Анализ состояния и прогноз развития бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является провести анализ бюджетной системы РФ и определить основные направления ее дальнейшего развития.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели решались следующие задачи:
1.Изучение структуры бюджетной системы РФ;
2.Анализ бюджетной системы РФ;
3.Изучение прогноза развития бюджетной системы в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1.Характеристики бюджетной системы Российской Федерации 5
1.2.Исполнение бюджета 8
1.3.Контроль за исполнением бюджета 12
ГЛАВА 2 РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1.Анализ федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» 16
2.2. Исполнение федерального бюджета в 2007 году 23
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.doc

— 1.50 Мб (Скачать)

     Исполнение  расходов федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.

     Санкционирование  расходов федерального бюджета включает в себя:

  • утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям;
  • утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;
  • принятие денежных обязательств получателям средств федерального бюджета;
  • подтверждение денежных обязательств федерального бюджета.

     Финансирование  расходов федерального бюджета представляет собой последовательно совершаемые  действия и включает:

  • разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
  • осуществления платежа.

     Финансирование  расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством. Совершение разрешения на осуществление платежа и распоряжение об осуществлении платежа не могут быть даны одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет.

     В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величины расходов. Изменение бюджетных ассигнований может быть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.

     Если  в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов  федерального бюджета или поступлений источников финансирования дефицита федерального бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10% годовых назначений Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета и ввести указанный режим. Уведомление распорядителям и получателям средств федерального бюджета о введении режима сокращения расходов федерального бюджета производится не позднее, чем за 15 дней до даты его введения. Решения о сокращении расходов обнародуются в источнике официального опубликования нормативных актов либо доводятся до всеобщего сведения в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или решений муниципальных образований. Отмена режима сокращения расходов федерального бюджета производится Правительством РФ.

     Бюджетный учет и отчетность. В процессе исполнения бюджета все доходы, расходы, дефицит бюджета, а также все операции регистрируются в бюджетном учете, организуемом и осуществляемом финансовыми органами. Бюджетный учет ведется на основе плана счетов бюджетного учета в обособленных регистрах учета. Единая методология бюджетного учета устанавливается Правительством Российской Федерации.

     Финансовые  органы осуществляют также бюджетную отчетность. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной и годовой. Единая методология отчетности об исполнении бюджетов устанавливается Правительством Российской Федерации. Единство отчетности об исполнении бюджета основывается на единстве структуры, единообразии форм и показателей, сроков ее формирования и предоставления.

     Аудит исполнения бюджета. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе субъекта Российской Федерации или местного самоуправления может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, осуществляемый органами Министерства финансов Российской Федерации согласно заключенным соглашениям между исполнительным органом субъекта Российской Федерации или местного самоуправления и Министерства финансов Российской Федерации.

     В установленном порядке финансовые органы представляют квартальные и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительные органы власти. Годовой отчет об исполнении бюджета представляется в контрольно-счетный орган представительного органа власти. Квартальные отчеты об исполнении бюджета подлежат утверждению высшим исполнительным органам власти. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом власти.

     Орган представительной власти принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения аудиторского заключения соответствующего контрольно-счетного органа.

     Если  в ходе внешнего аудита бюджета будет выявлено несоответствие исполнения утвержденному, росписи доходов и расходов бюджета, бюджетным ассигнованиям, при условии, если не вводился режим сокращения расходов, соответствующий представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета.

     После утверждения отчетов об исполнении бюджетов исполнительные органы власти публикуют эти отчеты в открытой печати.

     1.3.Контроль за исполнением бюджета

     Контроль  за исполнением бюджета - важный этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетной Палатой Российской Федерации и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.

     1) Казначейство Российской Федерации осуществляет контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.

     2) Министерство финансов Российской Федерации осуществляет внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, распорядителей бюджетов, бюджетополучателей, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

     3) Министерство финансов Российской Федерации организует финансовый контроль и аудит юридических лиц - получателей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.

     4) Финансовые органы субъектов  Российской Федерации и местного  самоуправления осуществляют контроль  за операциями с бюджетными  средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.

     5) Главные распорядители бюджетных  средств осуществляют контроль  за бюджетополучателями в части  обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности. Главные распорядители бюджетных средств проводят аудит казенных предприятий.

     6) Контроль за исполнением федерального  бюджета осуществляют Совет Федерации  и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Для этих целей создана Счетная Палата Российской Федерации. По указанию Совета Федерации и Государственной Думы она проводит в министерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях проверки вопросов, связанных с формированием и исполнением доходной части федерального бюджета и использованием бюджетных средств.

