Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:29, реферат
Проблема скрытых действий, как и проблема неблагоприятного отбора, впервые стала предметом исследований в страховой отрасли. Она возникает здесь в том случае, когда держатель полиса может предпринять не поддающиеся наблюдению действия, влияющие на вероятность того, что он понесет убытки и предъявит страховое требование. Поскольку информированная сторона может предпринять «неправильные» действия (то есть сделать недостаточно для того, чтобы предотвратить страховой случай), ситуации со скрытыми действиями получили название ситуаций морального риска.
Проблема скрытых действий, как и проблема неблагоприятного отбора, впервые стала предметом исследований в страховой отрасли. Она возникает здесь в том случае, когда держатель полиса может предпринять не поддающиеся наблюдению действия, влияющие на вероятность того, что он понесет убытки и предъявит страховое требование. Поскольку информированная сторона может предпринять «неправильные» действия (то есть сделать недостаточно для того, чтобы предотвратить страховой случай), ситуации со скрытыми действиями получили название ситуаций морального риска.
В этой работе мы рассмотрим примеры неблагоприятного отбора и морального риска на рынке страховых услуг, а также проанализируем, каким образом неблагоприятный отбор воздействует на эффективность рынка и как реагируют на это воздействие те, кто несет ответственность за принятие решений.
1. Неблагоприятный отбор
Неблагоприятный
отбор - это ситуация, при которой
неинформированная сторона
Основное свойство
только что описанного рынка подержанных
автомобилей состоит в том, что
неинформированной стороне
Так, в приведенном выше примере, на рынке подержанных автомобилей покупатель проводит неблагоприятный отбор продавцов. Существует множество других примеров неблагоприятного отбора. Неблагоприятный отбор происходит всякий раз, когда возникает проблема скрытых качеств, и люди, представляющие информированную сторону рынка, самоидеитифнцируют себя таким способом, который наносит ущерб неинформированной стороне.
Познакомимся с некоторыми примерами асимметричной информации и неблагоприятного отбора. Это поможет нам понять, как государство или частные фирмы справляются с этой проблемой.
Перейдем к рынку страхования. Почему людям старше 65 лет трудно купить медицинскую страховку, какой бы ни была ее цена? Пожилые люди отличаются более высоким риском серьезного заболевания, но почему цена страховки отражает этот более высокий риск? Вновь причиной является асимметричная информация. Люди, которые приобретают страховку, знают об общем состоянии своего здоровья значительно больше, чем любая страховая компания может надеяться когда-нибудь узнать, даже если она настаивает на медицинском освидетельствовании. В итоге возникает ситуация неблагоприятного отбора, во многом напоминающая сложившуюся на рынке подержанных машин. Поскольку нездоровые люди более склонны к покупке страховки, доля больных людей от общего числа застрахованных возрастает. Из-за этого цена страховки поднимается, и более здоровые люди, уверенные, что риск заболеть для них невелик, принимают решение отказаться от нее. Это еще больше увеличивает процент нездоровых людей среди общего числа застрахованных, что заставляет цену страховки взлететь еще выше. Этот процесс продолжается до тех пор, пока среди желающих купить страховку не останутся одни лишь склонные к заболеваниям люди. С этого момента продажа страховки становится неприбыльной.
Компания по страхованию жизни. Ее будет интересовать такая характеристика покупателя, как его предполагаемая продолжительность жизни. С точки зрения компании идеальным клиентом является тот, который никогда не умрет. Поскольку потенциальные покупатели страховки, по всей вероятности, знают о своем здоровье больше, чем страховая компания, возникает ситуация со скрытыми качествами. Если фирма не может просчитать предполагаемую продолжительность жизни разных людей, ей приходится предлагать один и тот же полис для всех. Для кого подобный тип страхования окажется наиболее выгодным? Для тех людей, которые обладают слабым здоровьем. Но это как раз те люди, которых страховая компания не хочет иметь среди своих клиентов! Таким образом, компания проводит неблагоприятный отбор покупателей. Как и в предыдущем примере с подержанными автомобилями, изменение цены (в данном случае повышение) вследствие неблагоприятного отбора может способствовать дальнейшему оттоку «хороших» клиентов, еще более усугубляя проблему. (Обратите внимание на отличие от рынка подержанных автомобилей, где велся неблагоприятный отбор продавцов и цены падали из-за существования проблемы неблагоприятного отбора.)
Неблагоприятный
отбор может создать для
Провалы рынка подобного рода создают место для деятельности государства. В случае медицинского страхования они дают государству аргументы в пользу системы страхования «Medicare» или соответствующих форм государственного медицинского страхования для пожилых людей. Предлагая страхование всем людям старше 65 лет, правительство устраняет проблему неблагоприятного отбора.
Асимметричная информация имеет место на многих других рынках. Вот лишь несколько примеров:
• Магазины розничной торговли: компенсирует ли вам магазин стоимость дефектного товара или разрешит вернуть его? Сам магазин лучше осведомлен о своей политике в этой области, чем вы.
• Продавцы редких почтовых марок, монет, книг и картин: являются ли предметы настоящими или поддельными? Сам продавец знает значительно больше об их подлинности, чем вы.
• Кровельщики, водопроводчики и электрики: когда кровельщик ремонтирует или обновляет крышу вашего дома, полезете ли вы сами на крышу, чтобы проверить качество работы?
• Рестораны: как часто вы заходите на кухню, чтобы убедиться, что шеф-повар использует свежие продукты и соблюдает санитарные правила?
Во всех этих случаях продавец знает о качестве товара значительно больше, чем покупатель. Пока продавцы не смогут информировать покупателей о качестве товара, низкопробные товары и услуги будут вытеснять с рынка товары и услуги высокого качества, что, как правило, приводит к несостоятельности рынка. Поэтому у продавцов качественных товаров и услуг есть серьезные основания убеждать покупателей в том, что качество товаров на самом деле высокое. В приведенных выше примерах эта задача выполняется главным образом благодаря репутации. Вы делаете покупки в конкретном магазине, потому что он известен своими сервисными услугами в отношении продаваемых им товаров; вы нанимаете конкретного кровельщика или водопроводчика, поскольку они имеют репутацию хороших работников; вы идете в конкретный ресторан, так как он обладает репутацией заведения, использующего свежие продукты, и никто из ваших знакомых не заболел после его посещения.
Однако иногда
создать себе репутацию для бизнеса
не представляется возможным. Например,
в мотелях и гостиницах для
путешественников, расположенных вдоль
автострад, клиенты останавливаются единственный
раз, а если и возвращаются, то нечасто;
поэтому таким предприятиям редко удается
выработать определенную репутацию. Как
же они справляются с проблемой «лимонов»?
Один из способов - это стандартизация. В нашем собственном городе
вы, возможно, не имеете обыкновения обедать
в ресторанах компанииMcDonald's. Но когда вы едете на машине
по скоростной автостраде и хотите остановиться
па обед, они иногда становятся более привлекательными.
Ведь рестораны McDonald'sпредлагают стандартизированный
товар: в каждом ресторане этой сети по
всей стране используются одинаковые
ингредиенты и подаются одни и те же блюда.
Кто знает? Может быть, в заведении Joe's Diner bum пода
2. Моральный риск
Другая характеристика
ситуаций со скрытыми действиями, возникшая
в связи с тем, что информированная
сторона может предпринять «
Проблема скрытых действий, как и проблема неблагоприятного отбора, впервые стала предметом исследований в страховой отрасли. Проблема скрытых действий возникает здесь в том случае, когда держатель полиса может предпринять не поддающиеся наблюдению действия, влияющие на вероятность того, что он понесет убытки и предъявит страховое требование. Поскольку информированная сторона может предпринять «неправильные» действия (то есть сделать недостаточно для того, чтобы предотвратить страховой случай), ситуации со скрытыми действиями получили название ситуаций морального риска.
3. Противопожарная
защита при отсутствии
Кривая ТD на графика А обозначает предполагаемый совокупный ущерб при каждом уровнепредосторожности. Она имеет отрицательный наклон, поскольку увеличение предосторожности ведет к снижению риска возникновения пожара. Кривая MB на графике Вобозначает предельный доход (снижение предполагаемого ущерба) при каждом уровне предосторожности. Высота кривой MB равна наклону кривой TD. Ее отрицательный наклон отражает тот факт, что по мере того как принимаются дополнительные меры предосторожности, каждое последующее приращение предосторожности оказывает меньшее воздействие на риск возникновения пожара, чем предыдущее.
