Торгово-промышленные палаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 01:11, курсовая работа

Описание работы

Либерализация внешнеэкономической деятельности – одно из важнейших направлений рыночных преобразований в России. Переход России к формированию рыночной экономики открытого типа, кардинальное изменение ее геополитических позиций вследствие распада СССР создали принципиально новые условия для внешнеэкономического развития страны. Последствия произошедших перемен, как для экономики России, так и для ее положения в мире носят далеко не однозначный характер.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и структура Торгово-промышленной палаты 5
Понятие Торгово-промышленной палаты и ее функции 5
Структура Торгово-промышленной палаты 10
Глава 2. Направления Торгово-промышленной палаты по содействию внешнеэкономической деятельности 12
Комитет Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по содействию внешнеэкономической деятельности 12
Роль ТПП при вступлении России в ВТО 14
Глава 3. Пути решения проблем создания положительного имиджа российского бизнеса за рубежом 21
Заключение 27
Список использованных источников 29

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 48.98 Кб (Скачать)

Председатель  Комитета по международным делам  Совета Федерации ФС РФ Михаил Маргелов развил эту мысль, отметив, что первопричиной отношения к любому бизнесу есть отношение к стране его происхождения. Общество реагирует по принципу: какое государство – такой и бизнес. Не такая уж и давняя наша история укрепила в западной аудитории серьезные предрассудки относительно России и ее деловых кругов. К этому следует добавить и соответствующие усилия конкурентов, включая госструктуры многих стран, весьма не желающих видеть у себя на рынках новых серьезных, набирающих силу соперников.

Михаил  Маргелов отметил, что имеются возможности противодействия негативной информации, возможности представить страну и наш бизнес так, как следует, но недостаточно опыта и знаний. Следовательно, нужно учиться. Корпоративные сайты российских компаний признаны худшими в Европе не потому, что нам нечего сказать, а потому, что мы еще не умеем донести нужную информацию потребителю, не умеем работать над созданием имиджа. Маргелов полагает, что следует соединять навыки продвижения бизнеса с навыками дипломатическими, а для этого нужно понимать, что имидж страны и имидж ее деловых кругов во многом вещи взаимосвязанные. Большую помощь может оказать так называемая «народная дипломатия» - неофициальные встречи, «круглые столы», «дни бизнеса», всевозможные презентации и т.д. Представитель Совета Федерации особо подчеркнул также важность выхода на рынки развивающихся стран, где, в принципе, и мы, и наши европейские, американские конкуренты имеем пока почти равные шансы закрепиться. Но следует понимать и то, что уже давно поняли на Западе: в таких странах даже самые перспективные бизнес-проекты новичков не пройдут без серьезного государственного участия.

Сложившиеся на международной арене негативные стереотипы, отсутствие целенаправленных и регулярных действий, способствующих их разрушению, слабое информирование международной общественности о  поступательном движении России в направлении  укрепления экологической и техногенной  безопасности наносит серьезный  вред имиджу страны и российскому  бизнесу, отметил замминистра по чрезвычайным ситуациям Владимир Пучков. Между тем, сегодня Россия запланировала  целый ряд крупных проектов в  области электроэнергетики, добычи нефти и газа, транспортировки  углеводородного сырья, имеющих  международное значение. Следовательно, необходимо активизировать политику России на международной арене, создавать положительный имидж страны и бизнеса, уверен замминистра.

Один из возможных путей здесь – государственно-частное  партнерство. Примером может служить  программа «Развитие систем обеспечения  безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов». Ее цель - создание системы недопущения чрезвычайных ситуаций (ЧС) на потенциально опасных объектах. В итоге благодаря прозрачным процедурам контроля уровня безопасности проектов должен снизиться уровень их негативного восприятия различными социальными группами.

Программа «Развитие систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов» от имени РФ включена в перечень совместных проектов, осуществляемых Россией в Арктическом совете. Это позволяет позиционировать Россию как страну, которая, вопреки обвинениям в нарушении международных экологических законов и конвенций, по собственной инициативе взялась за создание глобальной системы предотвращения экологических и техногенных катастроф, подчеркнул заместитель министра.

Заместитель директора Департамента международного сотрудничества Министерства природных ресурсов Владимир Ивлев поднял вопрос о создании некой структуры, которая могла бы содействовать выходу наших компаний на зарубежные рынки. Наши недропользователи за рубежом всегда будут испытывать сложности, подчеркнул Владимир Ивлев, без поддержки государства. Посольства и торгпредства далеко не всегда представляют, чем можно помочь, например, как получить необходимую лицензию. Структура, способная поддержать наш бизнес за рубежом, должна координировать усилия в этом направлении и МИДа, и других органов власти, чтобы все действовали в одном направлении. Западный бизнес в его экспансии на другие рынки поддерживает множество государственных и общественных агентств и организаций, а почему этого нет у нас?

О практической работе по созданию имиджа компании рассказал  вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Джеван Челоянц. Компания осуществляет свою деятельность более чем в сорока субъектах РФ и пятнадцати странах ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому с проблемой формирования положительного имиджа, преодолением негативных стереотипов и барьеров, отметил представитель «ЛУКОЙЛА», приходится сталкиваться постоянно. Если не затрагивать чисто политические аспекты, то оппоненты обычно пытаются формировать негативный имидж компании, обвиняя ее в недостаточном внимании к вопросам обеспечения промышленной и экологической безопасности, охране труда и здоровья своих работников, отсутствию целостной системы чрезвычайного реагирования.

Нивелировать  такие оценки можно, отметил Джеван Челоянц, если, как это делает наша компания, руководствоваться рядом принципов. Прежде всего, нужна максимальная открытость и доступность всей информации о состоянии промышленной безопасности, охране труда и здоровья работников на предприятиях, о негативном воздействии производственной деятельности на окружающую среду и реализуемых компанией компенсационных мерах. Понятно, что делать это имеет смысл только тогда, когда работа компании соответствует отечественным и мировым нормам и требованиям. Так, в 2007 году все организации Группы «ЛУКОЙЛ» перешли на единый сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO14001 и спецификации OHSAS 18001. Компания периодически проверяет готовность своих подразделений к чрезвычайному реагированию посредством проведения специальных учений, а для объектов, чья деятельность связана с угрозой возникновения аварий трансграничного характера, обязательным является проведение учений с участием международных наблюдателей.

Выступающий привел конкретные примеры, когда соблюдение вышеназванных принципов, что называется, «работало» на компанию. Так, Литва при поддержке ряда западноевропейских стран попыталась поставить под сомнение экологическую безопасность проекта по освоению месторождения «Кравцовское» в Балтийском море и результаты государственной экологической экспертизы. Компания организовала несколько слушаний, представила все документы, результаты экспертиз и доказала, что промышленные и экологически риски, связанные с этим проектом, на несколько порядков ниже, чем, скажем, риски от литовского проекта, предполагающего танкерные перевозки.

Еще один очень  важный фактор создания положительного имиджа - формирование уверенности  в том, что возможные экологические  угрозы будут своевременно выявлены и устранены. В компании создана  система производственно-экологического контроля и мониторинга состояния  окружающей среды. Разработан стандарт «Система производственного экологического контроля на объектах ОАО «ЛУКОЙЛ». В этом документе впервые в  РФ сформулированы требования к системе  производственно-экологического контроля и мониторинга состояния окружающей среды. На основе разработанного стандарта  в компании внедряется вертикально - интегрированная система производственно-экологического мониторинга и контроля на объектах добычи, переработки и транспортировки. Это не только сокращает число  аварийных ситуаций, обеспечивает оперативную  реакцию на них, но и формирует  устойчивый положительный имидж компании.

Представитель МЭРТ РФ Всеволод Гаврилов видит причину  попыток ограничить доступ нашего бизнеса  на другие рынки в том, что Россия становится сильнее: сильная страна – это сильный бизнес, а значит, и сильный конкурент. Поэтому  в рамках законодательства предпринимаются  все возможные меры противодействия, в том числе и меры, направленные на ухудшение российского имиджа. По мнению Гаврилова, следует столь  же решительно, в рамках законодательства интересующей нас страны, отвечать, реагировать на все выпады. Вот, например, в ЕС, на соответствующем сайте, приведен обширный список рисков реализации проекта  «Северный поток». Риски перечислены, а вот контраргументы не указаны. России имело бы смысл подумать об исправлении такой ситуации. Многие европейцы все еще воспринимают проект газопровода по дну Балтийского моря как проект экологически опасный, навязанный Россией Европе через лоббистов за большие деньги. Где наше противодействие? Далее, отметил Всеволод Гаврилов, мы слабо учитываем то, что саморегулируемые организации за рубежом играют весьма важную роль в противодействии, естественно, законными способами нашему проникновению на рынки; следует и российским саморегулируемым организациям активнее защищать интересы именно российских предпринимателей. Опыт показывает: равноправие в таких вещах равносильно выигрышу.

Своими  соображениями относительно путей  и методов формирования положительного имиджа российского бизнеса поделились также заместитель гендиректора ОАО «Аэрофлот» Лев Кошляков, начальник управления федеральных программ ОАО ГМК «Норильский никель» Зинаида Жукова, президент РАО «Рос-Автотранс» Наталия Иванова, представитель Российского общества страховщиков Ирина Осокина и др.

