Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:16, реферат
Предпринимательская деятельность охватывает все сферы жизни общества, в том числе и денежную сферу. В результате этого формируется особый денежный (ссудный) капитал и система, обслуживающая его.
Историческим предшественником ссудного капитала было ростовщичество, получившее широкое распространение еще в рабовладельческом обществе.
Предприниматели, независимо от того, в каких видах деятельности они заняты, испытывают потребность в заемном капитале (в кредите) во время строительства хозяйственных объектов, освоения природных ресурсов, модернизации действующего производства, сезонного накопления производственных ресурсов, массовой закупки сырья. С другой стороны, в процессе кругооборота промышленного капитала у фирм возникают временно свободные денежные средства, и они всегда готовы выгодно их разместить, отдать в ссуду тем, кто нуждается в них. Возникает торговля деньгами. Деньги приобретают дополнительную полезность – способность приносить прибыль.
Содержание………………………………………………….2
Введение……………………………………………………...3
Глава 1.Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности………………………………………….4
1.1. Банковская система Российской Федерации…………………4
1.2. Государственная регистрация кредитных организаций…...5
Глава 2. Лицензирование кредитных организаций……………..7
2.1. Порядок регистрации кредитных организаций…………….9
Глава 3. Правовое регулирование банковской деятельности…13
Вывод………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………
Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
Граждане,
незаконно осуществляющие банковские
операции, несут в установленном
законом порядке гражданско-
2.1.
Порядок регистрации
кредитных организаций
Для
государственной регистрации
1)
заявление с ходатайством о
государственной регистрации
2)
учредительный договор (
3)
устав (подлинник или
4)
бизнес-план, утвержденный собранием
учредителей (участников) кредитной
организации, протокол собрания
учредителей (участников), содержащий
решения об утверждении
5)
документы об уплате
6)
копии документов о
7)
документы (согласно перечню,
установленному нормативными
актами Банка России), подтверждающие
источники происхождения
8)
анкеты кандидатов
на должности руководителя
кредитной организации, главного
бухгалтера, заместителей
главного бухгалтера кредитной
организации, а также на
- о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;
- о наличии (отсутствии) судимости.
При
представлении документов Банк России
выдает учредителям кредитной
Принятие
решения о государственной
На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.
Банк
России не позднее трех рабочих дней
со дня получения от уполномоченного
регистрирующего органа информации
о внесенной в Единый государственный
реестр юридических лиц записи о
кредитной организации
Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.
Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости - и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.
Кредитные
организации приобретают статус
юридического лица с момента их государственной
регистрации. Сообщение о государственной
регистрации кредитной
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
Взыскание производится в судебном порядке. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
Граждане,
незаконно осуществляющие банковские
операции, несут в установленном
законом порядке гражданско-
Глава 3. Правовое регулирование
банковской деятельности
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
Можно выделить следующие основные направления государственного регулирования банковской системы и банковской деятельности в России:
а)
законотворчество, в процессе которого
федеральные органы законодательной
власти устанавливают правовые нормы,
регулирующие организацию банковской
системы и механизм ее функционирования,
статус, функции и полномочия Банка
России, порядок создания, регистрации
и лицензирования кредитных организаций,
порядок осуществления
б) подзаконное нормотворчество уполномоченных федеральных государственных органов, развивающих и дополняющих федеральное банковское законодательство;
в) регистрацию и лицензирование деятельности конкретных кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков, оформление разрешений на использование иностранного капитала при создании кредитных организаций в РФ, согласование сделок с долями (акциями) кредитных организаций;
г) денежную эмиссию, банковское регулирование, включая инструменты и методы денежно-кредитной политики, установление обязательных экономических нормативов;
д) осуществление государственного контроля и надзора за банковской системой и банковской деятельностью (контрольная деятельность Государственной Думы РФ за Банком России, контрольная деятельность Счетной палаты РФ, надзорно-контрольная деятельность Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Агентства по реструктуризации кредитных организаций);
е) принятие судами судебных решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначения арбитражных управляющих и т.п.
Важное значение для понимания особенностей государственного регулирования банковской деятельности имеют методы такого регулирования. Применительно к государственному регулированию банковской деятельности под методом понимается совокупность закрепленных в федеральном законодательстве приемов, средств, способов воздействия уполномоченных государственных органов на общественные отношения в денежно-кредитной сфере.
Государственное
регулирование банковской деятельности
осуществляется федеральными государственными
органами с использованием административно-правового
и гражданско-правового
Анализ
правового механизма
Изучение результата воздействия всего комплекса правовых средств на общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления банковской деятельности, не менее важен для оценки правового механизма государственного регулирования в данной сфере, чем изучение самих правовых средств воздействия.
Прагматический
подход к данному явлению позволяет
изучить эффективность действия
правового механизма
В
результате принятия законодательных
актов и их последующего использования
и применения уполномоченными субъектами
в конкретной сфере общественных
отношений создается