Бюджет как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение бюджетной системы РФ. В ней рассмотрены и раскрыты основные вопросы такие как: сущность, структура, задачи и функции бюджета.

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

     Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и отдельным  отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

     Предоставление  бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

     -ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

     -средств  на оплату товаров, работ и  услуг, выполняемых физическими  и юридическими лицами по государственным  и муниципальным контрактам;

     -трансфертов  населению, включающих в себя: ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

     -ассигнования  на осуществление отдельных государственных  полномочий, передаваемые на другие уровни власти;

     -ассигнования  на компенсацию дополнительных  расходов, возникших в результате  решений, принятых органами государственной  власти, приводящих к увеличению  бюджетных расходов или уменьшению  бюджетных доходов;

     -бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

     -субвенций  и субсидий физическим и юридическим  лицам;

     -инвестиций  в уставные капиталы действующих  или вновь создаваемых юридических лиц;

     -бюджетных  ссуд, дотаций, субвенций и субсидий  бюджетам других уровней бюджетной  системы РФ, государственным внебюджетным  фондам;

     -кредитов  и займов внутри страны за  счет государственных внешних  заимствований;

     -кредитов  иностранным государствам;

     -средств  на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных  и муниципальных гарантий.

     Исключительно из федерального бюджета финансируются  следующие функциональные виды расходов:

     -обеспечение  деятельности Президента РФ, Федерального собрания Российской Федерации, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

     -функционирование  федеральной судебной системы;

     -осуществление  международной деятельности в  общефедеральных интересах (финансовое  обеспечение реализации межгосударственных  соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

     -национальная  оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

     -фундаментальные  исследования и содействие научно-техническому  прогрессу;

     -государственная  поддержка железнодорожного, воздушного  и морского транспорта;

     -государственная поддержка атомной энергетики;

     -ликвидация  последствий чрезвычайных  ситуаций  и стихийных бедствий федерального  масштаба;

     -исследование  и использование космического  пространства;

     -содержание  учреждений, находящихся в федеральной  собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

     -формирование  федеральной собственности;

     -обслуживание  и погашение государственного  долга РФ;

     -компенсация  государственным внебюджетным фондам  расходов на выплату государственных  пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;

     -пополнение  государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней, государственного материального  резерва;

     -проведение  выборов и референдумов РФ;

     -федеральная  инвестиционная программа;

     -обеспечение  реализации решений федеральных  органов государственной власти, пришедших к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов бюджетов других уровней;

     -обеспечение  осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; -финансовая поддержка субъектов РФ;

     -прочие  расходы.

     По  соглашению с региональными и  местными органами власти совместно  за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов: государственная поддержка отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, газификации и водоснабжения, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной безопасности; научно-исследовательские; обеспечение социальной защиты населения и другие. 
 

     2.2. Региональный бюджет

     Региональные  бюджеты – центральное звено  территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта РФ.

     Через региональные бюджеты государство  активно проводит экономическую  политику. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Собственные доходы региональных бюджетов включают следующие региональные налоги и сборы: налог на имущество предприятий, транспортный налог, налог на недвижимость, дорожный налог, налог на игорный бизнес, налог с продаж, региональные лицензионные сборы. К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РВ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении государственной власти субъектов РФ.

     Регулирующие  доходы региональных бюджетов включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

     Основные  направления использования средств  региональных бюджетов: обеспечение  функционирования органов законодательной  и исполнительной власти субъектов  РФ; обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; проведение выборов и референдумов субъектов РФ; обеспечение реализации региональных целевых программ; осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; формирование государственной собственности субъектов РФ; содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ; оказание финансовой помощи местным бюджетам и т.д. 

     2.3. Местный бюджет

     Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты.

     Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

     Важное  значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

     В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

     1. Местные налоги и сборы: земельный налог, налог на наследство или дарение, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, местные лицензионные сборы. 2. Доходы от приватизации, в том числе доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;  доходы от продажи земли; доходы от продажи квартир гражданам.3.Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов. В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления: от НДС, акцизов, налога на прибыль предприятий, подоходного налога с физических лиц.

     По  объему и экономическому значению ведущее  положение в доходах местных  бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

     Существующая  система регулирования местных  бюджетов имеет ряд достоинств. Она  позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

     Рост  местных бюджетов непосредственно  связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. Расходная часть  местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и  социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории.

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие виды расходов: содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею; организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; целевое дотирование населения, содержание муниципальных архивов, проведение местных выборов и референдумов и др.

     Главным направлением использования средств  местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением  человека. Это расходы на здравоохранение  и физическую культуру, расходы на образование, составляющие треть всех расходов, на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно четвертая часть всех расходов.

     Одним из главных направлений использования  финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения  в будущем собственных доходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджет как экономическая категория