Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:45, доклад
Председатель Правительства Российской Федера¬ции В.В, Путин выступил 6 апреля 2009 г. перед депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ с отчетом Правительства. В докладе В.В. Путина особенно чётко прозвучала мысль о ключевом значении бюджетной политики в борьбе с кризисом, и в сохранении социально-экономичес-кой стабильности в стране.
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА - ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В БОРЬБЕ С КРИЗИСОМ
Председатель Правительства Российской Федерации В.В, Путин выступил 6 апреля 2009 г. перед депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ с отчетом Правительства. В докладе В.В. Путина особенно чётко прозвучала мысль о ключевом значении бюджетной политики в борьбе с кризисом, и в сохранении социально-экономической стабильности в стране.
Прошедший 2008 год, отметил докладчик, был в целом успешным, несмотря на некоторое снижение темпов роста в 4-м квартале. Положение могло бы быть гораздо тяжелее, если бы Россия вошла в кризис такой, какой она была еше несколько лет назад, обремененной огромным внешним долгом, с тромбами неплатежей, массовыми задержками зарплат, пенсий, пособий, с веерным отключением электроэнергии.
К качеству российских рыночных и социальных институтов сегодня можно и нужно предъявлять претензии. Но кризис убедительно показал, что они все-таки работают. В целом ситуация в российской экономике не отличается от мировых тенденций. России приходится парировать сразу лва улара. Первый -собственный финансовый кризис, который вызвал отток капитала. И второй удар - это резкое падение спроса и иен на товары российского экспорта.
Начиная со второй половины прошлого года, были приняты неотложные антикризисные меры, чтобы избежать худшего сценария развития событий. Насколько это возможно, удары кризиса были смягчены, экономика доказала свою способность не просто выживать, но и рачниваться в новых, менее благоприятных условиях. Вместе с тем, 2009 г, будет очень трудным.
В Государственную Думу внесён новый вариант бюджета, разработана правительственная программа антикризисных мер. В этих документах отражена позиция Правительства РФ, понимание необходимости проведения ответственной и реалистичной социально-экономической политики, смысл которой заключается втом, чтобы обеспечить оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов, чтобы не только обороняться, но и наступать, строить новую, более эффективную экономику.
Надо не просто сохранить ключевые производства, подчеркнул Председатель Правительства РФ, но и ускорить переход экономики на путь инновационного развития, поддержать внутренний спрос, за счет реализации масштабных проектов создать инфраструктурный задел на будущее. Важно не допустить глубокого спада ВВП, усовершенствовать важнейшие рыночные институты, гарантировать макроэкономическую стабильность и сделать кре-дитно-фимаисовую систему России более конкурентоспособной.
Бюджет-2009 остается бюджетом развития. Его основные параметры: доходы - 6,7 трлн. руб., расходы - 9,7 трлн. руб., бюджетный дефицит - 3 трлн. руб., или 7,4% ВВП, а с учетом так называемых квазифискальных мер, в основном Центрального банка, примерно - 8%.
На реализацию антикризисных мер предусмотрено выделение 1.4 трлн. руб., а в целом, с учетом эффекта от снижения налогов, средств Центрального банка, Фонда национального благосостояния. других источников на борьбу с последствиями кризиса и восстановление экономики направляется огромная сумма - 3 трлн. руб.
Как отметил В.В. Путин первым, безусловным приоритетом является выполнение обязательств перед гражданами. С этих позиций важно продолжить национальные проекты и другие программы по повышению качества жизни, Задача состоит в том, чтобы не дать кризису деморализовать общество, разрушить долгосрочные планы граждан. В обшей сложности на социальные нужды дополнительно выделяется 600 млрд. руб. Большая часть этих средств предназначена Пенсионному и другим государственным внебюджетным фондам. Кроме того, в проекте бюджета имеется специальный резерв в объеме 125 млрд. рублей.
Пенсионная система, отметил В.В. Путин, далеко не эффективна, в ней много перекосов и несправедливости, а главное, - она не позволяет гарантировать людям по-настоящему обеспеченную старость. Принято принципиальное решение о переходе на новую страховую модель пенсионной сис-
темы, но пока нет средств. Внедрение новой модели требует больших дополнительных затрат- как со стороны бюджета, так и со стороны бизнеса, потому что фискальную нагрузку в будущем придется, конечно, увеличивать. Но в условиях кризиса необходимо не повышать, а, наоборот, уменьшать любые виды фискальной нагрузки на экономику, как бы они ни назывались - налоги, взносы, сборы.
