Уровни бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство
1.2 Характеристика уровней бюджетной системы
2. ПАРАМЕТРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения
2.2 Бюджетная система РФ в период кризиса и плановые показатели до 2012г.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Уровни бюджетной системы РФ.rtf

— 4.02 Мб (Скачать)

Основным исходным моментом в системе межбюджетных отношений должно быть оптимальное разграничение доходных и расходных полномочий, предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, а также создание комплексной нормативной основы для финансовой оценки расходных полномочий и доходной базы территорий.

В настоящее время судьба бюджетного федерализма в России зависит от способности государства как единого целого преодолеть разрушительный экономический кризис, спад производства, осуществить переход в масштабах страны к единой рыночной стратегии финансовой стабилизации. Нельзя допустить ситуации, когда развитие бюджетного федерализма само превратится в фактор усиления экономического и политического кризиса: еще более ослабит федеральный бюджет, вместо борьбы за оздоровление реального сектора экономики активизирует борьбу за дележ федеральных налогов, политики сокращения бюджетного дефицита. Бюджетный федерализм необходимо все более осознанно сближать с общей макроэкономической политикой рыночных реформ. Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.

В современных условиях также необходимы коренные изменения трансфертной политики, направленные на повышение финансовой самостоятельности и ответственности регионов, поощрение их собственных усилий в преодолении бюджетного кризиса, наращивании доходной базы как регионального так и федерального бюджета, ускорении социально-экономических реформ.

Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета доходами должна быть установлена прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет.

Проблема незаинтересованности субъектов Федерации к зарабатыванию собственных средств приобрела актуальность в кризисные годы. Президент РФ в своем послании отметил, что регионы надо ориентировать на снижение дотационности. Для решения этой проблемы в первую очередь нужно трехлетнее планирование, при котором будут объемы финансовой помощи определены и независимо от того, как будет складываться исполнение бюджетов субъектов РФ, эти средства уменьшаться не будут, только увеличиваться. Второй стимул -- это система расчета налогового потенциала по НДФЛ у субъекта РФ. То есть если расчетный налоговый потенциал региона выше, чем среднероссийский, это не помешает региону претендовать на трансферты из федерального бюджета.

Федеральный центр должен разработать и довести до регионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления, следование которым будет важнейшим условием выделения финансовой помощи. Основными параметрами при этом должны стать:

- доля приоритетных расходов (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и пр.) в расходах регионального бюджета;

- доля населения в оплате жилищно-коммунальных услуг и общественного транспорта;

- наличие административного контроля цен;

- наличие и интенсивность ограничений доступа на региональные рынки отечественных товаров и услуг;

- предельные бюджетные заимствования и объем налоговых освобождений и льгот.

Оздоровлению региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.

Однако в сфере межбюджетных отношений есть и еще проблемы:

1. Субъекты РФ перегружены обязательствами, для которых нет источников финансирования.

2. Существует высокая зависимость региональных бюджетов от ежегодно принимаемых пропорций. Это уничтожает стимулы к структурным изменениям на местах.

3. Несмотря на распределение финансовой помощи, значительная ее часть распределяется без четких критериев.

Для решения этих проблем необходимо:

  1. Четкое разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ.
  2. Четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней.
  3. Формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки регионов.
  4. Повышение качества управления общественными финансами на региональном и местном уровнях.

Важным условием нормального функционирования межбюджетных отношений является финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием средств региональных бюджетов. Необходимо восстановить практику проведения ревизий исполнения бюджетов субъектов Федерации, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений. Обязательна также оценка потенциала и степени использования доходной базы региона, в том числе находящихся в его собственности и распоряжении природных ресурсов, недвижимости и т.д. Аналогично должны декларироваться и расходы, потому что вполне возможны ситуации, когда регион, претендующий на финансовую помощь, расточительно использует свои средства.