Главная мысль, проводимая участниками «круглого  стола», заключалась в следующем: нынешний экономический потенциал  России позволяет ей сегодня вести  равноправный диалог с партнерами за рубежом. Но достижение полновесных  успехов невозможно, если не предпринимать  активных мер к разрушению сложившихся  на международной арене негативных стереотипов восприятия российской стороны. При этом подчеркивалось, что  это невозможно без участия государства. Определенной неожиданностью для собравшихся  стала информация, что, оказывается, МЭРТ уже разработал программу формирования позитивного образа страны и ее экономики, причем составлен план реализации этой программы вплоть до весны 2009 года. Таким образом, в ближайшее время российский бизнес сможет познакомиться с тем, как программа предлагает улучшить мнение о нем вне границ России[4.1].

 

Заключение

 

Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ – это негосударственная  некоммерческая общественная организация, оказывающая содействие национальным производственным, коммерческим, иным предприятиям и организациям в установлении, поддержании и расширении деловых контактов с зарубежными партнёрами; оказание им практической помощи в экспортной деятельности, использовании эффективных форм экономического сотрудничества.

Комитет Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по содействию внешнеэкономической деятельности создается в целях содействия становлению рыночной экономики  Российской Федерации на основе создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, совершенствования действующей  и формируемой нормативно-правовой базы развития экономики, ее интеграции в мировое экономическое пространство, консолидации российских деловых кругов в интересах повышения эффективности  их участия в законно – и нормотворческой деятельности, развития инфраструктуры обслуживания предпринимательства, налаживания устойчивых деловых связей между предпринимательскими кругами России и зарубежных стран.

В своей  практической деятельности ТПП РФ проводит последовательную линию на развитие сферы отношений с зарубежными  партнерскими организациями деловых кругов, на создание совместных структур, расширяющих возможности взаимодействия предпринимателей России и других стран, что обеспечивает большие потенциальные возможности и организационные основы включения малого предпринимательства в международное сотрудничество.

В настоящее  время действует 78 соглашении о сотрудничестве между ТПП РФ и объединениями деловых кругов стран мира. В своей работе Палата последовательно прилагала усилия по содействию установлению прямых связей между членами ТПП РФ и иностранными партнерами, расширению экспорта продукции российских предприятий-членов ТПП РФ. Укреплялись межрегиональные связи территориальных ТПП с зарубежными партнерами. В России и за границей организовывались встречи, семинары, конференции для территориальных палат и их членов с участием иностранных предпринимателей.

Сложившиеся на международной арене негативные стереотипы, отсутствие целенаправленных и регулярных действий, способствующих их разрушению, слабое информирование международной общественности о  поступательном движении России в направлении  укрепления экологической и техногенной  безопасности наносит серьезный  вред имиджу страны и российскому  бизнесу. При активном участии торгово-промышленной палаты в настоящее время ведутся  успешные переговоры по решению этих проблем.

 

Список использованных источников

 

1. Нормативно-правовые акты

 

1.1 Закон  РФ «О торгово-промышленных палатах  в РФ» (в ред. Федеральных  законов от 19.05.1995 N 82-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ).

1.2.Устав  Торгово-промышленной палаты РФ  от 28.02.1998.

Положение о Комитете Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по содействию внешнеэкономической деятельности.

 

2. Литература

 

2.1. Бабин  Э.П., Исаченко Т.М.Внешнеэкономическая  политика. Учебник. – М., 2007. –  435 с.

2.2. Баринов  В.А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. – М., 2006.- 541 с.

2.3. Булатов  А.С. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития.- М.:Экономистъ, 2007.- 423 с.

2.4. Грачев  Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. - 544с.

2.5. Данилин  А.В. Методологические аспекты  внешней торговли. // Внешнеэкономический  бюллетень.2006. №7.

2.6. Дегтярева  О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. 6 - е изд. М., 2007. – 534 с.

2.7. Ливенцева  Н.Н. Международная экономическая  интеграция. – М., 2006.- 328с.

2.8. Покровская  В.В.- Организация и регулирование  внешнеэкономической деятельности: учебник. – М.. 2005.- 512 с.

2.9. Ростовский  Ю. М. , Гречков В. Ю. Внешнеэкономическая деятельность.- М., 2005.- 419 с.

 

3. Газеты, журналы

 

Куцобин А. Об основных направлениях деятельности ТПП РФ по созданию информационной поддержки предпринимательства. // РЭЖ-2007.-№11.

Информация о работе Торгово-промышленные палаты