     Заключение  Счетной Палаты по отчету Правительства  Российской Федерации об исполнении федерального бюджета  включает:

  • заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета с указанием выявленных сумм нецелевого использования бюджетных средств, руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление платежей;
  • заключения по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов и по каждому главному распорядителю бюджетных средств, по которым выявлено расходование сверх федерального бюджета сверх утвержденных бюджетных ассигнований либо сверх бюджетной росписи, с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;
  • заключения по каждому выявленному случаю финансирования расходов, не предусмотренных в утвержденном федеральном бюджете либо бюджетной росписи, с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;

     Кроме того, в заключение по отчету об исполнении бюджета входит анализ, характеризующий  различные стороны исполнения бюджета:

  • предоставления  и погашения бюджетных кредитов и бюджетных ссуд;
  • предоставления обязательств по государственным гарантиям;
  • предоставления бюджетных инвестиций, анализ заключенных договоров; 
  • выполнения плановых заданий по предоставлению государственных услуг;
  • и другие материалы.

     Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении бюджета в течение 1,5 месяца после  получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении ГД заслушивает доклад руководителя Федерального казначейства, доклад Министра финансов РФ, доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства, заключение Председателя Счетной палаты РФ. По итогам рассмотрения отчета об исполнении бюджета ГД принимает одно из решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

     Исполнение  бюджета завершается 31 декабря. До 31 декабря Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря в соответствии со ст. 264 Бюджетного кодекса РФ.

 

     ГЛАВА 2 РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ  АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     2.1.Анализ федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»

     Проект  федерального бюджета впервые сформирован  на три года в форме федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года», что соответствует Бюджетному посланию, а также Бюджетному кодексу Российской Федерации.

     Проект  федерального бюджета сформирован  с превышением доходов над  расходами в объеме 74,1 млрд. рублей в 2008 году и 14,2 млрд. рублей в 2009 году, на 2010 год проект бюджета сбалансирован по доходам и расходам.

     Концептуальными и характерными структурными особенностями  проекта федерального бюджета являются:

  • разделение доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы;
  • утверждение в расходах федерального бюджета на 2009 и 2010 годы условно утвержденных расходов в объеме 2,5 и 5 %  общего объема расходов;
  • утверждение общего объема бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств;
  • утверждение объема нефтегазового трансферта;
  • формирование на базе Стабилизационного фонда Российской Федерации (далее – Стабилизационный фонд) в составе остатков средств федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

     Допущены  отклонения основных характеристик  проекта федерального бюджета на 2008 - 2010 годы от параметров перспективного финансового плана на 2007 - 2009 годы, установленных на 2008 и 2009 годы, что  свидетельствует о необходимости  повышения качества прогнозирования доходов федерального бюджета и планирования бюджетных расходов.

     Характерной особенностью проекта федерального бюджета на 2008 - 2010 годы является рост процентных расходов со 156,8 млрд. рублей в 2007 году до 247,07 млрд. рублей в 2010 году.

     Начиная с 2010 года темпы роста непроцентных расходов федерального бюджета в  реальном выражении предусматриваются  ниже темпов роста ВВП.

     Требуют дополнительного обоснования предусматриваемое  на 2009 и 2010 годы снижение расходов федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов, по разделу функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации «Культура, кинематография и средства массовой информации», а также динамика прироста непроцентных расходов федерального бюджета по разделам «Национальная экономика», «Жилищно-коммунальное хозяйство».

     В 2009 - 2010 годах предусматривается  сокращение доли расходов на федеральные  целевые программы и Федеральную  адресную инвестиционную программу  в общих расходах федерального бюджета, а также повышение доли непрограммной части в общих расходах Федеральной адресной инвестиционной программе.

     Планируемый в 2010 году рост межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета Пенсионному  фонду Российской Федерации в 2,85 раза по сравнению с аналогичным показателем 2007 года свидетельствует об усилении зависимости бюджета Пенсионного фонда РФ от финансовой помощи из федерального бюджета.

     Характерной особенностью проекта федерального бюджета на 2008 - 2010 годы является формирование Резервного фонда и Фонда будущих поколений (Фонда национального благосостояния) на фоне увеличения абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного долга, а также роста совокупного внешнего долга страны. В сложившихся условиях увеличение заимствований и дальнейшее наращивание объемов Резервного фонда требуют дополнительного обоснования.

     В Бюджетном послании определены основные задачи совершенствования налогового законодательства, направленного на создание благоприятных условий  для функционирования коммерческих организаций в социально значимых областях, снижение масштабов уклонения от налогообложения, стимулирование потребления более качественных товаров.

Информация о работе Анализ состояния и прогноз развития бюджетной системы Российской Федерации