Анализ местных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 07:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы, проанализировать состав и структуру доходов местных бюджетов и выявить пути их повышения.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть сущность местных бюджетов;
- изучить основные доходы местных бюджетов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы функционирования местных бюджетов
1.1 Местный бюджет: понятие и сущность
1.2 Правовая основа функционирования местных бюджетов
1.3 Доходы местных бюджетов
2 Анализ состава и структуры доходов местных бюджетов
2.1 Общая характеристика городского округа город Уфа
2.2 Анализ состава и структуры доходов городского
округа города Уфа
3 Пути повышения устойчивости местных бюджетов
Заключение
Список использованной литературы литература

Работа содержит 1 файл

бюджет.система.doc

— 188.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1 Теоретические основы функционирования местных бюджетов

4

1.1 Местный бюджет: понятие и сущность

4

1.2 Правовая  основа функционирования местных бюджетов

5

1.3 Доходы местных бюджетов

7

2 Анализ состава и структуры доходов местных бюджетов

11

2.1 Общая характеристика городского округа город Уфа

11

2.2 Анализ состава и структуры доходов городского

округа города Уфа

 

12

3 Пути повышения устойчивости местных бюджетов

16

Заключение

20

Список использованной литературы литература

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Категория «муниципальное образование» актуально для исследования потому, что является ключевым в изучении местного самоуправления и содержит в себе все его элементы, являясь также основой его функционирования. Существование муниципальной собственности и местных финансов, несомненно, предполагает наличие известной самостоятельности режима регулирования экономических отношений на местном уровне. Отсутствие традиций эффективного использования муниципальной собственности и местных финансов в предпринимательской деятельности, их недостаточное правовое регулирование делает сложным функционирование муниципального хозяйства.

Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются муниципальные образования, - недостаточность денежных ресурсов не только на развитие муниципального хозяйства территории, но и на текущие нужды муниципального образования. Причем это не является особенностью только нашей республики, но и относится ко всем муниципальным образованиям России. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов – это, прежде всего, вопрос о доходной базе местных бюджетов.

Значимость данных проблем и острота стоящих перед обществом задач обусловливают высокую актуальность исследования доходов местных бюджетов и путей их повышения.

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы, проанализировать состав и структуру доходов местных бюджетов и выявить пути их повышения.

Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

- раскрыть сущность местных бюджетов;

- изучить основные доходы местных бюджетов;

- дать общую характеристику городского округа города Уфа;

- рассмотреть итоги исполнения городского округа города Уфа за 2008-2010гг. по доходам;

- выявить пути повышения устойчивости местных бюджетов.

Предметом исследования выступают доходы местных бюджетов и пути их повышения.

Объектом исследования являются доходы местного бюджета городского округа города Уфа.

Курсовое исследование состоит из введения, трех глав, , заключения и списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим вопросам формирования бюджета муниципального образования. Во второй главе рассматриваются доходы бюджета муниципального образования на примере городского округа города Уфа. В третьей главе анализируются пути повышения устойчивости местных бюджетов.

 

1 Теоретические основы функционирования местных бюджетов

1.1 Местный бюджет: понятие и сущность

 

Традиционно под термином "муниципальное управление" понимают (от лат. munis - тяжесть, бремя; capio - беру, принимаю) взятие городским и сельским поселением с разрешения правительства бремени общественной власти по выполнению общественных задач и решению хозяйственных вопросов местного значения.

Сегодня органы местного самоуправления выделены из системы органов государственной власти, они самостоятельны как в организационном, так и в финансово-экономическом отношении.

Создана двухуровневая модель структуры местного самоуправления, выделены четыре основных типа муниципальных образований: городской округ, муниципальный район, городские и сельские поселения (в составе муниципального района) и определены предметы ведения для каждого из них.

Разграничены расходные полномочия муниципалитетов и условий формирования доходной части местных бюджетов, что дало возможность выстраивания прозрачной схемы системы межбюджетных отношений, обеспечивающей выравнивание возможностей муниципальных образований для предоставления бюджетных услуг населению.

Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

- формирование денежных фондов, являющихся финансо­вым обеспечением деятельности местных органов власти;

- распределение и использование этих фондов между от­раслями народного хозяйства;

- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомст­венных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на со­держание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включаю­щих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сель­ских бюджетов. Осуществление государством социальной поли­тики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных денежных ре­сурсов между звеньями бюджетной системы заложены принци­пы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы ме­стных бюджетов формируются за счет собственных и регули­рующих источников доходов.

Федеральные органы государственной власти, органы госу­дарственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципаль­ным образованиям минимальные местные бюджеты путем закре­пления доходных источников для покрытия минимально необ­ходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходи­мые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления доходных источников на долговременной \ основе федеральным законом, законом субъекта РФ. Если до­ходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы госу­дарственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доход­ные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.

 

1.2 Правовая  основа функционирования местных бюджетов

 

Бюджетное право- это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере. Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями, то есть урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.

Правовой основой функционирования местных бюджетов в Российской Федерации являются:

- Конституция РФ 1993 г.;

- Бюджетный кодекс РФ 1998 г.;

- Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г.(новая редакция).

1. В Конституции РФ (ст.132) зафиксировано, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Вопросы местных бюджетов нашли отражение в ст15 Налогового кодекса РФ, где установлены виды местных налогов и сборов.

2. Бюджетный кодекс РФ. Компетенция органов местного самоуправления в бюджетной сфере определена в статье 9 Бюджетного кодекса РФ, в которой к ведению органов местного самоуправления в регулировании бюджетных правоотношении отнесены:

- установление порядка составления и  рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждения отчетов об их исполнении местных бюджетов;

- составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

определение порядка направления в местные бюджеты доходов от испоьзования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов; определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

- предоставление финансовой помощи из местных бюджетов;

- определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

- осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

Бюджетным кодексом РФ также определены полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов. При этом представительные органы местного самоуправления могут вводить месные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ.

Органы местного самоуправления вправе предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами предоставленных органов местного самоуправления о бюджете. Однако органы местного самоуправления могут определять порядок предоставления отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы РФ и соблюдения предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом РФ.

В Бюджетном кодексе (гл.16) зафиксированы права муниципальных образований на получение финансовой помощи из региональных бюджетов.

3. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот Закон стал важным шагом в развитии финансово-бюджетных прав местных органов самоуправления. В соответствии с Законом федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации обеспечивают муниципальным образованиям (городам, районам, поселкам, селам) минимальные местные бюджеты, а минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Информация о работе Анализ местных бюджетов