Бюджетирование деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение сущности бюджетирования деятельности.

Для достижения цели в курсовой работе выделены следующие задачи:

- раскрыть сущность и особенности бюджетирования на предприятии;

- провести анализ системы бюджетирования в ЗАО «Заволжский»;

Содержание

Введение 3
1. Бюджетирование как система финансового управления предприятием 6
1.1 Основы бюджетирования и его место в системе управления предприятием 6
1.2 Бюджетное управление компании, порядок формирования бюджета и основные взаимосвязи 10
1.3 Методика процесса формирования бюджетов организации 14
1.4. Нормативно-правовая база, регулирующая процесс бюджетирования в Российской Федерации 15
2 Анализ деятельности ЗАО «Заволжский» 18
2.1 Общая характеристика ЗАО «Заволжский» 18
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей ЗАО «Заволжский» 21
2.3 Факторный анализ прибыли 26
2.4. Анализ безубыточного объема продаж и зоны безопасности ЗАО «Заволжский» 28
2.5. Анализ факторов изменения точки безубыточности и зоны безопасности предприятия 34
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

Бюджетирование деятельности организации Управленческий учет.doc

— 306.00 Кб (Скачать)
 

     По  этим данным видно, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом, выручка от реализации увеличилась на 145569 тыс. руб. Также выросла и прибыль от реализации — на 92952 тыс. руб., что является значительным успехом финансовой деятельности предприятия — проводимые мероприятия позволили получить прибыль в отчетном году в размере 509681 тыс. руб.

     Прибыль до налогообложения увеличилась  на 44892 тыс. руб., подавляющая ее часть  получена от реализации основной продукции. Несмотря на значительные отвлечение средств из прибыли, предприятие  рационально распоряжается финансами (увеличивает поставки по договорам).

2.3 Факторный анализ прибыли

 

     Обычно  при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы  продукции снижается, так как  возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

     Поэтому для обеспечения системного подхода  при изучении факторов изменения  прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель: 

П = N (Ц  – Спер ) – Спост (1) 

П = УРП (Ц-ь)-А,  

     где N — объем реализации продукции;

     Ц — цена единицы продукции;

     Спер  — переменные затраты на единицу  продукции;

     Спост — постоянные затраты на весь объем  продаж продукции.

     Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.

     Применим  этот метод анализа для изучения показателя прибыли ЗАО «Заволжский». Его основная деятельность — разведение свиней. Поэтому будем исследовать прибыль для данного вида товара — мяса свиней.

     Исходные  данные для анализа приведены  в таблице 3.

     К сумме постоянных расходов отнесены расходы на оплату труда и содержание основных средств. 

     Таблица 3

Данные  для факторного анализа  прибыли по мясу свиней

Показатель Значение  показателя
2009 г. 2010 г.
Объем реализации продукции

(N), ц

87430 110143
Цена  единицы продукции

(Ц), руб.

4,87 4,96
Себестоимость изделия

(С), руб.

3,11 3,28
В том  числе переменные затраты

(Спер)

2,20 2,09
Сумма постоянных расходов

(Спост), тыс.руб.

79100 130788
Прибыль (П), тыс.руб. 154338 185322
 

     Теперь  способом цепной подстановки определим  влияние каждого фактора:

     П2009 = N2009 (Ц2009 – Спер 2009) – Спост 2009=

     = 87430 (4,87 – 2,20) – 79100 = 154338 тыс. руб.;

     П1 = N2010 (Ц2009 – Спер 2009) – Спост 2009 =

     = 110143 (4,87 – 2,20) – 79100 = 214982 тыс. руб.;

     П2 = N2010 (Ц2010 – Спер 2009) – Спост 2009 =

     = 110143 (4,96 – 2,20) – 79100 = 224895 тыс. руб.;

     П3 = N2010 (Ц2010 – Спер 2010) – Спост 2009 =

     = 110143 (4,96 – 2,09) – 79100 = 237010 тыс.руб.;

     П2009 = N2010 (Ц2010 – Спер 2010) – Спост 2010 =

     = 110143 (4,96 – 2,09) – 130788 = 185322 тыс.руб.;

     Общее изменение прибыли составляет:

     Побщ = 185322 – 154338 = 30984 тыс.руб.

     В том числе произошли изменения  за счет:

     1. количества реализованной продукции:

     П(N) = П1 – П2009 = 214982 – 154338 = 60644 тыс.руб.

     2. цены реализации:

     П(Ц) = П2 – П1 = 224895 – 214982 = 9913 тыс.руб.

     3. удельных переменных затрат:

     П(Cпер) = П3 – П2 = 237010 – 224895 = 12115 тыс.руб.

