Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 01:11, курсовая работа
Либерализация внешнеэкономической деятельности – одно из важнейших направлений рыночных преобразований в России. Переход России к формированию рыночной экономики открытого типа, кардинальное изменение ее геополитических позиций вследствие распада СССР создали принципиально новые условия для внешнеэкономического развития страны. Последствия произошедших перемен, как для экономики России, так и для ее положения в мире носят далеко не однозначный характер.
Введение 3
Глава 1. Сущность и структура Торгово-промышленной палаты 5
Понятие Торгово-промышленной палаты и ее функции 5
Структура Торгово-промышленной палаты 10
Глава 2. Направления Торгово-промышленной палаты по содействию внешнеэкономической деятельности 12
Комитет Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по содействию внешнеэкономической деятельности 12
Роль ТПП при вступлении России в ВТО 14
Глава 3. Пути решения проблем создания положительного имиджа российского бизнеса за рубежом 21
Заключение 27
Список использованных источников 29
3) Организует
взаимодействие между
Функциями Комитета следующие:
2.2 Роль ТПП при вступлении России в ВТО
Реально существующая потребность в проведении политики разумного протекционизма определяет целесообразность формулировки четкого и конкретного подхода к проблеме вступления России в ВТО. Полноправное членство в этой организации создаст для России возможность участвовать в многостороннем регулировании мировой торговли и поможет устранить преграды продвижению отечественных товаров на рынки других стран.
Необходимо отметить, что процесс дальнейшего открытия российского рынка может быть только поэтапным и постепенным и осуществляться после того, как будет пройден сложный период структурной перестройки, достигнуты устойчивые темпы роста экономики и стабилизации бюджета. "Плата" за вступление в ВТО должна быть соизмерима с выгодами и преимуществами, которые страна получит от членства в этой организации[3.4].
Особое положение складывается в связи с присоединением России в рамках ВТО к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС), поскольку конкурентоспособность большинства российских секторов рынка услуг, где основная масса субъектов хозяйствования относится к малым предприятиям, находится на сравнительно низком уровне, законодательно они никак не защищены и открытие этих рынков приведет к их поглощению иностранным капиталом. Рассчитывать на адекватное расширение российского экспорта услуг в ближайшие годы также не представляется возможным.
Учитывая, что структуры ТПП РФ достаточно глубоко вовлечены в разработку проблем формирования национальных рынков важнейших видов услуг, и принимая во внимание значимость этих вопросов для развития широкого круга предпринимательских структур, представляется необходимым активное участие Палаты в разработке позиции по присоединению РФ к этому соглашению. Это тем более необходимо, поскольку в системе государственного управления нет органа, который в целом охватывал бы весь сектор услуг, куда, по классификации ООН, входят более 160 секторов деятельности.
В этой ситуации представляется важным создание Лиги предпринимателей сферы услуг при ТПП РФ, с тем чтобы, опираясь на нее, обеспечить консолидацию позиций отечественных предпринимателей в важнейших сферах услуг с целью защиты национального рынка и предпринимательства в условиях постепенного открытия отечественного рынка услуг. Создание такого общественного союза имеет принципиальное значение для осознания предпринимательской средой реальных последствий вступления России в мировые экономические структуры и важности безотлагательного определения защитных мер и механизмов в условиях все расширяющегося взаимодействия с мировой экономикой.
В практике деятельности предпринимательских союзов других стран такие национальные союзы под названием «коалиции отраслей услуг» уже существуют. В ряде стран они созданы под эгидой торговых палат. Все эти союзы, представляющие сегодня 22 страны, объединены в Международную конференцию коалиций отраслей услуг, которая, тесно взаимодействуя с ВТО, старается апробировать подходы национальных объединений предпринимателей по конкретным секторам услуг в связи с ведущимся переговорным процессом по присоединению к ГАТС[3.4].
В своей практической деятельности ТПП РФ проводит последовательную линию на развитие сферы отношений с зарубежными партнерскими организациями деловых кругов, на создание совместных структур, расширяющих возможности взаимодействия предпринимателей России и других стран, что обеспечивает большие потенциальные возможности и организационные основы включения малого предпринимательства в международное сотрудничество.