Однако даже в период кризиса недопустимо решать проблемы бюджета и экономики за счет стариков — наименее ззшишенных граждан России. Поэтому реформу пенсионной системы и существенное увеличение размера пенсий откладывать нельзя,
В 2010 г. будет введен единый порядок индексации базовой и страховой части пенсии, среднегодовой р? 1Мер трудовой пенсии вырастет по отношению к 2009 г. на 45% в номинальном выражении. В реальном выражении пенсия должна будет вырасти минимум на 30%. Возникающий дефицит пенсионной системы будет покрыт за счет федерального бюджета и ресурсов Фонда национального благосостояния.
Второй приоритет — решение проблем экономики, потому что. в конечном счете, именно она дает ресурсы для активной политики социального развития. Расходы федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» в 2009 г. увеличиваются сразу на 70% и составят рекордную для нас сумму -1 трлн. 733 млрд. руб. (в2008 г. - I трлн. руб.).
Всего на поддержку промышленности выделяется 70 млрд. руб.. а с учетом гарантий по кредитам -170 млрд. руб. Серьезно ослаблена фискальная нагрузка на экономику — как в целом, так и по ключевым отраслям. Увеличена амортизационная премия с 10 до 30%, снижен налог на прибыль с 24% до 20%, введен новый, менее обременительный порядок НДС -по факту. Субъекты Федерации получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес в пределах 5-15%.
Уменьшение экспортных пошлин позволило нефтяным компаниям сохранить рентабельность добычи. Основной эффект от снижения налогов планируется получить в 2009 г. По оценкам, в экономике дополнительно останется порядка 600 млрд. руб. Эти деньги бюджет недополучит, но правительство. подчеркнул В. В. Путин, идёт на это сознательно. Занимаясь вопросами оптимизации налоговой нагрузки, нужно помнить, что решения должны быть максимально взвешенными. Третий приоритет — это активизация внутреннего спроса. Правительство будет делать все возможное, чтобы компенсировать сжатие рынков, поддержать отечественных производителей и одновременно создать инфраструктурный и технологический задел для будущего развития. Так, по сравнению с 2008 г.. более чем на 100 млрд. руб. увеличатся ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры. Они составят 560 млрд. руб., в том числе на автодороги -3 [2 млрд. руб. (в 2008 г. - 294 млрл. руб.).
Начнется реализация ряда новых программ: проект по обновлению пассажирского и коммунального транспорта, автомобильного парка силовых структур. На эти цели с учетом регионального софи-нансирования дополнительно выделяется 42,5 млрд, руб. Всё это направлено, прежде всего, на то, чтобы поддержать отечественных производителей,
В 2009 г, за счет федеральных и региональных бюджетов, средств Фонда ЖКХ. Агентства по ипотечному кредитованию на стимулирование строительства и другие жилишные программы будет израсходована беспрецедентная сумма - 440 млрл. руб. (в 2008 г. - 249 млрд. руб.). Эти деньги эквивалентны стоимости одной трети всего жилищного рынка в стране.
Практически решён вопрос об еше одной, дополнительной капитализации Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию в объеме 20 млрд. руб. и предоставлении этому Агентству кредита в размере 40 млрл. руб. из средств, предназначенных на поддержку банковской системы.
Основной акиент в антикризисной политике должен быть сделан не на прямой госзаказ, а на восстановление деловой активности через субсидирование процентных ставок, развитие лизинга, поддержку потребительского кредитования. Такие механизмы уже используются на рынках сельхозтехники, легковых автомобилей, авиационных перевозок, В результате должна быть получена реальная, а не искусственная структура внутреннего спроса, который станет эффективной основой для посткризисного восстановления и последующего развития экономики.
Четвертый приоритет - это стимулирование инноваций и структурная перестройка реального сектора. В скорректированном бюджете сохранены расходы на развитие таких ключевых отраслей, как авиа-и судостроение, космос, атомная и радиоэлектронная промышленность. Принято решение освободить от уплаты НДС импорт оборудования, аналоги ко-
торого в стране не производятся. Вместе с предоставлением госгарантий по кредитам эта мера позволит предприятиям продолжить программы технологического обновления.
Пятый приоритет — это создание благоприятных , ус юр-ий для экономического подъема, прежде всего , за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия необоснованных барьеров для предпринимательской деятельности.
Уже отменены явно избыточные полномочия органов внутренних дел по контролю за предпринимательской деятельностью. Будет сокращен пе- .-> речень товаров и услуг, подлежащих обязательной * сертификации. Принятые законодательные решения вводятс 1 июля текущего года серьезные ограничения на ррзного рода проверки. По наиболее распространенным видам деятельности вместо разрешительного устанавливается уведомительный порядок начала нового дела.