Логическим развитием вышесказанного может стать требование обязательного подтверждения соответствующими органами власти фактической результативности использования ранее выделенных средств. Такие официальные подтверждения могли бы быть дополнительными основаниями для получения очередной порции средств поддержки. При этом важно не полное расходование полученных средств, а именно результативность их использования для улучшения или стабилизации в регионе по конкретным параметрам (снижение уровня бедности, рост числа рабочих мест и т.д.).

Большое значение для модернизации межбюджетных отношений имеет изменение предмета государственной финансовой поддержки. Им должно стать не расплывчатое «социально-экономическое развитие региона», а конкретные задачи, которые можно решить с осязаемыми результатами в установленные сроки и за счет выделенных средств федерального бюджета, консолидированных с ресурсами региона. Инициатива по решению таких задач, равно как и готовность взять на себя всю ответственность за целевое использование бюджетных средств и за достижение заявленных результатов, должна исходить от потенциальных получателей поддержки - руководства субъектов Федерации и муниципальных образований.

Таким образом, необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя контроль за уровнем возможного бюджетного дефицита. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бюджетная система РФ, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны. Именно бюджетная система, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через нее происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта.

В условиях формирования рыночных отношений система расходов государственной бюджетной системы Российской Федерации существенно изменяется. Перестраиваются структура и механизм бюджетных ассигнований, изменяется объем ресурсов, выделяемых по различным направлениям.

Расходы всех уровней бюджетной системы на сегодняшний день значительны во всех отношениях. Было отмечено, что рост расходов увеличивается ежегодно. Это вызывает дефицит бюджета и увеличивает государственный долг. Проблему финансирования бюджетного дефицита нельзя рассматривать только относительно обязательств федерального бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях. Сегодня же в большей мере развиваются в качестве безвозмездного выделения средств субъектам Федерации - трансферты.

Очень часто происходит несвоевременная выплата средств на финансирование таких направлений как: сельское хозяйство, рыболовство, содействие научно-техническому прогрессу и реализации космических программ. Увеличение временного долга между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением, а также взаимной задолженности предприятий. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.

Наиболее важными проблемами бюджетного регулирования в настоящее время являются: закрепление доходных источников за бюджетами соответствующих уровней, отработка механизма определения фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и определение финансовых полномочий по расходованию бюджетных средств между федеральным, региональными и местными бюджетами.

Многие проблемы могут быть разрешены при уменьшении встречных финансовых потоков, так как в настоящее время их достаточно большое количество.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - Москва2. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. Бабич А.М., Павлова Л.Н. - М.: ЮНИТИ, 2011. 146с.

3. Булатов А.С. Экономическая теория / Под ред. А.С. Булатова. - М4. Волков А.А. Реализация территориального интереса в бюджетном федерализме / Под ред. Волкова А.А. - СПб.: Издательский дом «Коврус», 2009. 275с.

5. Гришин В.И. Стабилизация экономического и социального положения в регионах / Под ред. Гришина В.И. - М.: Финансы и статистика, 2010. 187с.

6. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: ЮНИТИ, 2010. 253с.

7. Ефимова Е.Г. Экономика / Под ред. Ефимова Е.Г.- М.: Флинта, 2009. 140с.

8. Замятина Н.В. Межбюджетные отношения в Российской Федерации / Под ред. Замятиной Н.В. - М.: Финансы, 2011. 243с.

9. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.- М.: ЭКМОС, 2009. 374с.

10. Мокрова В.С. Межбюджетные отношения и финансовые основы местного самоуправления. - М.: Финансы, 2010. 133с.

11. Мысляев И.Н. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. Мысляева И.Н. - М.: ИНФРА-М, 2008. 262с.

12. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 164с.

13. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2010. 137с.

14. Романцов А.А. Межбюджетные отношения и формирование доходов территориальных бюджетов / Под ред. Романцова А. А.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. 361с.

15. Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. - М.: МЦФЭР, 2009. 192с.Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Уровни бюджетной системы РФ