Торгово-промышленные палаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 01:11, курсовая работа

Описание работы

Либерализация внешнеэкономической деятельности – одно из важнейших направлений рыночных преобразований в России. Переход России к формированию рыночной экономики открытого типа, кардинальное изменение ее геополитических позиций вследствие распада СССР создали принципиально новые условия для внешнеэкономического развития страны. Последствия произошедших перемен, как для экономики России, так и для ее положения в мире носят далеко не однозначный характер.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и структура Торгово-промышленной палаты 5
Понятие Торгово-промышленной палаты и ее функции 5
Структура Торгово-промышленной палаты 10
Глава 2. Направления Торгово-промышленной палаты по содействию внешнеэкономической деятельности 12
Комитет Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по содействию внешнеэкономической деятельности 12
Роль ТПП при вступлении России в ВТО 14
Глава 3. Пути решения проблем создания положительного имиджа российского бизнеса за рубежом 21
Заключение 27
Список использованных источников 29

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 48.98 Кб (Скачать)
>2) Содействует  развитию всех видов предпринимательской  деятельности с учетом экономических  интересов субъектов Российской  Федерации, отраслей народного  хозяйства и организаций.

3) Организует  взаимодействие между субъектами  предпринимательской деятельности  и государственными структурами  для выработки позиции по теоретическим  и практическим вопросам внешнеэкономической  деятельности.

Функциями Комитета следующие:

  • мониторинг состояния, тенденций и динамики развития внешнеэкономической деятельности, анализ социально-экономических последствий принимаемых решений во внутренней и внешней экономической политике государства и факторов, сдерживающих развитие предпринимательства;
  • участие совместно с торгово-промышленными палатами, подразделениями аппарата ТПП Российской Федерации, членами ТПП РФ, комитетами ТПП РФ в осуществлении экспертизы проектов нормативно-правовых актов в области экономики, внешнеэкономической деятельности, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы организаций и предпринимателей.
  • участие в проведении маркетинговых исследований по направлениям деятельности Комитета;
  • участие в формировании и пользовании банками данных по различным направлениям предпринимательства, создаваемыми в Палате;
  • содействие торгово-промышленным палатам, российским организациям и предпринимателям в ознакомлении, использовании и распространении зарубежного и отечественного опыта в области внешнеэкономической деятельности;
  • подготовка предложений по организации и участию в работе конференций, семинаров, симпозиумов по проблемам внешнеэкономической деятельности;
  • привлечение отечественных научных и деловых кругов к работе международных и зарубежных национальных ассамблей, конференций, симпозиумов по проблемам внешнеэкономической деятельности;
  • обобщение материалов конференций, семинаров, симпозиумов, выработка консолидированной позиции деловых кругов по актуальным проблемам развития внешнеэкономической деятельности, подготовка предложений и рекомендаций для руководящих органов ТПП РФ[1.3].

 

2.2 Роль ТПП при вступлении России в ВТО

 

Реально существующая потребность в проведении политики разумного протекционизма определяет целесообразность формулировки четкого и конкретного подхода к проблеме вступления России в ВТО. Полноправное членство в этой организации создаст для России возможность участвовать в многостороннем регулировании мировой торговли и поможет устранить преграды продвижению отечественных товаров на рынки других стран.

Необходимо  отметить, что процесс дальнейшего  открытия российского рынка может  быть только поэтапным и постепенным  и осуществляться после того, как  будет пройден сложный период структурной перестройки, достигнуты устойчивые темпы роста экономики  и стабилизации бюджета. "Плата" за вступление в ВТО должна быть соизмерима с выгодами и преимуществами, которые страна получит от членства в этой организации[3.4].

Особое  положение складывается в связи  с присоединением России в рамках ВТО к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС), поскольку конкурентоспособность большинства российских секторов рынка услуг, где основная масса субъектов хозяйствования относится к малым предприятиям, находится на сравнительно низком уровне, законодательно они никак не защищены и открытие этих рынков приведет к их поглощению иностранным капиталом. Рассчитывать на адекватное расширение российского экспорта услуг в ближайшие годы также не представляется возможным.

Учитывая, что структуры ТПП РФ достаточно глубоко вовлечены в разработку проблем формирования национальных рынков важнейших видов услуг, и принимая во внимание значимость этих вопросов для развития широкого круга предпринимательских структур, представляется необходимым активное участие Палаты в разработке позиции по присоединению РФ к этому соглашению. Это тем более необходимо, поскольку в системе государственного управления нет органа, который в целом охватывал бы весь сектор услуг, куда, по классификации ООН, входят более 160 секторов деятельности.

