Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:43, доклад
Бюджетное устройство — это организация и пришиты построения бюджетной системы, представляющей собой совокупность бюджетов государственных и муниципальных образований, существующих на территории страны.
Как видно из определения, бюджетное устройство государства зависит от государственного и административно-территориального устройства страны. Одно дело, если это унитарное государство, другое — если федеративное. Российская Федерация является федеративным государством, признающим права местного самоуправления.
Бюджетный процесс в Российской Федерации - это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней;
Бюджетный процесс делится на стадии:
а)
составление бюджета (
б) рассмотрение проекта бюджета (закона);
в) утверждение бюджета;
г) исполнение бюджета;
д)
составление и утверждение
2. Роль
Федерального бюджета в
По своей внешней форме Федеральный бюджет
является основным финансовым планом
государства, определяющим его доходы,
расходы, движение решающей части централизованных
финансовых ресурсов на конкретный период
(как правило, на год). Признание бюджета
основным финансовым планом определяет
его важное место в перераспределении
национального дохода, главенствующее
положение в системе финансовых планов,
а также особую роль в общественном воспроизводстве.
Так, через Федеральный бюджет перераспределяется
половина (иногда и больше) национального
дохода, около ¾ всех денежных средств.
Это позволяет государству не только удовлетворять
общегосударственные потребности, но
и активно влиять на всю жизнь общества,
обеспечивать выполнение программы экономического
и социального развития страны.
Федеральный бюджет доминирует в общей
системе финансовых планов, так как отражает
часть финансовых ресурсов всех субъектов
и звеньев хозяйства, регламентирует на
текущий период их финансовые взаимоотношения
с государством. Не случайно в финансовых
планах предприятий, фирм, их вышестоящих
организаций прогнозируются платежи в
бюджет и ассигнования из бюджета. Еще
более точно увязаны финансовые планы
(сметы) учреждений непроизводственной
сферы с основным финансовым планом государства,
поскольку бюджетные ресурсы являются
основным источником финансирования их
расходов. Определенная связь существует
между бюджетом и планами банков, других
кредитных учреждений, которые, являясь
плательщиками налогов, планируют налоговые
платежи, а в качестве ресурсов кредитования
– временно свободные средства бюджета.
В процессе составления основного финансового
плана государства Федеральный бюджет
материализуется – воплощается в централизованный
фонд денежных средств государства. В
нем концентрируются денежные ресурсы
предприятий, организаций и населения
в виде налогов, сборов и других поступлений
на общегосударственные нужды. Они образуют
доходы бюджета, которые и направляются
на финансирование экономических и социальных
программ, других намечаемых мероприятий.
На этой стадии бюджет может быть охарактеризован
уже как основной централизованный фонд
денежных средств государства.
Однако форма и материальное воплощение
– лишь внешние признаки Федерального
бюджета, глубинную суть составляют экономические
отношения. В процессе перераспределения
национального дохода, образования доходов
и расходов бюджета возникают определенные
финансовые отношения между участниками
данного процесса. Их специфика обусловлена
экономической природой бюджета, его формой,
материальным содержанием и особым общественным
назначением.
Федеральный бюджет как экономическая
категория характеризует совокупность
объективных денежных отношений, возникающих
при образовании, расходовании и использовании
основного централизованного фонда денежных
средств государства. Для их прогнозирования
разрабатывается основной финансовый
план, который выполняется в процессе
аккумуляции части национального дохода,
его перераспределения на общегосударственные
нужды.
Поэтому при раскрытии понятия «Федеральный
бюджет» целесообразно отразить одновременно
три его важнейшие характеристики: форму,
материальное содержание и экономическую
природу-сущность. Так, Федеральный бюджет
– основной финансовый план государства,
отражающий экономические отношения по
поводу формирования, распределения и
использования централизованного фонда
денежных средств.
РОЛЬ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.
Бюджет
муниципального образования - форма
образования и расходования денежных
средств, предназначенных для
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим.
Во-первых,
сосредоточение финансовых ресурсов в
бюджете муниципального образования
позволяет местным органам
Во-вторых, главная роль местных бюджетов заключается в создании финансовой базы.
Формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие муниципальных образований. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства. С помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития муниципальных образований по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.
Имея, в
распоряжении финансовые средства, органы
муниципальной власти могут увеличивать
или уменьшать нормативы
Финансовые
органы муниципалитетов могут через
местные бюджеты оказывать
Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция, и настроенность финансовой системы не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами).
Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов может еще больше возрасти при определенных условиях. Такими условиями могут быть наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.
Роль региональных и местных
бюджетов в экономическом и социальном развитии заключаетс
Вопервых, сосредоточение финансовых
ресурсов в бюджетах субъектов Федерации
и местных бюджетах позволяет органам
представительной и исполнительной власти регионов имеет
финансовую базу для реализации своих
полномочий в соответствии с Конституцией
Российской Федерации. Создание финансовой
базы функционирования региональных
Вовторых, формирование региональных и ме
Втретьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется
выравнивание уровней экономического
и социального, развития территор
Вчетвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства,
органы власти регионов могут увеличивать
или уменьшать нормативы финансовых затрат
на оказание государственных и муниципальных
услуг в учреждениях непроизводственной
сферы.
Впятых, концентрируя
часть финансовых ресурсов в региональных и местных
бюджетах, органы представительной и
исполнительной власти регионов могут
централизованно направлять финансовые
ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе прио
В последнее время органы власти регионов стали
выделять бюджетные средства на инвестиции
(реальные и финансовые). Такие инвестиции
будут формировать государственную и
муниципальную собственность. Это делается
для укрепления позиций государства как
хозяйствующего субъекта.
Вшестых, региональные и местны
Характеризуя роль
Роль региональных и местных бюджетов в социальноэкономичес