Уровни бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство
1.2 Характеристика уровней бюджетной системы
2. ПАРАМЕТРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения
2.2 Бюджетная система РФ в период кризиса и плановые показатели до 2012г.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Уровни бюджетной системы РФ.rtf

— 4.02 Мб (Скачать)

 

 

Таблица 2 - Расходы бюджетной системы Российской Федерации за 2008, 2009, 2010 годы

 

Федеральный бюджет

Бюджет субъектов федерации и местных бюджетов

2008г.

2009г.

2010г.

2008г.

2009г.

2010г.

Январь

390 672 849 940,54

395 521 787 401,67

650 455 830 868,68

162 142 549 005,64

159 046 691 976,33

192 734 708 410,68

Февраль

467 860 128 318,11

692 270 132 878,04

827 369 441 581,80

555 212 054 020,47

389 294 440 067,21

413 362 125 468,94

Март

474 134 366 233,32

674 639 860 234,13

721 641 576 370,39

162 142 549 005,64

502 312 390 758,47

505 578 072 776,10

Апрель

552 659 389 442,38

810 789 477 211,09

831 056 262 522,07

555 120 950 021,43

547 323 559 872,13

552 709 370 898,36

Май

503 195 594 714,65

544 746 731 526,76

628 459 532 557,82

427 425 508 673,52

457 607 553 214,10

473 566 490 244,06

Июнь

607 081 106 104,29

775 871 503 146,78

727 168 449 562,31

545 477 219 136,81

554 626 665 775,37

609 634 971 071,07

Июль

562 303 016 293,99

804 992 033 809,12

785 014 420 006,48

742 541 697 632,79

543 584 892 395,27

551 706 888 561,97

Август

499 400 009 167,35

881 293 533 298,99

752 560 005 508,18

236 482 916 795,19

434 642 395 870,24

492 846 568 938,24

Сентябрь

536 861 527 441,07

861 526 131 419,32

777 464 766 220,07

527 712 877 248,55

509 171 809 088,14

552 922 928 799,53

Октябрь

715 229 471 175,31

827 240 463 253,21

780 256 978 937,68

598 862 626 868,64

517 754 047 468,76

563 861 645 240,03

Ноябрь

842 789 668 571,67

909 934 946 969,16

841 898 036 669,57

534 783 157 465,90

539 555 124 268,95

575 795 407 221,72

Декабрь

1 414 451 588 428,59

1 457 996 712 368,01

1 792 281 273 408,45

1 202 957 103 238,69

1 098 548 859 096,97

1 152 224 671 848,53

Итого:

7 566 638 715 831,27

9 636 823 313 516,28

10 115 626 574 213,50

6 250 861 209 113,27

6 253 468 429 851,94

6 636 943 849 479,23


 

Как мы видим из таблицы 2 федеральные расходы регулярно растут с каждым годом. Расходы 2009г. увеличились на 2070184597685,01 руб. (27,36%) по сравнению с 2008г., а расходы 2010г. на 478803260697,22 руб. (4,97%) по сравнению с 2009г. Из этого можно сделать вывод, что намечается положительная тенденция сокращения темпа в увеличении расходов федерального бюджета.

Расходы консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации тоже из года в год только повышаются. Расходы субъектов Российской Федерации в 2009г. увеличились на 2607220738,67 руб. (0,04%) по сравнению с 2008г., а расходы 2010г. на 383475419627,29 руб. (6,13%) по сравнению с 2009г.

Если сравнивать доходы и расходы бюджетной системы Российской Федерации, то с 2009г. намечается дефицит бюджета, т.е. расходы страны превышают доходы.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: размещение государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ; средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности; поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на внутреннем и на внешнем рынках; возврат бюджетных кредитов, предоставленных федеральным бюджетом внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований); размещение государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; получение РФ кредитов иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте; исполнение государственных гарантий РФ в иностранной валюте в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу; возврат государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, предоставленных иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам, в федеральный бюджет и т.д.

 

2.2 Бюджетная система РФ в период кризиса и плановые показатели до 2012 г.

 

По итогам января-июля 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сокращение доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составило 7%. Объёмы доходов снизились в 35 регионах. В 5 из них доходы упали более чем на 20%http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F - cite_note-5.

За восемь месяцев 2009 года наибольшее падение доходов зафиксировано в Тюменской области (на 34%), Челябинской области (на 28%), Вологодской области (на 24%), Ханты-Мансийском АО (на 23%). За этот же период сокращение налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составило 17%, рост налоговых доходов произошёл в 23 регионах, снижение более чем на 20% -- в 11 субъектах Федерации. Из-за кризиса в 2008--2009 гг. серьёзно сократились поступления от налога на прибыль -- одного из основных источников дохода региональных бюджетов. Прибыли у предприятий почти нет. Доходы от этого налога снизились на 44%, в 16 регионах поступления сократились более чем на 50%, рост доходов от налога на прибыль зафиксирован в 11 регионах России. Снижение объёмов НДФЛ составило 1%, при этом поступления выросли в 41 регионе.