Сейчас действует 78 соглашении о сотрудничестве между ТПП РФ и объединениями деловых кругов стран мира. В своей работе Палата последовательно прилагала усилия по содействию установлению прямых связей между членами ТПП РФ и иностранными партнерами, расширению экспорта продукции российских предприятий-членов ТПП РФ. Укреплялись межрегиональные связи территориальных ТПП с зарубежными партнерами. В России и за границей организовывались встречи, семинары, конференции для территориальных палат и их членов с участием иностранных предпринимателей.
Представители ТПП РФ обеспечивают интересы России в Международном бюро выставок (МБВ), участвуют в работе экономических форумов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), сессий органов ЮНКТАД, в том числе Международного торгового центра ЮНК-ТАД/ВТО, предпринимательской части российской делегации на сессиях генконференции Международной организации труда (МОТ).
Палата участвует в работе Правительственной комиссии по вопросам ВТО, межведомственных комиссий по вопросам отношений с организациями системы ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Обеспечена руководящая роль ТПП РФ в Национальном комитете Международного Венского Совета (МВС), а также в Российском национальном комитете по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (РНКТЭС) и Российским национальном комитете по черноморскому экономическому сотрудничеству (РНКЧЭС). Представители Палаты входят в состав ряда межправительственных комиссий и комитетов по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами[3.1].
ТПП РФ явилась
инициатором проведения работы по подготовке
проекта решения о
Палата всегда придавала серьезное значение совершенствованию деятельности своих представительств за рубежом.
В настоящее
время функционируют
Палата ориентировала свои загранпредставительства на содействие привлечению иностранных компаний к участию в инвестиционных проектах в России. За период с 2004 г. с участием представительств за рубежом проведено более 50 конференций и "круглых столов" по различной тематике. При содействии представительств, как упоминалось выше, проводились презентации российских регионов за рубежом и национальные выставки зарубежных стран в России.
Значительную часть работы представительств занимали сбор и предоставление российским и зарубежным предпринимателям широкого спектра деловой информации через абонентские пункты, действующие в ряде представительств.
Представительства ТПП в зарубежных странах оказывали содействие территориальным палатам и отдельным российским компаниям и предприятиям прежде всего в подборе деловых партнеров, проверке надежности фирм и реализации сделок, а также предоставляли разного рода справочные материалы и готовили обзоры состояния рынков.
Палата стремилась не упускать из виду и такое приоритетное направление своей работы, как содействие в привлечении иностранных партнеров к реализации инвестиционных проектов в России.
В целях совершенствования механизмов участия предпринимательского сообщества в выработке переговорной позиции Российской Федерации в условиях вступления в членство в ВТО ТПП России предлагает:
В сфере макроэкономического регулирования:
В сфере таможенного регулирования:
В сфере государственных закупок:
В сфере интеллектуальной собственности:
В зонах свободной торговли и таможенных союзов:
Глава 3. Пути решения проблем создания положительного имиджа российского бизнеса за рубежом
25 марта 2008 года на «круглом столе», организованном Комитетом ТПП РФ по содействию внешнеэкономической деятельности и Комитет РСПП по энергетической политике состоялось обсуждение проблемы создания положительного имиджа российского бизнеса за рубежом.
Во вступительном слове вице-президент ТПП РФ Георгий Петров, отметив важность предложенной к обсуждению проблемы, привел свежий пример неоднозначного отношения в мире к российскому бизнесу. С одной стороны, российская (Evraz S.A.) получает согласие на приобретение ведущего североамериканского производителя стального проката и труб для нефтегазовой промышленности - IPSCO (IPSCO Canada). С другой – в парламенте Новой Зеландии правительство обвинили в том, что оно не реагирует отрицательно на попытку российского бизнеса войти в важную для страны молочную отрасль, продукты которой, кстати, Россия традиционно закупает в больших количествах. Слишком по-разному, отметил Георгий Петров, воспринимается российский бизнес в разных странах, причем, к сожалению, отрицательно воспринимается он значительно чаще. Дело здесь не только в конкуренции, хотя и она играет свою роль. Проблема в том, что до сих пор и наши деловые круги, и в целом государство мало уделяют внимания формированию позитивного образа российского бизнеса. У страны, между тем, подчеркнул Георгий Петров, есть прямой резон заниматься этим – решая чисто корпоративные задачи, российский крупный бизнес за рубежом часто делает это в русле общегосударственных целей.