Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 07:44, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы, проанализировать состав и структуру доходов местных бюджетов и выявить пути их повышения.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть сущность местных бюджетов;
- изучить основные доходы местных бюджетов;
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы функционирования местных бюджетов
1.1 Местный бюджет: понятие и сущность
1.2 Правовая основа функционирования местных бюджетов
1.3 Доходы местных бюджетов
2 Анализ состава и структуры доходов местных бюджетов
2.1 Общая характеристика городского округа город Уфа
2.2 Анализ состава и структуры доходов городского
округа города Уфа
3 Пути повышения устойчивости местных бюджетов
Заключение
Список использованной литературы литература
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
1 Теоретические основы функционирования местных бюджетов | 4 |
1.1 Местный бюджет: понятие и сущность | 4 |
1.2 Правовая основа функционирования местных бюджетов | 5 |
1.3 Доходы местных бюджетов | 7 |
2 Анализ состава и структуры доходов местных бюджетов | 11 |
2.1 Общая характеристика городского округа город Уфа | 11 |
2.2 Анализ состава и структуры доходов городского округа города Уфа |
12 |
3 Пути повышения устойчивости местных бюджетов | 16 |
Заключение | 20 |
Список использованной литературы литература | 21 |
ВВЕДЕНИЕ
Категория «муниципальное образование» актуально для исследования потому, что является ключевым в изучении местного самоуправления и содержит в себе все его элементы, являясь также основой его функционирования. Существование муниципальной собственности и местных финансов, несомненно, предполагает наличие известной самостоятельности режима регулирования экономических отношений на местном уровне. Отсутствие традиций эффективного использования муниципальной собственности и местных финансов в предпринимательской деятельности, их недостаточное правовое регулирование делает сложным функционирование муниципального хозяйства.
Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются муниципальные образования, - недостаточность денежных ресурсов не только на развитие муниципального хозяйства территории, но и на текущие нужды муниципального образования. Причем это не является особенностью только нашей республики, но и относится ко всем муниципальным образованиям России. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов – это, прежде всего, вопрос о доходной базе местных бюджетов.
Значимость данных проблем и острота стоящих перед обществом задач обусловливают высокую актуальность исследования доходов местных бюджетов и путей их повышения.
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы, проанализировать состав и структуру доходов местных бюджетов и выявить пути их повышения.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть сущность местных бюджетов;
- изучить основные доходы местных бюджетов;
- дать общую характеристику городского округа города Уфа;
- рассмотреть итоги исполнения городского округа города Уфа за 2008-2010гг. по доходам;
- выявить пути повышения устойчивости местных бюджетов.
Предметом исследования выступают доходы местных бюджетов и пути их повышения.
Объектом исследования являются доходы местного бюджета городского округа города Уфа.
Курсовое исследование состоит из введения, трех глав, , заключения и списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим вопросам формирования бюджета муниципального образования. Во второй главе рассматриваются доходы бюджета муниципального образования на примере городского округа города Уфа. В третьей главе анализируются пути повышения устойчивости местных бюджетов.
1 Теоретические основы функционирования местных бюджетов
1.1 Местный бюджет: понятие и сущность
Традиционно под термином "муниципальное управление" понимают (от лат. munis - тяжесть, бремя; capio - беру, принимаю) взятие городским и сельским поселением с разрешения правительства бремени общественной власти по выполнению общественных задач и решению хозяйственных вопросов местного значения.
Сегодня органы местного самоуправления выделены из системы органов государственной власти, они самостоятельны как в организационном, так и в финансово-экономическом отношении.
Создана двухуровневая модель структуры местного самоуправления, выделены четыре основных типа муниципальных образований: городской округ, муниципальный район, городские и сельские поселения (в составе муниципального района) и определены предметы ведения для каждого из них.
Разграничены расходные полномочия муниципалитетов и условий формирования доходной части местных бюджетов, что дало возможность выстраивания прозрачной схемы системы межбюджетных отношений, обеспечивающей выравнивание возможностей муниципальных образований для предоставления бюджетных услуг населению.
Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
- формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления доходных источников на долговременной \ основе федеральным законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
1.2 Правовая основа функционирования местных бюджетов
Бюджетное право- это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере. Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями, то есть урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.
Правовой основой функционирования местных бюджетов в Российской Федерации являются:
- Конституция РФ 1993 г.;
- Бюджетный кодекс РФ 1998 г.;
- Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г.(новая редакция).
1. В Конституции РФ (ст.132) зафиксировано, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
Вопросы местных бюджетов нашли отражение в ст15 Налогового кодекса РФ, где установлены виды местных налогов и сборов.
2. Бюджетный кодекс РФ. Компетенция органов местного самоуправления в бюджетной сфере определена в статье 9 Бюджетного кодекса РФ, в которой к ведению органов местного самоуправления в регулировании бюджетных правоотношении отнесены:
- установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждения отчетов об их исполнении местных бюджетов;
- составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;
определение порядка направления в местные бюджеты доходов от испоьзования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов; определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
- предоставление финансовой помощи из местных бюджетов;
- определение порядка осуществления муниципальных заимствований;
- осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.
Бюджетным кодексом РФ также определены полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов. При этом представительные органы местного самоуправления могут вводить месные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ.
Органы местного самоуправления вправе предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами предоставленных органов местного самоуправления о бюджете. Однако органы местного самоуправления могут определять порядок предоставления отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы РФ и соблюдения предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом РФ.
В Бюджетном кодексе (гл.16) зафиксированы права муниципальных образований на получение финансовой помощи из региональных бюджетов.
3. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот Закон стал важным шагом в развитии финансово-бюджетных прав местных органов самоуправления. В соответствии с Законом федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации обеспечивают муниципальным образованиям (городам, районам, поселкам, селам) минимальные местные бюджеты, а минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.