     4. суммы постоянных затрат:

     П(Спост) = П2010 – П3 = 185322 – 237010 = - 51688 тыс.руб.

     Необходимо  сделать проверку правильности расчетов. Алгебраическая сумма влияния факторов на результативный показатель (прибыль) должна быть равна общему приросту результативного показателя, т.е.

     60644 + 9913 + 12115 + (-51688) = 30984 тыс.руб.

     Таким образом, расчеты произведены верно.

     Вывод: За счёт увеличения объёма реализации произошло увеличение прибыли на 60644 тыс. руб., за счёт увеличения цены произошло  увеличение прибыли на 9913 тыс. руб., за счёт снижения удельных переменных затрат прибыль выросла на 12115 тыс. руб., за счёт увеличения суммы постоянных затрат, произошло уменьшение прибыли на 51688 тыс. руб.

2.4. Анализ безубыточного объема продаж и зоны безопасности ЗАО «Заволжский»

 

     Безубыточность  — такое состояние, когда производство не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

     Разность  между фактическим количеством  реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции — это  зона безопасности (зона прибыли), и  чем она больше, тем прочнее  финансовое состояние предприятия.

     Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.

     Исходные  данные для определения точки  безубыточности производства мяса свиней приведены в таблице 4. 

     Таблица 4

Исходные  данные для определения  точки безубыточности производства мяса свиней по данным 2010 г.

Показатели Значение
Производственная  мощность, ц 110143
Цена  единицы продукции, т. руб. (Ц) 4,96
Выручка от реализации, т. руб. (В) 546309
Постоянные  затраты, т.руб. (Cпост) 130788
Переменные  расходы на единицу продукции, т. руб. (Спер) 2,09
Переменные  расходы на весь выпуск продукции, т. руб. (Зпер) 230199
Прибыль от реализации продукции, т. руб. (П) 185322
Маржинальная  прибыль, т. руб. (МД=В – Зпер) 316110
Маржинальная  рентабельность (Дмд = МД / В = 1 - Спер / Ц) 0,58
Ставка  маржинальной прибыли (дохода) (Смд = Ц - Спер) 2,87
 

     Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия  можно построить график безубыточности, по горизонтали которого показывается объем реализации продукции в  процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), а по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

     По  графику можно установить, при  каком объеме реализации продукции  предприятие получит прибыль, а  при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты  будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки  безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

     Приведем  расчет точки безубыточности для  одного вида продукции ЗАО «Заволжский» — свинины.

     Исходные  данные для графического расчета точки безубыточности приведены в таблице 5. 

     Таблица 5

Расчёт  точки безубыточности

 
Объем производства, ц
30000 40000 50000 60000 70000 80000
Постоянные  издержки, руб. 19293 19293 19293 19293 19293 19293
Переменные  издержки в расчете на единицу продукции, руб. 96 96 96 96 96 96
Переменные  издержки, руб. 28800 38400 48000 57600 67200 76800
Валовые издержки, руб. 48093 57693 67293 76893 86493 96093
Цена  единицы продукции, руб. 139 139 139 139 139 139
Выручка, руб. 41760 55680 69600 83520 97440 111360
 

     На  основании расчетов, сделанных в  таблице, построим график, в котором  будет рассчитана точка безубыточности для свинины и будут выявлены зона, в которой производство не будет приносить прибыли и зона, в которой производство будет прибыльным (рис. 1). 

Рис. 1. График точки безубыточности 

     Как видим из графика, точка безубыточности будет примерно находиться на отметке 40000 ц мяса. Следовательно, зона ниже этой точки — будет зона убытка, а выше — зона прибыли. А в 2010 году предприятие реализовало более 78000 ц свинины, т.е. намного выше точки безубыточности.

     В нашем случае графический способ не позволяет точно определить точку  безубыточности и зону безопасности для предприятия, поскольку величины для расчетов очень большие. Поэтому  лучше воспользоваться аналитическим способом.

     Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия  более удобен, чем графический, так  как исключает необходимость  чертить каждый раз график, что  довольно трудоемко. Можно вывести  ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

     Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении  необходимо сумму постоянных затрат разделить на маржинальную рентабельность: 

 руб. 

     Таким образом, точка безубыточности для нашего предприятия составляет — 225496 руб.

     Если  предприятие реализует больше, чем  на 225496 т. руб., то получит прибыль. Если же продано будет меньше, чем на сумму 225496 т. руб., то предприятие будет  убыточным и обанкротится.

     Для определения безубыточного объема продаж в натуральном выражении служит формула: 

ц 

     Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному  объему, который принимается за 100%, может быть использована формула: 

 

     Если  ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула  будет такой:

 

Информация о работе Бюджетирование деятельности организации