Владелец дома может снизить риск возникновения серьезного пожара посредством покупки исключительно чувствительного детектора дыма и повышенной температуры, постоянной замены бытовых приборов и проводки в доме и полного отказа от использования электрической или газовой плитки. Назовем все эти действия предосторожностью. Ее мы будем измерять в денежных единицах, потраченных на противопожарную безопасность - одна единица предосторожности стоит $ 1. Причина принятия мер предосторожности состоит в том, что таким образом снижается риск пожара и, следовательно, предполагаемый ущерб. Кривая ТО на графике А рис. 17.14 обозначает предполагаемый совокупный ущерб при каждом уровне предосторожности. Отрицательный наклон кривой совокупного ущерба отражает тот факт, что увеличение предосторожности ведет к снижению риска возникновения пожара.
Предельный доход от возросшей предосторожности соответствует предельному снижению предполагаемого ущерба, на графике В рис. 17.14 он представлен в виде кривой MB.Поскольку он измеряет предельное снижение предполагаемого совокупного ущерба, высота кривой MB равна наклону кривой TD. Отрицательный наклон MB отражает тот факт, что по мере того как принимаются дополнительные меры предосторожности, величина приростного снижения риска возникновения пожара убывает.
В каком объеме будут предприняты владельцем дома меры предосторожности? Основываясь на рациональном решении, владелец дома будет приобретать предосторожность до тех пор, пока не сравняются его предельный доход и предельные издержки. На рис. 17.15 изображены обе кривые - предельного дохода, MB, и предельных издержек, МС. Обратите внимание, что поскольку каждая дополнительная единица предосторожности стоит $ 1, кривая предельных издержек имеет форму ровной линии на высоте 1. Применяв к владельцу дома закон предельных издержек, получим точку равновесия е|Т рис. 17.15.
4. Моральный риск и влияние страхования
Поскольку каждая дополнительная единица предосторожности стоит 1$, кривая предельных издержек имеет форму ровной линии на уровне 1. В равновесии владелец дома выберет такой уровень предосторожности, при котором предельный доход будет равен предельным издержкам, точка е1
Если владелец дома покупает страховой полис, то предельная выгода от предосторожности смещается вниз от МВ к МВ´. При наличии страховки предельный доход владельца дома от предосторожности равен предельным издержкам предосторожности в точкее2. Сравнивая е1 и е2 , мы видим, что владелец дома, являясь застрахованным, меньше заботится о предосторожности.
Теперь предположим,
что владелец дома покупает страховой
полис, который покрывает все
затраты на восстановление его дома
и замену всей обстановки. Как этот страховой полис
повлияет на ситуацию, изображенную на
рис. 17.15? Во-первых, имейте в виду, что страхование
не оказывает никакого эффекта на предельные
издержки предосторожности. Однако страхование
существенным образом влияет на предельный
доход от предосторожности при рассмотрении
ситуации с точки зрения владельца
дома. Поскольку затраты на восстановление
дома покрываются страховым полисом, для
владельца дома снижение риска возникновения
пожара уже не приравнивается в той же
степени к возрастанию дохода - он знает,
что если случится пожар, ему не придется
раскошеливаться. Конечно, даже при 100%-ном
страховом обеспечении владелец дома
все-таки извлекает определенный доход,
принимая меры противопожарной безопасности.
По крайней мере, снижение риска возникновения
пожара уменьшает вероятность того, что
он окажется его жертвой. Таким образом,
предельный доход от предосторожности
все-таки имеет положительное значение,
однако оно меньше, чем при отсутствии
страховки. На рис. 17.16 кривая MB' отображает более низкий предельный
доход владельца дома, приобревшего страховой
полис. Для сравнения также изображена
кривая предельного дохода при отсутствии
страховки. При наличии страховки предельный
доход и затраты на предосторожность владельца
дома равны между собой в точке е2. Сравнивая el и ег, м