Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:16, реферат

Описание работы

Предпринимательская деятельность охватывает все сферы жизни общества, в том числе и денежную сферу. В результате этого формируется особый денежный (ссудный) капитал и система, обслуживающая его.
Историческим предшественником ссудного капитала было ростовщичество, получившее широкое распространение еще в рабовладельческом обществе.
Предприниматели, независимо от того, в каких видах деятельности они заняты, испытывают потребность в заемном капитале (в кредите) во время строительства хозяйственных объектов, освоения природных ресурсов, модернизации действующего производства, сезонного накопления производственных ресурсов, массовой закупки сырья. С другой стороны, в процессе кругооборота промышленного капитала у фирм возникают временно свободные денежные средства, и они всегда готовы выгодно их разместить, отдать в ссуду тем, кто нуждается в них. Возникает торговля деньгами. Деньги приобретают дополнительную полезность – способность приносить прибыль.

Содержание

Содержание………………………………………………….2
Введение……………………………………………………...3
Глава 1.Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности………………………………………….4
1.1. Банковская система Российской Федерации…………………4
1.2. Государственная регистрация кредитных организаций…...5
Глава 2. Лицензирование кредитных организаций……………..7
2.1. Порядок регистрации кредитных организаций…………….9
Глава 3. Правовое регулирование банковской деятельности…13
Вывод………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

даша.docx

— 33.30 Кб (Скачать)

     Банк  России вправе предъявить в арбитражный  суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

     Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном  законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную  ответственность. 

     2.1. Порядок регистрации кредитных организаций 

     Для государственной регистрации кредитной  организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России в установленном  им порядке представляются следующие  документы:

     1)  заявление с ходатайством о  государственной регистрации кредитной  организации и выдаче лицензии  на осуществление банковских  операций; в заявлении   также   указываются   сведения   об   адресе   (месте   нахождения) постоянно действующего исполнительного  органа кредитной организации,  по которому осуществляется связь  с кредитной организацией;

     2) учредительный договор (подлинник  или нотариально удостоверенная  копия), если его подписание предусмотрено  федеральным законом;

     3) устав (подлинник или нотариально  удостоверенная копия);

     4)   бизнес-план,   утвержденный  собранием   учредителей  (участников) кредитной   организации,   протокол   собрания   учредителей   (участников), содержащий  решения  об утверждении устава  кредитной  организации,  а  также кандидатур для назначения  на должности руководителя кредитной  организации   и   главного   бухгалтера   кредитной   организации.   Порядок составления бизнес-плана  кредитной организации и критерии  его оценки устанавливаются нормативными  актами Банка России;

     5)  документы об уплате государственной  пошлины и лицензионного сбора;

     6)   копии документов о государственной  регистрации учредителей -юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

     7)    документы   (согласно   перечню,   установленному   нормативными  актами Банка России), подтверждающие  источники происхождения средств,  вносимых   учредителями   -   физическими   лицами   в   уставный   капитал кредитной  организации;

     8)     анкеты    кандидатов    на    должности    руководителя    кредитной организации,    главного    бухгалтера,    заместителей    главного    бухгалтера кредитной  организации, а также на должности  руководителя, заместителей руководителя,   главного   бухгалтера,   заместителей   главного   бухгалтера филиала  кредитной  организации.  Указанные   анкеты  заполняются этими кандидатами  собственноручно и должны содержать  сведения, установленные нормативными  актами Банка России, а также  сведения:

     - о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

     - о наличии (отсутствии) судимости.

     При представлении документов Банк России выдает учредителям кредитной организации  письменное подтверждение получения  от них документов, необходимых для  государственной регистрации кредитной  организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.

     Принятие  решения о государственной регистрации  кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев  с даты представления всех документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.

     На  основании указанного решения, принятого  Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган  в срок не более чем пять рабочих  дней со дня получения необходимых  сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических  лиц соответствующую запись и  не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

     Банк  России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного  регистрирующего органа информации о внесенной в Единый государственный  реестр юридических лиц записи о  кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в Единый государственный реестр юридических лиц.

     Неоплата  или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в  суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

     Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному  банку, а при необходимости - и  небанковской кредитной организации  корреспондентский счет в Банке  России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

     Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной  регистрации. Сообщение о государственной  регистрации кредитной организации  публикуется в "Вестнике Банка  России". Лицензия на осуществление  банковских операций кредитной организации  выдается после ее государственной  регистрации и без ограничения  сроков ее действия.

     Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой  лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а  также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный  бюджет. Взыскание производится в  судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного  на то федеральным законом, или Банка  России.

     Взыскание производится в судебном порядке. Банк России вправе предъявить в арбитражный  суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

     Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном  законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную  ответственность. 

 

      Глава 3. Правовое регулирование банковской деятельности 

     Правовое  регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным  законом, Федеральным законом "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка  России.

     Можно выделить следующие основные направления  государственного регулирования банковской системы и банковской деятельности в России:

     а) законотворчество, в процессе которого федеральные органы законодательной  власти устанавливают правовые нормы, регулирующие организацию банковской системы и механизм ее функционирования, статус, функции и полномочия Банка  России, порядок создания, регистрации  и лицензирования кредитных организаций, порядок осуществления банковской деятельности, а также порядок  осуществления банковского регулирования, надзора и контроля;

     б)     подзаконное     нормотворчество    уполномоченных    федеральных  государственных   органов,   развивающих   и   дополняющих   федеральное банковское законодательство;

     в)  регистрацию и лицензирование деятельности конкретных кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных  банков, оформление разрешений   на   использование   иностранного   капитала   при   создании кредитных  организаций в РФ,  согласование сделок с долями (акциями) кредитных  организаций;

     г) денежную эмиссию, банковское регулирование, включая инструменты и    методы    денежно-кредитной    политики,    установление    обязательных экономических нормативов;

     д)  осуществление государственного контроля и надзора за банковской системой     и     банковской     деятельностью     (контрольная     деятельность Государственной Думы РФ за Банком России, контрольная деятельность Счетной  палаты  РФ,   надзорно-контрольная деятельность  Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Государственного комитета РФ   по   антимонопольной политике  и   поддержке новых экономических структур, Агентства по реструктуризации кредитных организаций);

     е)   принятие   судами   судебных   решений   по   вопросам   банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначения арбитражных управляющих  и т.п.

     Важное  значение для понимания особенностей государственного регулирования банковской деятельности имеют методы такого регулирования. Применительно к государственному регулированию банковской деятельности под методом понимается совокупность закрепленных в федеральном законодательстве приемов, средств, способов воздействия уполномоченных государственных органов на общественные отношения в денежно-кредитной сфере.

     Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется федеральными   государственными органами  с  использованием административно-правового  и гражданско-правового методов  регулирования. В основе обоих методов  правового регулирования лежат  экономические отношения.

     Анализ  правового механизма государственного регулирования банковской деятельности приводит к необходимости введения в банковское право категории  правовых режимов банковской деятельности как свойства правовой среды, в котором  осуществляется деятельность кредитных  организаций, дифференциации правового  регулирования и установленного порядка, определяющего воздействие  государства на определенные группы кредитных организаций в зависимости от их организационно-правового, финансового состояния, сферы деятельности и иных внутренних и внешних по отношению к кредитной организации факторов.

     Изучение  результата воздействия всего комплекса  правовых средств на общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления  банковской деятельности, не менее важен для оценки правового механизма государственного регулирования в данной сфере, чем изучение самих правовых средств воздействия.

     Прагматический  подход к данному явлению позволяет  изучить эффективность действия правового механизма государственного регулирования в динамике осуществления  банковской деятельности в определенный момент времени, проанализировать структуру  и сочетание правовых средств, используемых в определенных сферах банковской деятельности, качественных состояниях объектов управления, социальной среды, оценить эффективность  правового воздействия и выявить  недостатки для целей дальнейшего  совершенствования.

     В результате принятия законодательных  актов и их последующего использования  и применения уполномоченными субъектами в конкретной сфере общественных отношений создается определенная правовая среда, предписывающая объектам регулирования определенный порядок  нахождения в этой среде и возможности  осуществления деятельности. При этом следует отметить, что правовая среда формируется в результате воздействия всего комплекса регулирующих мер правового характера: законодательно определенных статусов субъектов деятельности в данной правовой среде, правовых принципов деятельности, нормативного регулирования на законодательном и ведомственном уровне, принятия индивидуально - правовых правоприменительных актов, преобладания стимулирующих или ограничивающих, запретительных методов регулирования, уровня правового регулирования и состояния законности в данной сфере.

Информация о работе Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности