Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:30, курсовая работа
Бюджет — количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы за определенный период. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при принятии того или иного плана развития.
Введение____________________________________________________________________3
1. Бюджет предприятия_______________________________________________________4
1.1 Структура бюджета предприятия___________________________________________4
1.2 Характеристика частных бюджетов предприятия____________________________9
1.3 Принципы составления бюджета предприятия______________________________15
Заключение________________________________________________________________17
Список использованной литературы__________________________________________18
Бюджет —
количественное воплощение плана, характеризующее
доходы и расходы за определенный
период. В результате его составления
становится ясно, какую прибыль получит
предприятие при принятии того или
иного плана развития.
Бюджетом называется
расчетная и ограничительная смета
доходов и расходов на определенный период.
Являясь важнейшим инструментом организации
и регулирования предстоящей деятельности,
бюджет представляет собой результат
свободно принятого решения, утверждаемый
и подлежащий исполнению. Сущностью бюджетного
метода заключается в том, что вся производственно-хозяйственная
деятельность предприятия состоит в балансировании
доходов и расходов, четком определении
мест их возникновения и закреплением
за индивидуальным или коллективным исполнителем.
Финансовое планирование
может быть эффективным только при
правильной оценке всех категорий расходов
и доходов, вносимых в бюджет.
Бюджеты могут
составляться для: фирмы, предприятия,
подразделений.
В зависимости
от того к какой категории расходов
и доходов применяется бюджетный расчет
на фирме составляются различные формы
бюджета: операционный, финансовый, инвестиционный.
Последовательность формирования бюджета
определяется руководством фирмы.
Техника составления бюджета
Техника составления бюджета, применительно к практике отечественных предприятий, предусматривает следующие шаги:
1.Составляется
бюджет продаж с учетом уровня
спроса на продукцию
2.Производится
расчет коммерческих расходов, учитывая
типы продукции, типы
3.Составляется
бюджет производства в котором
обязательно учитываются
4.Рассчитываются управленческие расходы. Бюджет управленческих расходов включает все расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью фирмы, т.е. затраты на содержание управленческих отделов, освещения, отопление офисов, услуги связи.
5.Балансовый отчет (прогнозный) характеризует финансовое состояние предприятия на конкретную дату и показывает финансовые средства предприятия, фирмы.
6.Составление
бюджета потока денежных
Бюджетирование на предприятии
Процесс бюджетирования
на предприятии объединяет работу по
составлению оперативного, финансового
и общего бюджетов, управлению и контролю
за выполнением бюджетных показателей.
Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:
-планирование с участием всех подразделений;
-определение
показателей, которые будут
-обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
-корректировка
планов с учетом предложенных
поправок.
В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:
-Генеральные и частные.
-Гибкие и статические.
При оперативном
планировании необходимы разработка целей
и постановка задач, которые основываются
на текущих показателях. В этом случае
проявляется преимущество бюджета,
с помощью которого осуществляется
не только планирование, но и контроль
проводимых мероприятий.
Преимущества использования бюджета
Планирование, как стратегическое, так и тактическое позволяет контролировать производственную ситуацию. Бюджет, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной деятельности предприятия, служит основой для оценки выполнения плана центрами ответственности, что создает объективную основу для деятельности организации в целом и ее подразделений.
Основные функции бюджета:
1.Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации. Составление бюджета основано на уточнении и детализации стратегических планов на заданный бюджетом период.
2.Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности. Этот вид функций предполагает объединение интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей.
3.Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности.
4.Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. В качестве основы для оценки выполнения плана центрами ответственности лучше использовать именно бюджетные данные, а не отчетные данные прошлых лет.
5.Повышение профессионализма
менеджеров. Составление бюджетов способствует
детальному изучению деятельности своих
подразделений и взаимоотношений центров
ответственности на предприятии.
Контрольно-аналитическая
работа на предприятии состоит в
осуществлении систематического контроля
над исполнением бюджетов предприятия.
Для осуществления контроля над
исполнением бюджетов используется двухуровневая
система: нижний уровень — контроль над
исполнением бюджетов структурных подразделений;
верхний уровень — контроль за исполнением
консолидированного бюджета.
Элементы системы контроля:
-объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;
-субъекты контроля — структурные подразделения, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов;
-предметы контроля — бюджетные показатели и анализ отклонений бюджетных показателей от фактических;
-методы контроля
— использование математического аппарата
(расчет относительных и абсолютных показателей),
построение прогнозных моделей, анализ
статистических показателей и т. д.
Проведение контроля
предполагает подготовку отчетов по
анализу и обоснованию
-Выручка от продаж.
-Затраты на производство и реализацию.
-Чистая прибыль.
-Реинвестированная прибыль.
-Рентабельность инвестиций.
-Оборачиваемость активов.
-Рентабельность продаж.
-Доля рынка.
-Темпы роста предприятия.
-Виды бюджета предприятия
Общий бюджет (основной, генеральный бюджет) — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий частные бюджеты и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.
В результате составления генерального бюджета создаются:
-прогнозируемый баланс;
-план прибылей и убытков;
-план движения
денежных средств.
Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей: операционного и финансового бюджетов.
Наиболее широко используется структура генерального бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов.
Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) — система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации.
Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета. Основой для него служат бюджеты:
-продаж (отгрузка готовой продукции и полуфабрикатов, поступления денежных средств);
-производства;
-производственных запасов;
-прямых затрат на материалы;
-общепроизводственных расходов;
-прямых затрат на оплату труда;
-коммерческих расходов;
-управленческих
расходов.
Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного (агрегированного) баланса.
В отличие от финансовой отчетности (формы № 1, 2 и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.
Помимо указанных бюджетов целесообразно подготовить еще и такие плановые документы, как:
-бюджеты движения товарно-материальных ресурсов;
-бюджет по движению дебиторской и кредиторской задолженности;
-бюджет развития;
-инвестиционный
бюджет.
На основе данных
финансово-экономической
На следующем
этапе разрабатывается бюджет продаж.
Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:
1.Подготовка прогноза и бюджета продаж.
2.Определение ожидаемого объема производства.
3.Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.
4.Расчет и анализ денежных потоков.
5.Составление плановых
финансовых отчетов
Бюджет продаж
объединяет информацию об объемах реализации,
ценах и соответственно о выручке
от реализации. Он является отправной
точкой всего процесса бюджетирования
и самым сложным этапом.
Объем реализации определяется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры:
-деятельностью конкурентов;
-общим положением на национальном и мировом рынках;
-политикой ценообразования;
-сезонными колебаниями спроса и поставок;
-объемом платежеспособного спроса;
-результативностью рекламы;
-качеством продукции
и т. д.
Расчет объема
реализации осуществляется на основе
статистических методов использования
экономико-математических моделей, а
также на основе экспертных оценок.
На базе бюджета продаж формируются бюджеты, характеризующие затраты на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сырья и материалов, бюджет по труду и т. п.). Для составления этих бюджетов необходимо:
-определить объем затрат;
-сгруппировать затраты с учетом специфики процесса производства и изменений объема реализации продукции;
-вычислить нормативы (стандарты) общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий период;
-определить, сколько единиц продукции или услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и требуемый уровень запасов;
-на основе оперативных
бюджетов составить бюджетный отчет о
прибылях и убытках (информация берется
из бюджета продаж).
1.2. Структура бюджета предприятия
Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности