Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:30, курсовая работа
Бюджет — количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы за определенный период. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при принятии того или иного плана развития.
Введение____________________________________________________________________3
1. Бюджет предприятия_______________________________________________________4
1.1 Структура бюджета предприятия___________________________________________4
1.2 Характеристика частных бюджетов предприятия____________________________9
1.3 Принципы составления бюджета предприятия______________________________15
Заключение________________________________________________________________17
Список использованной литературы__________________________________________18
предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.
Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного
планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи
распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении
организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность
выбранным перспективам существования фирмы.
К
числу основных задач
- обеспечение текущего планирования;
- обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений
предприятия;
- обоснование затрат предприятия;
- создание базы для оценки и контроля планов предприятия;
- исполнение
требований законов и
Выгоды
качественного составления
с излишком окупают затраты на их внедрение и разработку. Безусловно, очень
многое зависит от специфики деятельности предприятия, но даже небольшим
фирмам рекомендуется применение бюджетирования (например, в сокращенном
варианте).
Внедрение
бюджетирования на предприятии
сталкивается с двумя
проблем: методические проблемы и организационные. Как правило, самым
трудным в бюджетировании является этап его внедрения на предприятие.
Приватизированные предприятия получили в наследство огромный опыт
составления документов, ненужных предприятию в рыночной экономике. Поэтому
принципиально важным является решение высшего менеджмента о внедрении
бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. И с этого момента по
существу начинается серьезная работа, основные этапы которой состоят в
следующем:
-изучение внутренней и внешней документации предприятия, его структуры
и взаимодействия
т.д.;
- поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды
предприятия в процесс
- разработка плана внедрения бюджетирования (все дальнейшие действия
будут определены планом
- пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов;
- создание информационной базы для бюджетирования, предусматривающей
разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике
деятельности предприятия;
- создание новых или реорганизация старых подразделений для
осуществления процесса
- разработка или приобретение программного обеспечения и его установка
на внутренней сети
- обучение персонала.
Трудоемкий процесс внедрения системы бюджетирования может длиться
месяцами и даже годами. Помимо временных затрат он требует наличия
высококвалифицированных специалистов в области бюджетирования и
компьютерной техники. Как правило, украинские предприятия не в силах
самостоятельно провести эти работы, привлечение консалтинговой фирмы
обходится дешевле и значительно надежней.
Бюджеты
составляются как для
компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет
предприятия называемый основным или головным.
С
точки зрения
основного бюджета выделяют две составных части бюджетирования, каждая из
которых является законченным этапом планирования:
1. Подготовка операционного бюджета;
2. Подготовка финансового бюджета.
Перечень операционных бюджетов, как правило, исчерпывается следующим
списком:
- бюджет продаж;
- бюджет производства;
- бюджет производственных запасов;
- бюджет прямых затрат на материалы;
- бюджет производственных накладных расходов;
- бюджет прямых затрат на оплату труда;
- бюджет коммерческих расходов;
- бюджет управленческих расходов;
- прогнозный отчет о прибыли.
К числу финансовых бюджетов относятся
- инвестиционный бюджет;
- бюджет денежных средств;
- прогнозный баланс.
Прежде, чем приступать к изучению методики подготовки основного
бюджета, рассмотрим некоторые аспекты философии бюджетирования:
1. Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные
маркетинговые и
2. Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости целей
невыгодны для предприятия.
3. Эффективность принятых бюджетов оценивают в процессе диагностики
состояния предприятия.
4. При составлении бюджетов следует опираться на документы, по форме и
структуре приближенные к
5. Производить бюджетирование без применения вычислительных средств
(локальной компьютерной сети) и соответствующего программного
обеспечения невозможно в
Несколько слов в отношении временного характера бюджета. Традиционным
считается разбиение года на 12 месяцев и составление всех бюджетных таблиц
для каждого месяца в отдельности. Необходимо сознавать, что в этом случае
целый месяц представляется одной точкой времени. Зачастую это не устраивает
финансового менеджера, и он стремится производить дальнейшее более
детальное бюджетирование с разбивкой месяца на недели или на декады. Такой
случай можно считать идеальным. Главная проблема его практической
реализации – это оперативное обеспечение процесса бюджетирования исходными
данными. Практическая истина здесь очень проста: запрограммировать процесс
планирования – это только часть задачи. Гораздо сложнее обеспечить
информационную
поддержку этому процессу в реальном
масштабе времени.
1.3
Принципы составления
бюджета
В основе бюджетного
процесса лежат определенные принципы,
соблюдение которых дает возможность
изначально правильно составить, утвердить
и исполнить бюджет, чтобы средства
государства были использованы экономно
и с максимальной пользой для развития
общества. В настоящее время в бюджетном
законодательстве РФ для всей бюджетной
системы предусмотрены следующие общие
принципы:
-единства бюджетной системы;
-принцип разграничения доходов и расходов бюджетов;
-принцип самостоятельности;
-сбалансированности;
-гласности;
-достоверности;
-адресности
и целевого характера
Все эти принципы
в той или иной мере присущи
и бюджетному процессу. Однако некоторые
из них имеют в бюджетном процессе
свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному
процессу присущи также свои собственные
принципы.
Принцип последовательности
вступления в бюджетный процесс
органов исполнительной и представительной
власти. Стадии бюджетного процесса делятся
примерно поровну между органами
исполнительной власти (они составляют
проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной
власти (а они рассматривают и утверждают
проект бюджета и после исполнения бюджета,
рассматривают и утверждают отчет об исполнении
бюджета – в этом и выражается последовательность).
Принцип ежегодности
бюджета – бюджет должен быть утвержден
до начала планируемого бюджетного года.
Кроме того, ежегодность дает возможность
более точно выявить тенденции
рыночного развития, более полно
учесть происходящие изменения в
темпах роста производства, внутреннего
валового продукта, национального дохода,
курса рубля и т.д.
Принцип публичности
и гласности – имеет особое
значение, т.к. бюджетный процесс, процедура
абсолютно публичная и гласная,
бюджет обсуждается в представительных
органах открыто, освещается в СМИ, существует
необходимость опубликовать закон «О
бюджете» того или иного уровня, а также
закон «Об исполнении бюджета» того или
иного уровня. Гласным должно быть
и отклонение бюджета. В случае принятия
решения об отклонении проекта бюджета
или о неутверждении отчетов об исполнении
бюджетов в средствах массовой информации
должны быть опубликованы необходимые
сведения о причинах принятия такого решения.
Принцип специализации бюджетных показателей – он основан на бюджетной классификации, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям
Принцип специализации
показателей бюджета