Правительство, напомнил В.В. Путин, приняло программу развития конкуренции, в Государственную Думу внесены законопроекты, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования.
Шестой приоритет - построение мошной финансовой системы, на которую можно надежно опереться, развивая национальную экономику. От экстренных мер спасения банковского сектора необходимо перейти к планомерному расширению его ресурс-нон базы, создать условия для повышения доступности кредита, как на предприятиях, так и для самих граждан.
Антикризисный план предусматривает возможность выделения 255 млрд. руб. на поддержку банковского сектора, банковской системы, причем предоставление господдержки будет жестко увязано с кредитованием реального сектора. Банковская система должна быть очищена от проблемных кредитных учреждений. Необходимая правовая база для слияния банков и их санации создана, и реальная работа в принципе уже началась.
Снижение ставки рефинансирования Центрального банка является одним из ключевых ориентиров при определении стоимости кредита, но далеко не единственным. До 90% ресурсов банки привлекают на рынки. Они обходятся им также недешево. Серьезное влияние оказывает и высокий уровень инфляции. Кроме того, банки не только кредитуют экономику, но и обеспечивают сохранность сбережений граждан России. И об этом также нельзя забывать, призывая банки действовать более рискованно. Вместе с тем, очевидно, что рубль стабилизировался. Есть основания полагать, что и инфляция будет снижаться. Это значит, что в ближайшее время можно будет рассчитывать и на снижение процентной ставки Центрального банка.
Седьмой приоритет — обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов к нашей бюджетной системе.
Образующийся в 2009 г. столь масштабный дефицит бюджета как сильно действующее лекарство для экономики допустим, однако злоупотреблять им нельзя. Это может быть крайне разрушительно для всей финансовой системы, поэтому план правительства предусматривает жесткую программу по снижению дефицита до 3% ВВП уже в 2011 г. Одновременно будет продолжена и борьба с инфляцией. По расчётам Минэкономразвития, за 3 года инфляция должна быть снижена до порядка 8%.
Очень многое зависит от эффективности региональных и местных администраций, именно на этом уровне занято наибольшее число работников бюджетной сферы. Здесь же решается большая часть вопросов образования, здравоохранения, социального обеспечения и ж ил и щно-коммунального хозяйства, исполняются делегированные на места федеральные полномочия. В регионах уже реализуются антикризисные программы, идет серьезная корректировка бюджетов, изыскиваются резервы повышения эффективности рынков.
Приоритетами и в регионах Российской Федерации должны стать выплата заработной платы, создание новых рабочих мест, выполнение социальных обязательств перед гражданами России.
Следует серьезно работать над сохранением и расширением налогооблагаемой базы, а это. прежде всего, вопрос помоши малому и среднему бизнесу. Нужно создавать максимально благоприятные условия для предпринимательства. Среди возможных мер поддержки - льготная аренда, пониженные тарифы на подключение к коммунальным сетям, квоты на госзакупки для малых и средних предприятий.
На федеральном уровне уже принят ряд решений по поддержке малого бизнеса: преференции при
выкупе арендуемого недвижимого имущества, снижение платы за присоединение к электросетям, увеличение бюджетных субсидий малому бизнесу и т.д. На эти цели выделяется 10,5 млрд. руб., а также кредитная линия Внешэкономбанка-30 млрд. рублей.
Со своей стороны, правительство, заверил В, В. Путин, окажет необходимую помощь в стабилизации региональных финансов в целом. Объем федеральной поддержки регионов в новом варианте бюджета увеличивается на 36% по сравнению с 2008 г. Региональные бюджеты также столкнутся с проблемами, и им будет нужна помощь. В новом варианте бюджета на эти цели выделяется 1,2 трлн. руб.
Чтобы выполнить намеченные планы и при этом ге допустить негативных макроэкономических последствий потребуется максимальная осторожность при подходе к другим статьям бюджета на предстоящие годы. Нужна финансовая дисциплина и тщательное обоснование бюджетных расходов. Необходимо сделать всю бюджетную систему более эффективной и адекватной современным условиям.
Мировой кризис еще далеко не за кончился. Ситуация в глобальной экономике остается неопределенной и таит в себе немаю угроз. Но. несомненно. Россия кризис преодолеет и сохранит позиции одной из крупнейших экономик мира с большим горизонтом развития и с мошным кадровым и технологическим потенциалом.
* * *
В тот же день заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - министр финансов Российской Федерации АЛ. Кудрнн представил Государственной Думе проект федеральногозакона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (об уточнении показателей федерального бюджета на 2009 г.).
Информация о работе Бюджетная политика как фактор управления кризисом