности ее функционирования. Решение данной задачи невозможно без наведения порядка в бюджетной системе.
Пользуясь такой условной классификацией, для получения исчерпывающего результата проблему совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации необходимо рассматривать с двух обозначенных выше сторон. Изменения в сфере межбюджетных отношений неизбежно отражаются на финансовой стороне бюджетов всех уровней; значительные изменения в бюджетных доходах или расходах требуют соответствующей корректировки бюджетной системы. Бюджет - это сложнейший комплекс финансовых отношений, и поэтому подход к решению его проблем должен быть также комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета.
Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место.
Практика функционирования бюджетной системы свидетельствует о многочисленных случаях злоупотребления в сфере бюджетной деятельности.
Отсутствует правовая, а также имущественная защита субъекта, получающего бюджетные средства, при нанесении ему ущерба из-за неполного финансирования либо его задержки.
Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы РФ, бюджетного устройства РФ, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма.
При
выполнение этой работы в основном
были использованы источники: Бюджетный
Кодекс Российской Федерации; Бюджетная
система Российской Федерации: Учебник/
Под ред. Г.Б.Поляка; Финансы: Учебник/ Под
ред. А.М.Ковалевой; Финансовое право: Учебное
пособие для вузов/под ред. Проф. М.М. Рассолова.
Глава 1 Понятие и роль государственного и местного бюджетов
1.1
Федеральный бюджет
Через
федеральный бюджет осуществляется
процесс распределения и
Средства
федерального бюджета являются главным
источником финансирования структурной
перестройки экономики, конверсии
предприятий военно-
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики. Например, основными целями экономической политики были названы:
- рост валового внутреннего продукта и продукции промышленного производства не менее чем на 3 процента;
- прекращение спада сельскохозяйственного производства;
- создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;
- формирование условий справедливой конкуренции на внутреннем рынке - снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;
- выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед субъектами хозяйственной деятельности и населением;
- рост реальных денежных доходов населения не менее чем на 3 процента;
- повышение инвестиционной активности, формирование источников реального наполнения Бюджета развития РФ
В
доходы федерального бюджета включаются
средства следующих целевых федеральных
бюджетных фондов: Федерального дорожного
фонда, Федерального экологического фонда,
Государственного фонда борьбы с
преступностью, Фонда воспроизводства
минерально-сырьевой базы, Фонда развития
Федеральной пограничной службы, Фонда
Министерства по атомной энергии, Фонда
развития таможенной системы, Федерального
фонда Государственной налоговой службы
и Федеральной службы налоговой полиции
Российской Федерации.
1.2 Региональные бюджеты
Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).
Тем
регионам, в которых среднедушевой доход
по бюджету за предыдущий год ниже, чем
в целом по России, и у которых собственных
доходов и средств, полученных из федерального
бюджета, недостаточно для финансирования
текущих расходов, предоставляется помощь
из Федерального фонда поддержки субъектов
Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных
налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского
уровня и условная сумма расходов менее
100 % плановых расходов регионального бюджета,
предоставляется статус региона, особо
нуждающегося в поддержке. В настоящее
время большинству регионов РФ осуществляется
помощь из федерального бюджета путем
перечисления трансфертов, выделения
бюджетных ассигнований.
1.3. Местные бюджеты
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.
За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительны расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.
Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. Очевидно, что для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решить задачу финансового обеспечения этого уровня власти. На практике же за последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с 28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до 31 %.
Из
общих расходов бюджетов всех уровней
сегодня приходится: 42 % всех расходов на
социальную политику, 57 % - на здравоохранение
и физкультуру, 42 % - на культуру и искусство,
66 % - на жилищно-коммунальное хозяйство,
67 % - на образование. Таким образом, важнейшие
направления государственной политики
финансируются не с федерального, а с местного
уровня. В качестве одной из мер для решения
вопроса бюджетного обеспечения местных
бюджетов в РФ принят закон «О финансовых
основах местного самоуправления в Российской
Федерации», установивший единую методологию
формирования местных бюджетов для всех
субъектов РФ. Однако без закрепления
за местными бюджетами реальных размеров
доходов, отвечающих потребностям бюджетов
муниципальных образований, проблему
решить невозможно (в настоящее время
БК РФ - ст. 60 -закрепил за местными бюджетами
в полном размере только государственную
пошлину и местные налоги и сборы).
Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации