Бюджет предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

Бюджет — количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы за определенный период. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при принятии того или иного плана развития.

Содержание

Введение____________________________________________________________________3
1. Бюджет предприятия_______________________________________________________4
1.1 Структура бюджета предприятия___________________________________________4
1.2 Характеристика частных бюджетов предприятия____________________________9
1.3 Принципы составления бюджета предприятия______________________________15
Заключение________________________________________________________________17
Список использованной литературы__________________________________________18

Работа содержит 1 файл

Бюджет2.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

Бюджет —  количественное воплощение плана, характеризующее  доходы и расходы за определенный период. В результате его составления  становится ясно, какую прибыль получит  предприятие при принятии того или  иного плана развития. 

Бюджетом называется расчетная и ограничительная смета доходов и расходов на определенный период. Являясь важнейшим инструментом организации и регулирования предстоящей деятельности, бюджет представляет собой результат свободно принятого решения, утверждаемый и подлежащий исполнению. Сущностью бюджетного метода заключается в том, что вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия состоит в балансировании доходов и расходов, четком определении мест их возникновения и закреплением за индивидуальным или коллективным исполнителем. 

Финансовое планирование может быть эффективным только при  правильной оценке всех категорий расходов и доходов, вносимых в бюджет. 

Бюджеты могут  составляться для: фирмы, предприятия, подразделений. 

В зависимости  от того к какой категории расходов и доходов применяется бюджетный расчет на фирме составляются различные формы бюджета: операционный, финансовый, инвестиционный. Последовательность формирования бюджета определяется руководством фирмы. 

Техника составления бюджета

Техника составления  бюджета, применительно к практике отечественных предприятий, предусматривает следующие шаги:

1.Составляется  бюджет продаж с учетом уровня  спроса на продукцию предприятия,  географии сбыта, категории покупателей,  сезонных факторов и т.п. Это  первый и самый ответственный  шаг, так как оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты.

2.Производится  расчет коммерческих расходов, учитывая  типы продукции, типы покупателей,  виды реализации и т.п. Большую  часть коммерческих расходов  составляют затраты на продвижение  товаров на рынки, рекламу, транспортировку и т.д.

3.Составляется  бюджет производства в котором  обязательно учитываются производственные  мощности, увеличение или уменьшения  производственных запасов, величина  внешних закупок сырья и материала.

4.Рассчитываются  управленческие расходы. Бюджет управленческих расходов включает все расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью фирмы, т.е. затраты на содержание управленческих отделов, освещения, отопление офисов, услуги связи.

5.Балансовый  отчет (прогнозный) характеризует финансовое состояние предприятия на конкретную дату и показывает финансовые средства предприятия, фирмы.

6.Составление  бюджета потока денежных средств  является одним из самых важных  и сложных шагов в бюджетировании, так как отдельно рассчитывается движение денежных средств по основной, инвестиционной и финансовой деятельности. 

Бюджетирование  на предприятии

Процесс бюджетирования на предприятии объединяет работу по составлению оперативного, финансового  и общего бюджетов, управлению и контролю за выполнением бюджетных показателей. 

Процесс составления  организацией бюджета называется бюджетным  циклом, который состоит из таких  этапов, как:

-планирование  с участием всех подразделений;

-определение  показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;

-обсуждение  возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;

-корректировка  планов с учетом предложенных  поправок. 

В зависимости  от поставленных задач различают  следующие виды бюджетов:

-Генеральные и частные.

-Гибкие и статические. 

При оперативном  планировании необходимы разработка целей  и постановка задач, которые основываются на текущих показателях. В этом случае проявляется преимущество бюджета, с помощью которого осуществляется не только планирование, но и контроль проводимых мероприятий. 

Преимущества  использования бюджета

Планирование, как  стратегическое, так и тактическое  позволяет контролировать производственную ситуацию. Бюджет, являясь составной  частью плана, содействует четкой и  целенаправленной деятельности предприятия, служит основой для оценки выполнения плана центрами ответственности, что создает объективную основу для деятельности организации в целом и ее подразделений.

Основные функции  бюджета:

1.Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации. Составление бюджета основано на уточнении и детализации стратегических планов на заданный бюджетом период.

2.Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности. Этот вид функций предполагает объединение интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей.

3.Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности.

4.Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. В качестве основы для оценки выполнения плана центрами ответственности лучше использовать именно бюджетные данные, а не отчетные данные прошлых лет.

5.Повышение профессионализма менеджеров. Составление бюджетов способствует детальному изучению деятельности своих подразделений и взаимоотношений центров ответственности на предприятии. 

Контрольно-аналитическая  работа на предприятии состоит в  осуществлении систематического контроля над исполнением бюджетов предприятия. Для осуществления контроля над  исполнением бюджетов используется двухуровневая система: нижний уровень — контроль над исполнением бюджетов структурных подразделений; верхний уровень — контроль за исполнением консолидированного бюджета. 

Элементы системы  контроля:

-объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;

-субъекты контроля — структурные подразделения, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов;

-предметы контроля — бюджетные показатели и анализ отклонений бюджетных показателей от фактических;

-методы контроля — использование математического аппарата (расчет относительных и абсолютных показателей), построение прогнозных моделей, анализ статистических показателей и т. д. 

Проведение контроля предполагает подготовку отчетов по анализу и обоснованию фактических  отклонений от бюджетных, а также расчет основных финансовых показателей в случае их изменения в зависимости от отклонений, таких, как:

-Выручка от продаж.

-Затраты на производство и реализацию.

-Чистая прибыль.

-Реинвестированная прибыль.

-Рентабельность инвестиций.

-Оборачиваемость активов.

-Рентабельность продаж.

-Доля рынка.

-Темпы роста предприятия.

-Виды бюджета предприятия 

Общий бюджет (основной, генеральный бюджет) — это скоординированный  по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий частные бюджеты и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

В результате составления  генерального бюджета создаются:

-прогнозируемый баланс;

-план прибылей и убытков;

-план движения денежных средств. 

Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей: операционного и финансового  бюджетов.

Наиболее широко используется структура генерального бюджета с выделением операционного  и финансового бюджетов.

Операционный  бюджет (текущий, периодический, оперативный) — система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации.

Составление общего бюджета начинается именно с операционного  бюджета. Основой для него служат бюджеты:

-продаж (отгрузка готовой продукции и полуфабрикатов, поступления денежных средств);

-производства;

-производственных запасов;

-прямых затрат на материалы;

-общепроизводственных расходов;

-прямых затрат на оплату труда;

-коммерческих расходов;

-управленческих расходов. 

Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного (агрегированного) баланса.

В отличие от финансовой отчетности (формы № 1, 2 и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.

Помимо указанных  бюджетов целесообразно подготовить  еще и такие плановые документы, как:

-бюджеты движения товарно-материальных ресурсов;

-бюджет по движению дебиторской и кредиторской задолженности;

-бюджет развития;

-инвестиционный бюджет. 

На основе данных финансово-экономической стратегии  предприятия прежде всего формируются  целевые установки на заданный период планирования (год, месяц). Эти установки могут доводиться до отдела маркетинга, производственных подразделений, планово-экономической службы и т. д. Руководители служб должны обеспечить выполнение целевых установок. 

На следующем  этапе разрабатывается бюджет продаж. 

Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:

1.Подготовка прогноза и бюджета продаж.

2.Определение ожидаемого объема производства.

3.Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.

4.Расчет и анализ денежных потоков.

5.Составление плановых финансовых отчетов 

Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и соответственно о выручке  от реализации. Он является отправной  точкой всего процесса бюджетирования и самым сложным этапом. 

Объем реализации определяется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры:

-деятельностью конкурентов;

-общим положением на национальном и мировом рынках;

-политикой ценообразования;

-сезонными колебаниями спроса и поставок;

-объемом платежеспособного спроса;

-результативностью рекламы;

-качеством продукции и т. д. 

Расчет объема реализации осуществляется на основе статистических методов использования  экономико-математических моделей, а  также на основе экспертных оценок. 

На базе бюджета  продаж формируются бюджеты, характеризующие  затраты на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки  сырья и материалов, бюджет по труду  и т. п.). Для составления этих бюджетов необходимо:

-определить объем затрат;

-сгруппировать затраты с учетом специфики процесса производства и изменений объема реализации продукции;

-вычислить нормативы (стандарты) общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий период;

-определить, сколько единиц продукции или услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и требуемый уровень запасов;

-на основе оперативных бюджетов составить бюджетный отчет о прибылях и убытках (информация берется из бюджета продаж). 
 
 
 
 

1.2. Структура бюджета  предприятия

    Бюджетирование  -  это  процесс   планирования   будущей   деятельности

Информация о работе Бюджет предприятия