В этой ситуации представляется важным создание Лиги предпринимателей сферы услуг при  ТПП РФ, с тем чтобы, опираясь на нее, обеспечить консолидацию позиций  отечественных предпринимателей в важнейших сферах услуг с целью защиты национального рынка и предпринимательства в условиях постепенного открытия отечественного рынка услуг. Создание такого общественного союза имеет принципиальное значение для осознания предпринимательской средой реальных последствий вступления России в мировые экономические структуры и важности безотлагательного определения защитных мер и механизмов в условиях все расширяющегося взаимодействия с мировой экономикой.

В практике деятельности предпринимательских  союзов других стран такие национальные союзы под названием «коалиции отраслей услуг» уже существуют. В ряде стран они созданы под эгидой торговых палат. Все эти союзы, представляющие сегодня 22 страны, объединены в Международную конференцию коалиций отраслей услуг, которая, тесно взаимодействуя с ВТО, старается апробировать подходы национальных объединений предпринимателей по конкретным секторам услуг в связи с ведущимся переговорным процессом по присоединению к ГАТС[3.4].

В своей  практической деятельности ТПП РФ проводит последовательную линию на развитие сферы отношений с зарубежными  партнерскими организациями деловых кругов, на создание совместных структур, расширяющих возможности взаимодействия предпринимателей России и других стран, что обеспечивает большие потенциальные возможности и организационные основы включения малого предпринимательства в международное сотрудничество.

Сейчас  действует 78 соглашении о сотрудничестве между ТПП РФ и объединениями деловых кругов стран мира. В своей работе Палата последовательно прилагала усилия по содействию установлению прямых связей между членами ТПП РФ и иностранными партнерами, расширению экспорта продукции российских предприятий-членов ТПП РФ. Укреплялись межрегиональные связи территориальных ТПП с зарубежными партнерами. В России и за границей организовывались встречи, семинары, конференции для территориальных палат и их членов с участием иностранных предпринимателей.

Представители ТПП РФ обеспечивают интересы России в Международном бюро выставок (МБВ), участвуют в работе экономических  форумов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), сессий органов ЮНКТАД, в том числе Международного торгового центра ЮНК-ТАД/ВТО, предпринимательской части российской делегации на сессиях генконференции Международной организации труда (МОТ).

Палата  участвует в работе Правительственной  комиссии по вопросам ВТО, межведомственных комиссий по вопросам отношений с  организациями системы ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Обеспечена руководящая роль ТПП РФ в Национальном комитете Международного Венского Совета (МВС), а также в Российском национальном комитете по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (РНКТЭС) и Российским национальном комитете по черноморскому экономическому сотрудничеству (РНКЧЭС). Представители Палаты входят в состав ряда межправительственных комиссий и комитетов по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами[3.1].

ТПП РФ явилась  инициатором проведения работы по подготовке проекта решения о присоединении  России к конвенции о временном  ввозе товаров (АТА). В настоящее  время осуществляется работа по обеспечению  выполнения Палатой функций гарантирующей  ассоциации в соответствии с международными договоренностями, действующими в рамках системы АТА.

Палата  всегда придавала серьезное значение совершенствованию деятельности своих представительств за рубежом.

В настоящее  время функционируют представительства  Палаты в 16 странах.

Палата  ориентировала свои загранпредставительства  на содействие привлечению иностранных компаний к участию в инвестиционных проектах в России. За период с 2004 г. с участием представительств за рубежом проведено более 50 конференций и "круглых столов" по различной тематике. При содействии представительств, как упоминалось выше, проводились презентации российских регионов за рубежом и национальные выставки зарубежных стран в России.

Значительную  часть работы представительств занимали сбор и предоставление российским и зарубежным предпринимателям широкого спектра деловой информации через абонентские пункты, действующие в ряде представительств.

Представительства ТПП в зарубежных странах оказывали  содействие территориальным палатам и отдельным российским компаниям и предприятиям прежде всего в подборе деловых партнеров, проверке надежности фирм и реализации сделок, а также предоставляли разного рода справочные материалы и готовили обзоры состояния рынков.

Палата  стремилась не упускать из виду и такое  приоритетное направление своей работы, как содействие в привлечении иностранных партнеров к реализации инвестиционных проектов в России.

В целях  совершенствования механизмов участия предпринимательского сообщества в выработке переговорной позиции Российской Федерации в условиях вступления в членство в ВТО ТПП России предлагает:

 В сфере макроэкономического регулирования:

  • ликвидировать в государстве и обществе информационные и статистические дефициты относительно финансовых результатов экономического процесса в России и ВТО;
  • создать в отраслях и регионах многосторонний переговорный процесс по вопросам конкурентоспособности активов национальных товаропроизводителей и кредитной системы;
  • реализовать комплекс мер по созданию балансовых индикаторов развития предприятий, отраслей и регионов, использованию таких индикаторов в прогнозировании социально-экономического развития, формировании системы топливно-энергетических и материально-технических балансов предприятий, отраслей и регионов.

В сфере  таможенного регулирования:

  • шире прибегать к электронному декларированию товаров для решения проблемы определения таможенной стоимости, которое позволяет решать спорные моменты до прихода товара на таможню;
  • максимально использовать механизм информирования и консультирования, предусмотренный нормами Таможенного кодекса РФ, являющийся эффективным способом соблюдения прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности;
  • использовать процедуры административного и судебного обжалования действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц.

В сфере  государственных закупок:

  • осуществлять мониторинг законодательства иностранных государств и практики его применения на предмет выявления непредоставления национального режима, дискриминации и иных ограничений доступа российских субъектов коммерческой деятельности к участию в закупках товаров, работ и услуг для государственных (правительственных) целей зарубежных стран;
  • активизировать деятельность по изучению иностранных рынков в целях определения потребностей российского бизнеса в отношении продвижения российских товаров и услуг на внешние рынки в областях, связанных с государственными закупками.

В сфере  интеллектуальной собственности:

  • более эффективно охранять принадлежащие промышленным предприятиям, научным организациям, учебным учреждениям, принадлежащие им права интеллектуальной собственности, в том числе путем своевременного патентования и регистрации охраноспособных объектов, как в России, так и за рубежом, в том числе используя Международные системы регистрации товарных знаков и научных открытий, функционирующих под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС);
  • самостоятельно защищать свои интересы правообладателя, в том числе путем более активного сотрудничества с компетентными российскими и международными органами;
  • вести мониторинг законодательства иностранных государств и их рынков на предмет выявления дискриминации или нарушений прав российских правообладателей для задействования механизмов защиты судебных органов, ВОИС, а в перспективе и механизмов ВТО;
  • совместно с отраслевыми объединениями предпринимателей, территориальными ТПП, активнее изучать иностранные рынки в целях определения потребностей российского бизнеса в отношении продвижения на внешние рынки отечественных товаров, работ и услуг, содержащих объекты интеллектуальной собственности, жестко отстаивать свои интеллектуальные права в рамках ВТО после присоединения России к этой организации.

В зонах  свободной торговли и таможенных союзов:

  • российским предпринимателям, работающим с партнерами из стран, с которыми у России имеются соглашения по формированию зон свободной торговли и таможенных союзов, внимательно отслеживать процессы реализации этих соглашений, с тем, чтобы в максимальной степени воспользоваться преимуществами торговли в рамках таких зон и союзов[2.5].

 

 

 

Глава 3. Пути решения проблем создания положительного имиджа российского бизнеса за рубежом

 

25 марта  2008 года на «круглом столе», организованном Комитетом ТПП РФ по содействию внешнеэкономической деятельности и Комитет РСПП по энергетической политике состоялось обсуждение проблемы создания положительного имиджа российского бизнеса за рубежом.

Во вступительном  слове вице-президент ТПП РФ Георгий  Петров, отметив важность предложенной к обсуждению проблемы, привел свежий пример неоднозначного отношения в мире к российскому бизнесу. С одной стороны, российская (Evraz S.A.) получает согласие на приобретение ведущего североамериканского производителя стального проката и труб для нефтегазовой промышленности - IPSCO (IPSCO Canada). С другой – в парламенте Новой Зеландии правительство обвинили в том, что оно не реагирует отрицательно на попытку российского бизнеса войти в важную для страны молочную отрасль, продукты которой, кстати, Россия традиционно закупает в больших количествах. Слишком по-разному, отметил Георгий Петров, воспринимается российский бизнес в разных странах, причем, к сожалению, отрицательно воспринимается он значительно чаще. Дело здесь не только в конкуренции, хотя и она играет свою роль. Проблема в том, что до сих пор и наши деловые круги, и в целом государство мало уделяют внимания формированию позитивного образа российского бизнеса. У страны, между тем, подчеркнул Георгий Петров, есть прямой резон заниматься этим – решая чисто корпоративные задачи, российский крупный бизнес за рубежом часто делает это в русле общегосударственных целей.

Информация о работе Торгово-промышленные палаты