По итогам января-сентября 2009 года объём инвестиции в экономику регионов, измеряемых по крупным и средним предприятиям, сократился на 12% к аналогичному периоду 2008 года. Региональные различия велики и часто обусловлены не экономическими, а политическими факторами. В Приморском крае идет подготовка саммита АТЭС-2012 -- инвестиции в регион увеличились в 2,8 раза, в Краснодарский край, где ведется подготовка Олимпиады в Сочи -- на 18%, в Чечню -- на 90%. Стабильно, несмотря на кризис, растут инвестиции в регионы разработки новых нефтегазовых месторождений (Республика Коми, Якутия, Красноярский край) и строительства новых автосборочных предприятий (Калужская и Ленинградская области). Но в более чем в половине регионов России зафиксировано огромное снижение инвестиций: на 40-60% от уровня 2008 года, особенно в Карелии, Орловской, Белгородской областях, Ямало-Ненецком АО. По данным Минфина, суммарный дефицит бюджетов субъектов Федерации в 2009 году составит около 800 млрд. рублей. Регионы залезают в долги: например задолженность Московской области перед федеральным бюджетом уже превышает 55% её доходов, долг Татарстана, Калининградской, Ярославской и Калужской областей -- 32-37% доходов бюджета.

С ещё большими трудностями столкнулись муниципальные бюджеты. И регионы, и федеральный центр сократили свои отчисления -- основной источник их пополнения.

Проектировки расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определены в соответствии с принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах, в котором, в частности, отмечено:

«Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010-2012 годах по сравнению с 2009 годом. Эта вынужденная мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами».

 

Рисунок 2 - Основные параметры проекта федерального бюджета России на 2011г.

 

В качестве основных приоритетов бюджетных расходов Бюджетным посланием определены финансовое обеспечение пенсионной реформы, безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи, формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения), стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки, реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее качественно нового облика, выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе - по проведению крупных международных мероприятий.

Наряду с реализацией указанных приоритетов при планировании расходов федерального бюджета учтены внесенные в соответствии с Бюджетным посланием, изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие формирование бюджетных ассигнований в ведомственной структуре расходов федерального бюджета только на 2010 год с определением на плановый период 2011-2012 годов среднесрочных «потолков» расходов по разделам классификации расходов и субъектам бюджетного планирования. Такой подход, сохраняя базовые принципы среднесрочного федерального бюджета, создает необходимые ориентиры для субъектов бюджетного планирования по бюджетным проектировкам и стимулы для реструктуризации и повышения эффективности расходных обязательств.

 

Таблица 3 - Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей на период до 2012г.

Показатели

Ед. изм.

2009

2010

2011

2012

Цена Urals (мировые)

долл./барр.

61,1

75,0

75,0

78,0

Инфляция

дек./дек.

8,8

7-8

6-7

5-6

ВВП

млрд. руб.

39 064

45 175

50 389

55 950

% к пред. году

-7,9

4,0

4,2

3,9

Промышленное производство

% к пред. году

-9,3

7,6

3,9

3,8

Инвестиции в основной капитал

% к пред. году

-16,2

2,5

10,0

3,5

Оборот розничной торговли

% к пред. году

-4,9

5,2

5,0

5,6

Объем платных услуг населению

% к пред. году

-4,2

1,6

2,9

4,0

Реальная заработная плата

% к пред. году

-3,5

4,9

3,5

4,0

Реальные располагаемые доходы населения

% к пред. году

2,3

4,4

3,6

3,6

Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост

% к пред. году

24,2

44,9

9,4

8,8

Экспорт

млрд.долл. США

303,4

378,2

389,2

411,8

Импорт

млрд.долл. США

191,8

238,8

277,5

303,1

Уровень безработицы к экономически активному населению

%

8,6

7,7

7,4

7,1


 

Как мы видим из таблицы 3 в 2009г. из-за мирового финансового кризиса наблюдаются самые низкие социально-экономические показатели, но из года в год они набирают увеличение. Так например, мировые цены Urals по плановым показателям должны повышаться, и к 2012г. достигнуть 78,0 долл./барр., что на 27,66% будет превышать цены за 2009г. Инфляция будит понижаться, а ВВП увеличится на 16886 млрд. руб. (на 43,23% по сравнению с 2009г.). Все эти показатели говорят о положительной тенденции развития нашей страны.

Что касается процентного отношения показателей к предыдущему году, то можно отметить, что промышленное производство достигло максимального увеличения в 2010г. Это свидетельствует о быстрой адаптации к кризисной ситуации и возможности дальнейшего развития. Инвестиции в основной капитал должны планово получить максимальный процент увеличения в 2011г. Оборот розничной торговли, объем платных услуг населению и другие показатели, будут с каждым годом только увеличиваться. Уровень безработицы к экономически активному населению был максимальным, но в 2010, 2011 и 2012г. он пойдет на убыль. Из этого можно сделать вывод что Российская Федерация постепенно выходит из кризиса и со временем возвратит себе былую экономическую ситуацию, где в стране можно будет наблюдать профицит денежных средств.

Таким образом, в 2008, 2009 и 2010 годах российская экономика столкнулась с резким сокращением ресурсов - причем это касается как текущих доходов, так и накопленных ранее резервов. В этой связи приходится проводить такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг. До кризиса расходы бюджетной системы и, в частности, федерального бюджета, из года в год неизменно увеличивались. Рост расходов заметно опережал темпы роста экономики и коснулся практически всех направлений расходов. Сейчас перед правительством остро стоит задача коррекции бюджетной политики и ее адаптации к периоду низких государственных доходов. Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности.

 

 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

В своем современном виде бюджетная система РФ представляет собой федеративное государство. Ресурсы для ее совершенствования практически исчерпаны. Необходима реформа налогово-бюджетных взаимоотношений между федеральными, региональными и местными органами власти, предполагающая поэтапное решение конкретных задач.

Информация о работе Уровни бюджетной системы РФ